Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 7. Лекция 35. История экономической мысли. 1 страница




Многообразие личности человека, ее индивидуальность, разнообразие мотивов его деятельности определяют необходимость при анализе экономики использовать унифицированное представление о человеке - модель человека. Она включает основные параметры, характеризующие индивидов, - мотивы экономической активности, ее цели, особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им.

Гуманитарные науки, изучающие человека, (философия, история, социология, право и др.) рассматривают его с точки зрения своего предмета. Узко дисциплинарное рассмотрение человека, без учета достижений смежных наук, – неэффективно вследствие такой односторонности[402]. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о духовном и физическом многообразии личности человека могут дать лишь все гуманитарные науки, в рамках достигнутого каждой из них уровня познания. Поэтому экономическая теория, объясняя поведение людей, должна учитывать указанные достижения.

Условно выделяют следующие направления моделирования человека. Первое направление представлено английской классической, маржиналистской и неоклассической школами, где внимание акцентируется на материальном, прежде всего – денежном, интересе человека. Полагают, что он является главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus» была разработана в XVIII веке. В рамках этой модели предполагается, что человек обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной конкуренции. Он действует в экономической системе, представляющей простую совокупность хозяйствующих субъектов. Структура рынка ничем не деформирована. Она не терпит никакого воздействия извне (со стороны государства, например), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия. В рамках этой модели используется постулат о рациональном поведении человека, основанном на стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих интересов люди должны выбирать способы использования наличных экономических благ из числа возможных способов. Для реализации своего поведения люди должны обладать свободой выбора. Со временем степень этой свободы увеличивается вследствие постепенной ликвидации сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ее ограничений.

Рациональность экономическом поведении людей очень важна. Она позволяет прогнозировать последствия принимаемых решений, например, государственной экономической политики[403]. Различают полнуюи ограниченную рациональность. В случае полной рациональности предполагается, что человек наилучшим способом из числа возможных использует всю имеющуюся информацию и достигает максимума разницы между достигнутыми результатами и произведенными затратами. Тезис об ограниченной рациональности отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. При этом решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (разница между общими выгодами и общими издержками) меньше, чем можно предположить при полной рациональности. Анализ экономического поведения человека затрудняется наличием неэкономических компонентов его мотивации (альтруизма, религиозных установок и др.).

Второе направление присуще кейнсианской, институционалистской и исторической школам. В модели, используемой в рамках этого направления, предполагается, что мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным благам, но и элементы психологического характера – милосердие, учет традиций, соображения престижа, использование свободного времени и др. В этой модели предполагается, что достижение поставленной цели существенно затруднено вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности их поведения), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, высоких познавательно-психологических барьеров, зависимости от привычек, религиозных установок и т.п. Предполагается невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов в условиях свободной конкуренции, поскольку имеется групповой интерес, возникающий вследствие стремления экономических агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами. Предполагается, что общество имеет сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономику государства.

Модель, представленная в рамках третьего направления,отражает современные реалия. В ней предполагается изменение мотивации деятельности вследствие возрастания значения тех составляющих, которые обеспечивают реализацию духовных потребностей личности (удовлетворенность от процесса труда, его социальная значимость и сложность, и др.). Предполагается наличие значительной информированности о мире, более высокого общеобразовательного и культурного уровня, многообразие и динамизм требований потребителей к способам и средствам удовлетворения потребностей, возрастание значимости потребностей в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, духовного самоопределения, выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Предполагается наличие общества, основанного на демократических плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Модель «советского экономического человека» определялась условиями коммунистического тоталитарно-репрессивного режима. Она отражала основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства, в том числе - раздвоенность целевой функции поведения человека. Труд на государство сопровождался жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственных производителей от средств производства. Поэтому доминировало стремление к минимизации затрат труда, господствовали иждивенческие настроения, государственное имущество расхищалось, преобладало ожидание пусть небольшой, но зато гарантированной «заработной» платы не столько за результаты труда, сколько за факт присутствия человека на рабочем месте. Неэффективному труду на государство противостоял труд на себя как в легальной индивидуальной трудовой деятельности, в кооперативах, на приусадебных и садовых участках и др., так и в нелегальной теневой экономике. Здесь имела место рационализация трудовых затрат в целях максимизации получаемого дохода, появлялась и проявлялась способность рисковать, активное стремление к поиску новой информации, установлению деловых контактов, к дифференциации трудовой деятельности. Такая раздвоенность целевой функции снижала общую эффективность функционирования экономики и вызывала негативные нравственные издержки.

Возникновение и развитие экономической[404] теории, ее направления и школы. Экономическая теория – это основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями научное обобщение процессов, происходящих в экономической жизни. Теория исходит не из заранее заданных принципов и положений, а из реальных фактов и процессов. Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива. Поэтому экономическая наука не вправе претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действительных процессов и тенденций. Научное знание истинно лишь с известной степенью приближения. По мере происходящих в экономической жизни изменений уточняются или отбрасываются прежние представления, приходят к новым обобщениям и выводам.

В экономической науке существуют разные направления, в основе которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. Это деление условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ[405]. Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно различаются по изучаемой проблематике, кругу интересов, занимаются разработкой более частных проблем.

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда тесно связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. Так, меркантилисты превозносили и абсолютизировали сознательную роль торговли. Это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями и усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, что национальное богатство увеличивают только «дары земли», т.е. сельское хозяйство. Они рассчитывали с помощью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и «жестокостей» нового общественного строя.

Появлению новых теорий, созданию оригинальных работ предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической науки и практики. Новые концепции опираются на труды и разработки предшественников. Они, как правило, систематизируют и упорядочивают накопленное теоретическое богатство.

Попытки теоретического осмысления вопросов экономики содержатся в трудах Аристотеля, Ксенофонта, Платона и других мыслителей древности. Экономика ими рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, например, рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени, исследовал основания пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т. п.

Классическая экономическая теория как особая область научных знаний возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Термин «политическая экономия»[406] впервые ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат политической экономии». Он рассматривал политическую экономию как науку о правилах хозяйственной деятельности.

Англичанин Томас Ман и француз Жан Батист изложили идеи меркантилизма о закономерностях в сфере обращения (т.е. в денежном обороте и торговле), определившие направления экономической мысли XV-XVII вв. У. Петти опубликовал «Трактат о налогах и сборах». Пьер Лепезан де Буагильбер пытался определить причины экономического роста общества. Он отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, складывающиеся в условиях свободной конкуренции, покрывающие издержки производства и позволяющие получить прибыль, обеспечивающие реализацию товаров и потребительский спрос. Он разделял тезис «laisser faire, laisser passer»[407] о невмешательстве государства в экономику.

Шотландец Джон Ло (вторая половина XVII в. и первая половина XVIII в.), генеральный контролер финансов Франции, называемый «отцом инфляции», полагал, что основным фактором экономического благополучия является наличие большого количества денег в стране. Он понимал, что богатство представляют не сами деньги, а товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилучшего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов экономического процветания. Ему принадлежит идея централизации и ассоциации капиталов, опередившая свое время лет на 150.

Франсуа Кенэ и Анн Тюрго являются представителями французской школы физиократов (от греческого – власть природы). Физиократы основное внимание уделяли производству. Ф. Кенэ предложил термин «воспроизводство», разработал «Экономические таблицы» - первую модель национальной экономики, основанную на представлении о непрерывности процессов воспроизводства и реализации при существовании определенных экономических пропорций и сформулированной им классовой стратификации общества (собственников, производительного и бесплодного классов). Его идеи в ХХ в. стали одной из теоретических основ формирования межотраслевых балансов (балансов «затраты — выпуск»), которые позволяют анализировать производство и распределение совокупного общественного продукта. Тюрго сформулировал понимание физиократами производства чистого продукта как результата производительности труда, занятого в земледелии. Он попытался раскрыть проблемы цен и стоимости.

А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) утверждал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать его человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической активности - в процессе разделения труда. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Поэтому процветание общества возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес, ведущий к достижению этого благополучия, - это стимул, который готов преодолеть сотни препятствий. Индивидуум, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах, стремясь к удовлетворению частного интереса, и в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это[408].

Смит А. полагал, что свободное проявление и эффективное удовлетворение частного экономического интереса является естественным порядком. Основой его экономического учения был принцип свободной конкуренции. Только при свободном передвижении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Политика естественной свободы фундаментально обоснована в его теории, она включала свободное движение рабочей силы, свободную торговлю землей, отмену правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли, свободу внешней торговли. Теория А. Смита в XIX-XX вв. испытана на практике многих стран, добившихся высоких темпов экономического развития. Д. Рикардо считал источником доходов сферу производства, а стимулом экономического развития – норму прибыли. Он полагал, что условием и предпосылкой экономического прогресса является решение проблемы накопления. Швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди возродил и дал объяснение термину «пролетариат», иное по сравнению с его содержанием в древнеримский период, когда он обозначал низшие, неимущие, деклассированные слои общества. Социалисты-утописты Анри Сен-Симон, Шарль Фурьё (Франция) и Роберт Оуэн (Великобритания) выступили с требованиями реорганизации производства, распределения и потребления[409].

К. Маркс и Ф. Энгельс создали коммунистическую философскую и экономическую концепцию. Ее основополагающие принципы были разработаны К. Марксом (1818—1883). Было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, жестко детерминированных причинах смены формаций. Утверждалось, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общества - сложна и противоречива. Законы, действующие в обществе, выражают «принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями», а также между идеологической и политической надстройкой и базисом. К. Маркс в «Капитале» анализ системы экономических отношений начинал с товара, в котором, по его мнению, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы. Маркс рассматривал лежащую в основе цены стоимость; прибавочную стоимость как основу прибыли; стоимость рабочей силы и ее «цену» — заработную плату; процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса.

Маркс К. утверждал, что кругооборот капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения трех стадий. На каждой из стадий происходит смена функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный, производительного — в товарный, товарного — вновь в денежный капитал. Согласно его схеме воспроизводства рассматривались условия и пропорции обмена между производством средств производства и производством предметов потребления.

Концепция К. Маркса основывалась на трудовой теории стоимости. Он рассматривал процесс распределения прибавочной стоимости (ее превращенных форм) между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты, механизм трансформации стоимости товара в цену производства. Утверждается, что равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. При продаже товаров по ценам производства (а не по их стоимости) сохраняется в несколько измененном виде действие закона стоимости. Источником дохода предприятия является труд. Остальные виды доходов (предпринимательская прибыль, торговая прибыль, ссудный процент, рента) — результат неоплаченного труда рабочих.

Теория прибавочной стоимости К. Маркса не учитывала того, что предпринимательский труд, труд по управлению и организации производства, земля и инвестиции, знания и опыт также являются источником ценности товара, создают доход. Трудовая однофакторная теория стоимости не согласуется с практикой, ибо труд неоднороден и различается не только по затраченному времени, но и по результатам. Создание товара возможно и без непосредственного участия живого труда (в случае полной автоматизации производства).

«Предельная полезность» и концепция предельных величин. Во второй половине XIX в. Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Евгений фон Бем-Баверк сформулировали теорию предельной полезности и предельной производительности – маржинализма (англ. marginal - предельный). Экономика в ней анализировалась преимущественно исходя из психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Предполагалось, что он руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. Выбор потребителя зависит от степени значимости для него приобретаемого блага, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Задача выявления предпочтений потребителей решается путем соизмерения и сопоставления «полезностей» (потребительных стоимостей). Эта теория использовалась при анализе издержек производства, взаимовлияния цены, спроса и предложения на конкретные товары, определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.

Предполагалось, что острота нужды в том или ином благе неодинакова, поэтому существует своего рода иерархия потребностей. В одном случае - это кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы утолить жажду; пара обуви, чтобы не ходить босиком. В другом - наличие значительного количества подобных благ, существенно изменяющее остроту потребности, степень «полезности» благ. «Полезность» одного ломтя хлеба, одного стакана воды, одной пары обуви намного выше полезности сотни стаканов воды, корзины хлеба, нескольких десятков пар обуви. По мере потребления новых единиц, частей, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания «пользы» падает, добавочная «полезность», приносимая каждой новой долей, порцией, снижается. Важность (ценность) благ (потребительных стоимостей) определяет не средняя, а наименьшая, добавочная «полезность», приносимая каждой очередной и в каждом конкретном случае «последней», конечной единицей, долей, порцией блага. Для обозначения этой добавочной «полезности» употребляется термин предельная «полезность», под которой принято понимать наименьшую из всех удовлетворяемых из имеющегося запаса (набора, комплекта).

Переход к анализу взаимосвязи спроса и предложения как исходного момента ценообразования оказал существенное влияние на формирование системы взглядов, трактовку основных категорий и методологию неоклассиков. Занимаясь анализом рыночной экономики, они использовали экономические модели в качестве инструмента научного исследования[410]. Неоклассическая теория не является цельной и субординированной системой взглядов. Она не является единой завершенной концепцией, хотя и имеет некоторый общий понятийный аппарат, основывающийся на принципах, признаваемых большинством ее представителей. Неоклассики занимаются разработкой различных проблем. Они представляют не одну, а различные концепции и школы. Общность тем, близость или сходство разрабатываемых проблем не означает общности во взглядах. Неоклассическое направление «объединяет» представителей неоднородных школ, различающихся и сферой интересов, и глубиной анализируемых проблем, и полученными результатами (выводами и рекомендациями). Неоклассическая школа полагает, что экономические разработки, как правило, должны иметь выход на практику, давать рекомендации для обоснования экономической политики. Взаимосвязь позитивных аспектов теории с нормативными выводами характерна для многих разработок и концепций[411].

Концепция равновесной цены. Альфред Маршалл в работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) сформулировал основные положения неоклассического направления экономической теории. Он указал, что спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования. Теоретики неоклассического направления исследовали механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния. Неоклассики (А. Маршалл, Артур Пигу, 1877—1959, и др.) исследовали влияние различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. Они исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.

Маршалл А. разработал концепцию как своего рода компромисс между различными направлениями экономической науки, и в частности - теориями стоимости. Его основная идея состояла в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил «компромиссную» теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой»[412]. Маршаллом предложен график равновесной цены.

Американский ученый Саймон (Семён) Кузнец (1901 — 1985) разработал статистическую основу исчисления национального дохода и методы подсчета валового внутреннего и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) разработал модели экономики США, Мексики, Японии и ряда других стран; организовал проект «Линк» для отражения картины международных экономических связей и мировой торговли. Гарри Беккер (р. 1931) распространил методы экономического анализа на изучение семьи, преступности, других социальных проблем[413].

В 30 гг. ХХ в. проблема состояла в том, чтобы найти пути выхода из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)[414], в которой сформулировал макроэкономический подход[415] как метод анализа взаимообусловленной совокупности макроэкономических показателей. Он полагал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и его составляющих – потребительского и инвестиционного спроса, и влияющих на их изменение факторов. Активизация и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействует на расширение производства и предложения товаров и услуг.

В теории Кейнса придается решающее значение инвестициям. Чем выше ожидаемый от них доход и доходность, чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы производства и выше его темпы. Кейнс предусматривал активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулируемость рынка и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может. Государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень ссудного или банковского процента, либо осуществляя инвестиции в общественные и другие работы. Кейнс выступил с критикой т.н. закона Сэя[416].

Кейнс утверждал, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса[417]. Для увеличения суммы инвестиций предлагалось снизить ставки процента по кредитам (что увеличит разницу между кредитной ставкой и ожидаемой доходностью инвестиций, поэтому предприниматели будут инвестировать не в ценные бумаги, а в развитие производства). Для стимулирования спроса он рекомендовал увеличивать расходы, инвестиции и закупки товаров государством. Кейнс предлагал перераспределять доходы в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы, что увеличивало бы спрос этих групп и повышало спрос массовых покупателей, увеличивало склонность к потреблению в обществе. Следствием стало бы расширение производства, привлечение дополнительных работников, сокращение безработицы.

Кейнс отдавал предпочтение бюджетному механизму регулирования спроса (по сравнению с денежно-кредитным). Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня кредитной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Поэтому необходимо не снижение ставки кредита (косвенная форма регулирования), а эффективная бюджетная политика, в том числе - увеличение тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм. В теории Кейнса важную роль играет концепция мультипликатора[418], усиливающего спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Но существуют ограничители мультипликационного эффекта. Мультипликация имеет место при наличии неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы, когда происходит наращивание выпуска продукции за счет незначительных дополнительных вложений. Кейнс предполагал наличие эффекта мультипликации прежде всего за счет расходов из государственного бюджета[419]. Его рекомендации применялись на практике, в экономических программах, в мерах и акциях экономической политики не только в Англии и США, но и в других странах.

Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и конкретизировали его положения и рекомендации. Концепцию мультипликатора они дополнили концепцией акселератора[420]. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейнсианцы разработали схему непрерывного динамичного роста экономики. Была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста). Разработано положение о бюджетном регулировании ее с использованием стабилизаторов, которые бы автоматически реагировали на циклические колебания, смягчали эти колебания (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).

Новые проблемы (микрохозяйственных процессов, экономического роста, инфляции, рынков отдельных товаров и др.) исследовались представителями школы неоклассического синтеза: Джоном Хиксом (1904—1989), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и другими. В зависимости от состояния экономики они предлагали использовать кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. Лучшим регулятором они считали денежно-кредитные методы. По мнению представителей этой школы рынок способен сам установить равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением. Но они не преувеличивают регулирующие возможности рынка, полагая, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.

Школа неоклассического синтеза расширяла тематику исследований, исследовала проблемы экономического роста; разрабатывала методы экономико-математического анализа; развивала теорию общего экономического равновесия; предложила методику анализа безработицы и методы ее регулирования; исследовала теорию и практику налогообложения. Джеймс Бьюкенен (р. 1919) исследовал применение экономических методов в политологии и разрабатывал экономические основы принятия политических решений. Франко Модильяни (р. 1918) описывал закономерности образования личных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия инвестиционных решений. Джеймс Тобин (р. 1918) разработал теорию выбора портфельных инвесторов, пришел к выводу, что они стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и менее рискованные инвестиции. Школа неоклассического синтеза отказалась от ряда доктринальных положений неоклассиков[421], использовала методы макроанализа, развивала прикладные аспекты экономической теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.