КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первые исторические произведения на Руси
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ Самыми ранними произведениями на Руси были сказания, составленные в Киеве в конце X - первой половине XI вв. Первым считается сказание о русских князьях. Оно начинается с рассказа об убийстве Игоря (945 г.) и заканчивается вокняжением Владимира (978 г.). Ценно, что сказание лишено налета церковности. Вторым сочинением середины XI в. было "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита, писателя и оратора Илариона. Оно было направлено против гегемонистских устремлений Византии и утверждало равенство Руси с другими государствами.
2. «Повесть временных лет» Господствующим видом исторических работ почти на всем протяжении феодальной эпохи в России (Х-ХVП вв.) были летописи, в которых исторические события излагались по годам (летам). Хронологическая, летописная форма расположения материала диктовалась, с одной стороны, происхождением исторической информации, которая накапливалась в виде ежегодных записей событий, ведшихся в соборах и княжеских дворах, с другой стороны, при господстве провиденциализма в исторической мысли, все явления начинали излагаться с библейских времен. Не случайно, что важнейшим источником для летописцев была Библия. Ведущие специалисты в области русского летописания - А. Шахматов, М. Приселков, Д. Лихачев установили, что наиболее выдающимся памятником древнерусской историографии является "Повесть временных лет", созданная Киево-Печерским летописцем Нестором около 1110-1113 гг. В состав "Повести..." вошли еще две редакции (Сильвестра 1116 г. и Мстислава 1118 г.) и ряд других летописей. Труд Нестора в первоначальном виде не сохранился и дошел до нас лишь в переделках авторов, которые стояли на враждебных Киево-Печерскому монастырю идейных позициях. Поэтому они даже вычеркнули имя Нестора. Но в Хлебниковском списке имя автора все-таки сохранилось: "Нестора, черноризца Феодосьева монастыря Печерского". Теперь наукой доказано, что автором "Повести..." был именно Нестор. В пользу этого говорит и тот факт, что он был создателем двух своих ранних произведений - "Чтения о князьях Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия Печерского". Все работы Нестора показывают, что автор был склонен к широким историческим обобщениям. В отличие от ранних летописей, стоявших в оппозиции к киевскому князю, "Повесть временных лет" была официальной. В ней давались сдержанные оценки исторических событий и придавалось исключительное внимание к прошлому начальному периоду русской истории: к происхождению древнерусского государства, русского народа и т. д. Историк так формулирует свои задачи: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть". Он обращается, прежде всего, к событиям политической истории. Социально-экономические аспекты остаются вне поля зрения летописца. Нестор рассматривал русскую историю в связи с историей стран Европы, но придавал ей центральное место. История Руси представляется законным и славным продолжением всей предшествующей мировой истории. Автор доказывает, что русский народ не без роду и племени, он имеет свою славную историю, которой может по праву гордиться. Автор "Повести..." делает экскурс в прошлое славян, чтобы провести идею самостоятельности и значительности нашей отечественной истории. Нестор заявляет о равноправии Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией, претендовавшей на политическую и культурную гегемонию в Восточной Европе. "Повесть временных лет" проникнута мыслью о единстве Руси и защите ее самостоятельности. В ней заключается главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси, по мнению автора, зависит от единства, которое понимается как объединение всех земель под властью киевских князей. В период начавшихся феодальных усобиц эта идея была высокопатриотической. Отсюда и прославление Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы против половцев и возродившего на время традицию подчинения князей власти Киева, и включение в летопись "Поучения Владимира Мономаха". Важной исторической идеей произведения является идея единства славянских народов, истории которых автор уделяет центральное место. Нестор подчеркивает единство письменности славян и первым в русской истории выступает с предложением о создании единого славянского государства. В центре внимания Нестора история Киева и киевских князей. Однако следует отметить, что в "Повести..." имеются факты и о других землях. По сути дела, это первый общерусский летописный свод. Историческая часть работы замечательна тем, что она вводит материал в строгие хронологические рамки. Автор первым из исследователей сделал попытку точного определения событий по годам, используя различные источники: византийские хроники, сказания о Кирилле и Мефодии, договоры с греками. Летописец проделал работу по уточнению дат русской истории, которая поражает современников трудолюбием и кропотливостью. Интересна точка зрения Нестора о происхождении термина "Русь", о которой он повествует в легенде о призвании варягов. Автор считает 859 и 862 гг. временем призвания варягов. С варягами Несгор связывает происхождение термина "Русь". Историк прочитал у Никона: "И селе Игорь княжа в Киеве, и беша у него варя-зи, мужи словене, и оттоле прозва-шеся русью". Он сделал вывод, что Русь - это и есть варяжское племя. Почему же в таком случае не оказалось в Скандинавии племени "Русь"? Нестор объяснил это тем, что Рюрик, Синеус и Трувор явились к славянам со всеми своими племенами. Он первый из историков утверждал норманнское происхождение княжеского рода и самого названия "Русь". Чем обосновать, что летописец, возвышая русскую землю, выдвинул норманнскую теорию"? Во-первых, он хотел внушить князьям, что они братья и внуки Рюрика, то есть происходят от единого корня. Во-вторых, нужно было противостоять греческой точке зрения, что якобы происхождение русского государства связано с Византией. Руси угрожало влияние Византии, варяги же не навязывали своего вмешательства. Почему же Нестор и другие авторы не выискивали корни княжеского рода в своей земле? Все донаучные исторические представления были связаны с объяснением происхождения королевских, княжеских, дворянских родов из других стран. Знатность и родовитость трудно было вывести из собственной земли, ибо это вело бы к не знатности родоначальников. Возникновение Русского государства Нестор представлял не как закономерный процесс исторического развития, а выводил из акта "призвания". Однако инициатива все-таки исходила от самого русского народа, а не от варягов. Русское государство было создано на основе своеобразного договора народа с князьями путем их призвания. Нестор строго отличал варягов-захватчиков от призванных варягов. Вопрос создания Русского государства автор понимал глубже, чем создатели "норманнской теории", которые примитивно освещают проблему призвания варягов. Следует отметить исследовательский характер летописи Нестора. В ряде случаев Нестор поступал как настоящий историк, которому приходилось создавать картины исторического развития на основе скудных источников. Вслед за легендой о призвании варягов он излагал дальнейшие события по греческой хронике Георгия Амартола и его продолжателя. Поздний период Нестор освещал уже по летописям своих предшественников. Важным приобретением автора были тексты договоров Руси с греками. Как историк, автор сознавал ценность этих документов и не только вставил их в состав летописи, но и использовал для сверки дат. В своей работе Нестор показал большую начитанность, используя литературные произведения Византии не как литературные образцы, а как исторические источники. Нестор широко использовал и народные предания. Работы дореволюционных и советских исследователей, посвященные изучению "Повести временных лет", позволяют сделать ряд важных выводов: 1. Это произведение создавалось в течение 150 лет, его писали в нескольких центрах многие авторы. 2. В "Повести..." отражена идеология господствующих слоев феодального общества. 3. В "Повести..." выражены политические концепции нескольких феодальных центров 4. В то же время в летопись вошли и народные взгляды на русскую историю, исторический фольклор, народная молва. 5. В «Повести …» отражена классовая позиция феодального общества. 6. В летописи отражена междоусобная борьба князей, феодальные распри и показана борьба за сплочение сил русской земли в отпоре кочевникам. 7. «Повесть…» - есть свод, но и сама сохранилась только в более поздних сводах. Ее лучшие списки сохранились в Лаврентьевской летописи 1377 г., Ипатьевской летописи XVв.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |