КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общерусский характер Московского летописания XV в
Ведущая роль в развитии исторической мысли в XV в. принадлежала Московскому летописанию, которое было сосредоточено при дворе великого князя. Московское летописание знаменует собой новый этап в развитии исторической мысли, связанный с таким важным событием, как образование централизованного государства, когда Москва "стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством". Объединение русских земель в единое государство с центром в Москве было ведущим историческим процессом. Местное летописание - Новгородское, Псковское, Тверское - отражало местные, а не общерусские интересы, оно в известной мере еще придерживалось идеологии периода феодальной раздробленности. Московские летописные своды XV в. выдвигали большие историографические задачи: дать историю не одной земли, а всей Русской земли. Московские своды использовали летописи других княжеств. Один из таких сводов, известный под названием Троицкой летописи, был составлен в 1408 г. Подлинник его погиб во время пожара 1812г. в Москве, но текст восстановлен учеными по другим спискам и комментариям Н. М. Карамзина в труде "История государства Российского". Троицкая летопись - общерусский свод, в котором помещены материалы не только московского, но и новгородского, владимиро-суздальского, псковского, тверского и другого происхождения. По Троицкой летописи история Московского княжества представлена как продолжение истории Киевских и Владимирских князей. В ней проводится мысль о первенствующей роли Москвы в объединении русских земель. Московский летописец критически относится к сепаратизму новгородского боярства, выступает против их конфликтов с московскими великими князьями. В Софийской первой летописи (1472 г.) и Ново-Московском своде (1479 г.) московские князья показаны прямыми наследниками киевских князей. Они ведут свой род от Владимира Святославича, через Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Дмитрия Донского. Эта историческая схема создавалась для обоснования власти Московских государей. На нее опирался и Иван Грозный в переписке с князем Андреем Курбским. Софийская первая летопись дает себе и общерусское название "Летописей Русской земли", в то время как Тверской свод имел только местное название - "Предисловие летописца княжения Тверского благоверных великих князей тверских". Московская летопись ставила своей задачей описание всей русской земли, Тверская летопись освещала судьбы тверских князей. Летописные своды XV в. представляли большие исторические произведения, составленные на основе многочисленных и разнообразных источников. Одним из основных источников были исторические сказания, в которых авторы проводили определенные классовые и политические идеи. Большинство сказаний XIV-XV вв., включенных в летописи, отражали стремление широких кругов феодалов и горожан к борьбе с феодальной раздробленностью. Именно в этих исторических условиях возникает повесть о борьбе Василия Темного с Дмитрием Шемякой, где автор был целиком на стороне великокняжеской власти и выступал против Шемяки - сторонника феодальной раздробленности. Историография XV в. была историографией господствующего класса феодалов. Лишь в новгородских летописях иногда проглядывали симпатии к крестьянам и городским низам. Но и в Московское летописание под влиянием народных сказаний проникали народные герои. В XV в. летописные своды постепенно начинают уступать свое место историческим сказаниям. Стала меняться и форма летописного повествования. Общерусские своды XV в. решительно отбрасывают второстепенные подробности из источников, авторы производят коренную редакцию идеи. Московские летописи все более отходят от церковных мотивов, занимаясь главным образом гражданской тематикой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |