КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историография как наука
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ИСТОРИОГРАФИЯ КАК НАУКА. ЛЕКЦИЯ 1 Историография есть история исторической науки. Она появилась тогда, когда уже имелся предмет ее исследования, то есть историческая наука. До этого термин "историография" означал историческую науку вообще (1). Так, в XVIII в. звание придворного историографа в России имел Г. Миллер, а в начале XIX в. Н. М. Карамзин. Однако они не занимались историографией, а создавали труды по истории. Когда обнаружились расхождения различных исторических школ, направлений и течений, появилась потребность анализа исторических взглядов. Это произошло в первой половине XIX в. Именно тогда возникает историография, а вместе с ней и методология истории. С этого времени под историографией стали понимать историю самой исторической науки. Историография тесно связана с историей общества, она вытекает из потребностей общественного развития. Историческая наука во все времена была и орудием познания, и средством идейного противоборства. Историография постоянно находится в зависимости от социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе. Вместе с тем, она оказывает обратное воздействие на развитие истории общества, а также на исторические представления, которые зависят от того, каких идейно-теоретических позиций придерживается историограф. Историография как наука существенно отличается от исторической библиографии, хотя и сегодня нередко имеет место смешение этих двух научных дисциплин. М. В. Нечкина подчеркивала, что, "не умаляя большого подсобного значения исторической библиографии для исследовательской работы, надо четко отмежеваться от историографии: она лишь регистрирует и классифицирует историческую литературу - важный источник для историографии и только" (2). Историография - это наука о возникновении и накоплении исторических знаний, о превращении знаний в историческую науку, о развитии различных исторических направлений, течений и школ в соответствии с их методологией и общественно-политическими позициями. Историография изучает источниковую базу трудов историков и интерпретацию ими источников. Задача курса отечественной историографии состоит в том, чтобы проследить весь процесс развития исторических знаний и науки на всем протяжении истории России. Историография выясняет ведущие направления в исторической науке. В то же время нужно помнить о том, что эти цели тесно связаны с положением о том, что идеи господствующего класса в каждую эпоху являются господствующими. В полной мере данный вывод применим и к исторической науке. Историография раскрывает условия развития исторических знаний и науки, расстановку классовых и общественно-политических сил, остроту социальных и идейных противоречий. Без учета этих обстоятельств невозможна объективная оценка исторических воззрений историков. При этом выделяются различные направления теоретических поисков, показывается противоборство различных идей и школ. Историография - часть науки о науке и одновременно часть истории духовной культуры. Она находится на стыке двух наук: истории и истории общественной мысли, отсюда ее важность и необычайная перспектива новых открытий. В этом отношении историографию можно сравнить с историей философии. Одним из важных аспектов историографии является уяснение того, что такое "историографический источник" и "историографический факт". Источником для историографа служат, в первую очередь, изыскания в области истории -монографии, диссертации, статьи, научные доклады, тезисы, рецензии и.т.д. Кроме того, в качестве историографического источника могут быть использованы материалы личных фондов историков, их переписка, воспоминания. Историографический факт - это оценки, взгляды, мысли авторов об истории. Итак, без исследований в области истории не может быть историографии как науки, точно так же, как не может быть истории физики, химии, литературы без наличия произведенных в этих отраслях знаний. Историография изучает не только результат исследования, но и сам исследовательский процесс. Чтобы вникнуть в суть изыскания, мы должны заинтересоваться и самим ходом исследования, творческой лабораторией ученого, процессом созидания. Разумеется, что речь здесь идет как о технике, так и методологии исследования. Историография в наше время стала и учебной дисциплиной, и научным подходом к разрешению какой-либо проблемы (соблюдения этих условий требует научная этика). Диссертанты пишут историографию по теме исследования, студенты проводят первые историографические опыты во время работы над курсовыми и дипломными работами. Главная задача - выяснить степень изученности разрабатываемой проблемы, внести свой вклад в освещение еще не решенных вопросов. Но историографический подход чаще всего ведет к тому, что историк либо присоединяется, либо отмежевывается от предшественников и на основе новых фактов делает свои собственные выводы. Такой подход вполне оправдан.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |