Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 7. Лекция 35. История экономической мысли. 6 страница




[110] В России к безработным относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия); занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе.

[111] Подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

[112] В США в 1960 гг. естественным уровнем была безработица в 4,3%, в 1970 — 6,6%, в 1980—1990 гг. — около 7%. Превышение безработицы над ее естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. В США в 1960—1990 гг. 60% прироста числа безработных приходилось на структурную безработицу, а 40% — на циклическую.

[113] На практике трудно отделить воздействие структурных факторов от циклических, поэтому деление безработицы на фрикционную, структурную, циклическую и пр. – условно, но может быть полезным для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов влияния на рынок труда.

[114] (http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru): «Из общей численности населения России: 64% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста - 84 480 000. Личный состав армии вместе с контрактниками, сверхсрочниками, вольнонаемными, персоналом вспомогательных и приданных предприятий - 2 127 000».

Численность всех штатных сотрудников ФСБ, ФСО, ФПС, СВР, ФАПСИ, МЧС, МВД, ВВ, Минюста и прокуратуры; работников таможни, налоговых и прочих инспекций; служащих прочих федеральных министерств и ведомств, сотрудников аппаратов властных структур с депутатами, чиновников лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов, священнослужителей и обслуги религиозных и культовых сооружений; организованных преступных групп, и заключенных; а также безработных, составляет 111 435 000 (!) человек, ничего не производящих и существующих за счет бюджета и платежеспособной части населения.

«Весь малый, средний и фермерский бизнес-класс вместе с «интеллигенцией», ПБО-ЮЛ, «челноками» составляет 20 565 000 человек. «За последние 35 лет (1970-2005 гг.) из России уехали свыше 30 млн. человек. Легально въехали в страну 3 млн. человек.

[115] Например, если в данном году естественный уровень безработицы – 6%, а фактический ее уровень – 8%, то разница – 2%. Если фактический ВНП составляет $2 трлн., то общество «недополучило» 5% (2% х 2,5 = 5%) от $2 трлн., т.е. $100 млрд. Таким образом, потенциальный ВНП составил бы $2,1 трлн.

[116] На зависимости Филлипса долгое время основывалось социально-экономическое регулирование. Однако имелись примеры не обратной, а прямой связи между безработицей и инфляцией, когда цены продолжали расти несмотря на рост безработицы. Поэтому сомнительна роль кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

[117] В 1935 г. по инициативе защищавшего права рабочих и малоимущих Р. Вагнера принят закон (Wagner Act), закрепивший право рабочих на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров, право рабочих на забастовку. Он обязал нанимателей участвовать в переговорах и заключении договора, запретил преследовать рабочих за профсоюзную деятельность. Закон Уолша—Хили 1936 г. ограничил максимальную продолжительность рабочей недели (40 часов) при 8-часовом рабочем дне; запретил наем подростков моложе 16 лет; определил минимум заработной платы для рабочих, занятых на предприятиях, выполняющих заказы федерального правительства. В контракты, заключаемые на сумму свыше $10 тыс., вносились пункты о согласии подрядчика придерживаться уровня заработной платы, определяемого министром труда, платить в полуторном размере за каждый час сверх 40 часов работы в неделю.

Закон Блэка—Коннери о справедливых трудовых отношениях (Fair Labor Standards Act) вступил в действие 24.10.1938 г. В соответствии с ним впервые в масштабах США была установлена минимальная оплата труда в час: в 1938 г. — $0,25, 1939 г. — $0,3, 1941-1945 гг. — $0,4 в час. Установленный минимум был крайне низок, действие закона не распространялось на значительную часть работающих, но факт его установления стал важным завоеванием профсоюзов. Закон регламентировал использование труда подростков и детей: определял минимальный возрастной ценз, продолжительность их рабочего времени и другие условия труда. Во многих штатах также приняты законы, предусматривающие необходимость предоставления работающим подросткам определенного времени для школьных занятий и отдыха; запрещают использование их труда на вредных для здоровья или опасных производствах. Государство, расширяя свои социальные функции, становилось на защиту интересов работников. В период с 1950 г. по 2003 г. минимальная оплата труда в час увеличилась в США с $0,75 до $5,15.

В 1947 г. принят закон о трудовых отношениях Тафта—Хартли (Labor Management Relations Act or Taft — Hartley Act). Он охватывает почти все аспекты трудовых отношений и деятельности профессиональных союзов. Закон запретил многие формы стачечной борьбы, вызывавшие особое недовольство предпринимателей, добавил перечень положений о нечестной трудовой практике, закрепил положение о борьбе с коррупцией в профсоюзах; о чрезвычайном положении, вводимом в стране в связи с крупной стачкой, о роли президента в такой ситуации.

Закон Лэндрама—Гриффина (Landrum—Griffin Act) 1959 г. об отчетности и раскрытии фактов в трудовых отношениях потребовал отчетности и гласности по вопросам, касающимся взаимоотношений между профсоюзами и нанимателями; регламентировал процедуру выборов должностных лиц и финансовую деятельность профсоюзов; санкционировал вмешательство государства во внутренние дела профсоюзов; упорядочил отношения между членами профсоюзов и их руководителями.

В 1964 г. принят закон о гражданских правах (Civil Rights Act), запретивший дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, национального происхождения, пола и религиозных убеждений в различных сферах социальной жизни, в том числе при найме на работу, оплате труда, увольнении и других вопросах. Он заложил правовую основу для формального обеспечения всех американцам равными возможностями на производстве. Защита прав женщин в сфере труда гарантируется Законом о равной оплате 1963 г. (Equal Pay Act), Законом о запрещении дискриминации по беременности 1978 г. (Pregnancy Discrimination Act), который относит подобную дискриминацию к разновидности запрещенной законом дискриминации по признаку пола. Согласно закону 1963 г. о равной оплате предприниматель обязан платить за равный труд женщине не меньше, чем мужчине. Женщина, считающая, что подверглась дискриминации при оплате труда, может обратиться в местное отделение Комиссии по обеспечению равных возможностей в сфере занятости.

Закон о предпочтении найма ветеранов 1944 г. (Veteran's Preference Act) обязывает отдавать предпочтение при найме демобилизованным военнослужащим. В 1967 г. принят закон о недопущении дискриминации в сфере занятости в связи с возрастом (Age Discrimination Acts of 1967, 1975), который запретил учет возраста при приеме на работу и обязательное увольнение на пенсию. Закон запрещает помещение объявлений о найме, в которых указывается предпочтение работодателя относительно возраста кандидата. Закон защищал работников в возрасте от 40 до 65 лет. В последующие годы возрастной предел был повышен до 69 лет включительно. Его дополнили законы большинства штатов, принятые в защиту прав пожилых работников. Законом 1973 г. защищены права инвалидов в сфере труда.

Закон о профессиональном обучении 1963 г. (Vocational Education Act) предусматривал программы федеральной помощи развитию профессионального обучения. Закон об экономических возможностях 1964 г. (Economic Opportunity Act) предусматривал программы помощи в профессиональной подготовке и обучении. Закон 1973 г. о всеобщей занятости и профессиональной подготовке (Comprehensive Employment and Training Act) предусматривал создание экономических стимулов для борьбы с безработицей и создание условий для повышения производственной квалификации ищущих работу. Согласно этому закону местные и федеральные власти ежегодно выделяли крупные средства для осуществления программ производственного обучения молодежи. Срок его действия истек в 1982 г., когда он был заменен законом о партнерстве и профессиональном обучении (Job Training Partnership Act). В 1974 г. принят закон об охране прав личности (Privacy Act), в 1975 г. - закон об инвестициях в рабочую силу 1998 г. (The Workforce Investment Act).

[118] Министерство призвано способствовать поддержанию и повышению благосостояния наемных работников, улучшению условий их труда и расширению возможностей получения хорошо оплачиваемой работы. Оно ведает вопросами занятости, защиты интересов трудящегося населения страны, трудового законодательства, улучшения условий труда, выдачи пособий по безработице, предотвращения дискриминации при найме и т. п. В его состав входят Управление трудоустройства и профессиональной подготовки, Управление техники безопасности и охраны труда, Управление по стандартам занятости, Бюро трудовой статистики, Бюро по защите трудовых прав женщин. В рамках Министерства функционирует Управление межведомственных связей и контактов с Конгрессом, Управление по связям с общественностью. Министерство осуществляет контроль над соблюдением законов о минимальной заработной плате и оплате сверхурочных, над соответствием американского трудового законодательства и практики нормам международных конвенций, ратифицированных в США.

Министерство осуществляет руководство и принимает непосредственное участие в переподготовке рабочей силы, организует программы обучения с отрывом и без отрыва от производства, охватывающие миллионы человек. Работа ведется на основе анализа перспективного спроса на работников различных специальностей. При этом учитываются как нынешние, так и будущие квалификационные требования, которые будут предъявляться к специалистам. Министерство осуществляет деятельность по оказанию помощи в трудоустройстве пожилых работников, инвалидов, молодежи, женщин, представителей этнических меньшинств.

[119] Комиссия имеет статус федерального независимого агентства и состоит из пяти членов, которые назначаются президентом по совету и с согласия сената на пятилетний срок. В задачи Комиссии входит контроль над недопущением дискриминации по признаку расы, пола, религиозных убеждений, возраста при трудоустройстве, продвижении по службе, увольнении, обучении и решении других вопросов в сфере трудовых отношений. Комиссия несет ответственность за соблюдение антидискриминационных положений закона о равной оплате, закона о гражданских правах, закона о реабилитации, закона о дискриминации в сфере занятости. Комиссия рассматривает возникающие проблемы и споры практически всех категорий и групп работников в связи с их расовой принадлежностью, национальным происхождением, религиозными убеждениями, полом и возрастом.

[120] В штатах первые законы о страховании от травматизма были приняты девятью штатами в 1911 г. К 1920 г. не имели таких законодательных актов только восемь штатов. Некоторые из них затянули процесс принятия законов, регулирующих отношения работодателей и работников в этой сфере. Штат Миссисипи утвердил программу страхования рабочих, потерявших трудоспособность на производстве, только 1 января 1949 г.

[121] Программы предусматривают 100% оплату работодателем медицинских услуг, которые могут потребоваться в связи с полученной травмой. Получив уведомление о произошедшем несчастном случае, предприниматель должен немедленно обеспечить первую помощь, лечебное, хирургическое, больничное обслуживание и уход, а также оплату лекарств. Во многих штатах установлены лимиты на продолжительность времени лечения (обычно 6 месяцев) и на общую сумму медицинских расходов, выплачиваемую предпринимателем.

Денежные выплаты предоставляются утратившим трудоспособность в результате производственного травматизма на срок не менее 3-7 дней. В 23 штатах и округе Колумбия период ожидания, после которого начинаются выплаты, составляет 3 дня, еще в 23 штатах этот период составляет 7 дней, в остальных штатах — 4-6 дней. Большинство пострадавших, получающих денежную компенсацию, относятся к категории временно утративших трудоспособность. Самые тяжелые случаи, приводящие к полной постоянной утрате трудоспособности, вместе с фатальными случаями составляют менее 1 % всех случаев, однако расходы на эту категорию достигают 13% всех выплат. Во многих штатах, например Кентукки или Техасе, используются ориентиры по оценке нетрудоспособности, публикуемые Американской медицинской ассоциацией. В некоторых штатах, например Флориде, разработаны собственные руководства.

Величина денежных выплат в разных штатах колеблется от 66,6 до 100 и даже 105% (Миссури) предшествующей средненедельной зарплаты работника, но не выше установленного максимума. В большинстве штатов этот максимум установлен в диапазоне $300-700 в неделю.

[122] Расходы в целом по программам страхования производственного травматизма в США в 1999 г. составляли $42391 млн., денежные выплаты - $24424 млн., медицинские расходы - $17967 млн.

[123] Классификатор отраслей предусматривает 22 класса профессионального риска. Страховой тариф для I класса – 0,2%, для XXII класса – 8,5%.

[124] Из 58 государственных пенсионных систем, охваченных обследованием Международной организации труда, 44 относились к распределительным, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования — пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных — и самими работающими. В таких странах государственный пенсионный фонд или другая соответствующая организация аккумулирует денежные средства и использует их только для текущих выплат пенсии. В благоприятные годы возможно образование резерва, который предназначен для покрытия дефицита в неблагоприятные годы.

[125] 1 уровень — защита от бедности, т.е. предоставление государственной распределительной пенсионной системой гарантий определенного прожиточного минимума. Пенсии дифференцируются в зависимости от стажа, трудового вклада, отсутствия или минимальных размеров заработной платы.

2 уровень — обеспечение достойной старости. Он рассчитан на активно работающих, стимулируя или обязывая их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Государством или под его контролем создается обязательная пенсионная система, в которой возможно применение и распределительных, и накопительных принципов финансирования.

3 уровень — индивидуальное дополнительное добровольное пенсионное обеспечение с помощью страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов без участия государства.

[126] Первые пенсионные кассы страхового типа появились в 1888 г. на частных железных дорогах. Решением Государственного Совета на Общество частных железных дорог была возложена обязанность учреждать для служащих пенсионные кассы и в течение 1888 г. было учреждено 16 пенсионных и 16 сберегательно-вспомогательных касс. Государство активно поддерживало создание таких касс, однако они были не государственными, а публично-правовыми учреждениями, создаваемыми отдельными группами населения с элементами самоуправления. Затем стали создаваться пенсионные кассы служащих и рабочих в частных кредитных, торговых, промышленных предприятиях, в страховых обществах.

Октябрьская революция 1917 г. остановила процесс формирования пенсионных касс в России. Была создана система государственного пенсионного обеспечения, финансирование пенсий стало осуществляться за счет государственного бюджета. Страховые принципы в пенсионном обеспечении были ликвидированы. Пенсии назначались на уравнительной основе — всем в размере прожиточного минимума.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) началось возрождение страховых принципов пенсионного обеспечения. К концу 1920 гг. постепенно расширился круг лиц и отраслей, охваченных страховой пенсионной системой, был осуществлен переход от пенсий в твердых размерах к пенсиям в процентном отношении к заработной плате. Принципы организации пенсионного обеспечения, введенные «Положением о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» (13.02.1930 г.),просуществовали почти 30 лет. Но низкие тарифы взносов в бюджет социального страхования не обеспечивали поступления средств, достаточных для социального и пенсионного обеспечения, поэтому требовалось привлечение средств государственного бюджета. С 1937 г. бюджет государственного социального страхования стал составной частью государственного бюджета страны. Но в доходной части государственного бюджета средства социального страхования составляли небольшую часть (в 1970-1980 гг. - около 5%), поэтому активно использовались иные бюджетные доходы для выплаты пенсий, размеры которых постоянно повышались. В результате принцип социального страхования был практически погашен. Изменение политических и экономических условий в России в конце 1980 гг. привело к существенному сокращению доходов государственного бюджета, возник кризис в выплате пенсий. Необходимо было реформирование системы пенсионного обеспечения на основе принципа социального страхования.

[127] До вступления их в силу действовал следующий порядок. Из 35,6% единого социального налога 28% поступали в Пенсионный фонд РФ (ПФР), из средств которого выплачивалась пенсия.

[128] Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.06.98 г. № 75-ФЗ;

Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о лицензировании деятельности НПФ от 22.06.02 г. № 546 и «Требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» от 13.12.99 г. № 1385;

Постановление Правительства РФ об утверждении «Правил размещения пенсионных резервов НПФ и контроля над их размещением» от 23.12.99 г. № 1432.

[129] В США максимальный срок его получения составляет 26 недель, в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель, средненедельное пособие по стране в 1998 г. равнялось $ 200 при довольно больших различиях по отдельным штатам.

[130] Центр занятости, зарегистрировавший безработного, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности. В случае невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе. Решение о признании граждан безработными принимается центром не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. Безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. При признании гражданина безработным одновременно назначается пособие по безработице. Их размеры дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безработными. Уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых 3 месяцев в размере 75% среднего заработка за последние 2 месяца работы, в течение следующих 4 месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области. Уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы. Гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы. Продолжительность периода выплаты пособия не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

[131] «Человеческий капитал» - это образование, квалификацию, знания, навыки и опыт, воплощенные в рабочей силе и используемые в процессе производства. Различия в заработной плате определяются размером инвестиций в человеческий капитал по категориям работников. В результате их увеличения возрастают доходы работников, улучшаются показатели экономической деятельности фирм. Затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы рассматриваются предпринимателями не как издержки производства, которые необходимо минимизировать, а как производственные инвестиции.

[132] Осуществляется найм специалистов; отбор претендентов, непосредственно обращающих за работой; найма кадров с помощью рекламных объявлений в средствах массовой информации; обращения в государственные и частные агентства по содействию найму. При отборе претендентов число кандидатов на должности, как минимум, должно быть в два раза больше, чем количество имеющихся вакансий. Число интервьюируемых для допуска в претенденты должно быть еще в полтора раза больше.

Отбор претендентов включает анализ рабочего места с его спецификацией и выбор процедуры отбора (включая анализ информации, содержащейся в банках данных фирмы об имеющихся претендентах на работу, их интервьюирование и тестирование). Крупные фирмы имеют центры оценки кадров, осуществляющие отбор вновь нанимаемых работников, отбор и аттестацию претендентов на внутреннее продвижение на основе заключения по результатам тестирования и аттестации. Используются схемы замещения сотрудников, учитывающие затраты на наем (отбор персонала, ввод в должность, обучение в период работы, выплаты на программы социального страхования), увольнение, продвижение персонала и управление им. Используется планирование человеческих ресурсов и анализ динамики потребности в персонале по отдельным категориям, исходя из долгосрочных целей фирмы.

Управление персоналом осуществляет кадровая служба, имеющая отделы трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, условий труда и борьбы с травматизмом, обучения кадров, учета и делопроизводства; специалистов по управлению и трудовым отношениям, социологов. Она реализует программы непрерывной подготовки и переподготовки рабочей силы, разработки и реализации мер по мотивации персонала.

[133] Она широко применялась в дореволюционной России. Недостатком ее была недостаточная степень упорядоченности взимания штрафов.

[134] Увеличивается доля переменных элементов заработной платы (премии, бонуса и т.п.), достигающих 1/3 всей заработной платы и используемых в качестве поощрения за экономию сырья и материалов, прирост производительности труда и улучшение качества продукции

Применяются т.н. аналитические системы оценки трудового вклада, где дифференцированно в баллах оцениваются факторы процесса труда: квалификация работника, объем работы, качество ее результатов, финансовые результаты деятельности фирмы. Для оценки результатов труда административно-управленческого и инженерно-технического персонала применяется метод достижения поставленных целей (устанавливается перечень основных обязанностей работника до определенного срока; определяются сферы ответственности применительно к каждой функциональной обязанности; устанавливаются единицы измерения по каждой категории ответственности, например %, доллары и т.п.; устанавливаются индивидуальные «стандарты исполнения», которые соотносятся с расчетными стандартами). Эту систему в 1990 гг. использовали 75% американских фирм;

Используются системы тарифных ставок, которые стимулируют рабочих к достижению высоких конечных результатов, прежде всего, по параметрам качества, а также к овладению смежными и иными профессиями, например профессиями по ремонту производственного оборудования. Заработная плата значительно дифференцируется для отражения индивидуальных различий в результатах труда, а также в уровне квалификации и опыте работников.

Используются различные формы группового (бригадного) стимулирования для связи между конечными результатами деятельности трудового коллектива (прирост производства, производительности труда и т.д.) и вознаграждением в виде премий и бонусов. Используется участие работников в прибылях, увязывающее денежное вознаграждение не с производственными результатами деятельности фирмы, а с финансовыми, т.е. с ростом прибыли; используется участие работников во владении акциями.

[135] В основе данного подхода лежат концепции ряда американских экономистов, социологов и психологов (Ф. Херцберга, Д. Макгрегора и др.), выдвинувших тезис о необходимости социальной и производственной активности работника, о важности содержания труда для полного раскрытия потенциала человека в производстве.

[136] В нем регламентируются основные правила ведения коллективных переговоров, порядок заключения коллективных договоров и соглашений (документов, регулирующих отношения между работодателями и наемными работниками). Работодатель и работники самостоятельно определяют содержание коллективного договора. Обычно он включает нормы и обязательства, регулирующие условия труда, в том числе его оплату, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрану труда, трудовые льготы; нормы и обязательства, регулирующие вопросы занятости и предоставления льгот при высвобождении с предприятия; нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (компенсация транспортных расходов, организация питания, обеспечение жильем); обязательства и нормы, касающиеся социального обеспечения и медицинского страхования работников; правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор, порядок и сроки осуществления контроля над реализацией договора. Коллективный договор обычно подписывают представители администрации и профсоюза.

[137] Как правило, на предприятии – это валовая, товарная или чистая продукция, на уровне национальной экономики - валовой внутренний продукт, т.е. добавленная стоимость продукции отдельных отраслей.

Методы измерения объема продукции определяют относительный характер показателя производительности труда. Так, на швейной фабрике один и тот же персонал на одном и том же оборудовании за один и тот же период времени произведет различные объемы продукции в зависимости от того, какая ткань (дорогая или дешевая) используется для пошива изделий. На металлургическом заводе персонал на одних и тех же прокатных станах за один и тот же период времени произведет различные объемы продукции (по цене и по массе) в зависимости от ее сортамента (ширины полок швеллеров и уголков и т.п.).

[138] Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функций предложения отдельных работников.

[139] Например, наиболее высоки заработки у таких специалистов, как врачи, преподаватели, юристы. Их труд требует больших затрат на обучение, и заработная плата должна компенсировать эти затраты.

[140] Средний рост официальной реальной заработной платы в России в 2007 г. превысил 14%, а увеличение пенсий обогнало прирост зарплат. Однако среднестатистические цифры увеличения заработных плат не отражают реальную ситуацию с доходами населения. Если у половины работающих заработки действительно растут очень заметно, то у остальных они стагнируют или даже сокращаются в реальном выражении. В 2007 г. средний рост заработной платы составлял 13,4%, а средний рост пенсий - 5,1%. Эта статистика основана на официальных данных о среднегодовой инфляции по всем группам потребительских товаров. Однако цена потребительской корзины пенсионеров, бюджетников и других малооплачиваемых граждан растет гораздо больше, чем официальный уровень среднестатистической инфляции. Рост доходов крайне неравномерно распределяется по различным социальным группам. Для бюджетников реальный прирост заработной платы составил около 1-2%, пенсионеры в 2007 г. и вовсе потеряли.

В 2007 г. среднемесячная зарплата в Москве достигала 28,2 тыс. руб., а в 2008 г. ее официальный средний уровень планируется в сумме 35 тыс. руб. в месяц. Дифференциация между субъектами России по среднедушевым доходам населения выросла с 8,8 раза в 2005 г. до 9,8 раза в 2006 г.. Максимальные доходы были у населения Ямало-Ненецкого автономного округа - 51 828 рублей, а самые низкие – в Усть-Ордынском автономном округе - 5270 рублей (по данным Министерства экономического развития РФ в 2007 г. максимальный размер среднедушевых денежных доходов населения - 33340 руб. в Москве превышал минимальный - около 3729 руб. в Ингушетии в 8,8 раз).

Из-за стремительного роста заработных плат Москва, как и вся Россия, теряет конкурентоспособность. В 2007 г. ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. В 2006 г. они составляли 10,6% и 6,8% соответственно, а в 2007 г. - 15% и 7,1%. Официальные данные о средней заработной плате в Москве (в 2006 г. - около 19 тыс. руб.) примерно в 2 раза ниже среднедушевого дохода (около 30 тыс. руб.) потому, что плохо отслеживается «конвертная» зарплата и зарплата в малом бизнесе, сектор которого занимает около 30% столичного предпринимательства. Реально люди зарабатывают гораздо больше.

Независимая газета. Аниров А., Шварц И. Головокружение от зарплат. 19.10.2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.