Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курган - 2011




ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА

Часть 1

Курс лекций

ДО 1917 ГОДА

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ИСТОРИОГРАФИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В. И. Усанов, В. Б. Масляев

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ:

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция 1. Историография как наука. Теоретико-методологические принципы

и приемы истории исторической науки..................................................................... 4

1. Историография как наука……………………………………………………………….4

2. Теоретико-методологические приемы и принципы историографии……………………...5

3. Периодизация отечественной историографии…………………………………………….. 8

4. Дореволюционная и советская историографическая литература………………………..8

Лекция 2. Исторические знания в древнерусском государстве…………………………….12

1. Первые исторические произведения на Руси……………………………………………..12

2. "Повесть временных лет"………………………………………………………………...12

Лекция 3. Исторические знания периода феодальной раздробленности

и начала объединения русских земель (ХП-Х1Vвв)…………………………....15

1. Идея единства Русской земли…………………………………………………………….15

2. Владимиро-Суздальское и Новгородское летописание……………………………….…15

3. Исторические идеи в "Слове о полку Игореве"…………………………………………. 16

4. "Житие Александра Невского…………………………………………………………… 16

5. Исторические идеи "Задонщины"………………………………………………………... 16

Лекция 4. Развитие исторических знаний в русском централизованном

государстве в ХУ-ХУ1 вв.............................................. ……………………………..............18

1. Основные тенденции русского летописания XV в………………………………………...18

2. Общерусский характер Московского летописания XV в………………………………..19

3. Официальный характер Московского летописания XVI в……………………………...20

4. Не летописные исторические произведения……………………………………………….21

5. Отражение интереса к всеобщей истории………………………………………………....22

Лекция 5. Русская историография XVII в…………………………………………………..24

1. Историография первой половины XVII в………………………………………………...24

2. Исторические знания второй половины XVII в………………………………………….. 26

Лекция 6. Развитие исторической науки в России в первой половине XVIII в…………… 28

1. Основные черты русской историографии XVIII в………………………………………. 28

2. Исторические знания в первой четверти XVIII в………………………………………… 28

3. Превращение исторических знаний в историческую науку в России. В. Н. Татищев …………………………………………………………………………… 30

4. Исторические взгляды М. В. Ломоносова………………………………………………. 33

Лекция 7. Русская историография второй половины XVIII в………………………….. 35

1. Исторические взгляды М. М. Щербатова……………………………………………… 35

2. Особенности исторических взглядов И. Н. Болтина……………………………………. 36

3. Просветительская историческая мысль в России во второй половине XVIII в……….. 39

4. А. Н. Радищев - зачинатель революционной исторической мысли в России………….. 44

Лекция 8. Развитие исторической науки в России в период кризиса крепостного строя в первой половине XIX в…………………………………………………………………. 46

1. Исторические условия развития исторической науки………………………………… 46

2. Н. М. Карамзин - выдающийся официальный историк России первой четверти XIX в …………………………………… 46

3. Исторические взгляды декабристов…………………………………………………… 49

4. Истоки либеральной историографии в России.Иоганн-Филипп-Густав Эверс………. 51

5. "Скептическая школа" в русской историографии……………………………………… 52

6. Государственно-юридическая школа в русской историографии……………………. 53

7. С. М. Соловьев - выдающийся либеральный историк России первой половины и середины XIX в…………………………………………………………………………….. 54

8. Официальная историография второй четверти XIX в. М.П. Погодин…………….58

9. Революционно-демократическое направление в русской исторической науке……....60

Примечания

Источники и литература

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В системе высшего исторического образования курсу историографии принадлежит особо важное место как одному из компонентов теоретической и методологической подготовки будущего специалиста-историка. Этот курс необычайно сложен, поскольку требует хорошего знания как общеисторических, так и специальных дисциплин. Нельзя представить себе какую-либо историческую концепцию без основательных знаний об эпохе, в которой она вырабатывалась. Именно поэтому невозможно полно оценить труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, не зная истории общественно-политического развития России в XIX веке. Все это заставляет нас с особым вниманием относиться к появлению новых историографических работ, необходимость которых давно и явно назрела.

Кризис современной исторической науки ставит перед историками нашей страны различные проблемы, без решения которых невозможно понять сущность и этапы исторического процесса. С исключительной остротой встают вопросы о правомерности термина «общественно-экономическая формация», о том, действительно ли «классовая борьба - движущая сила истории»; жизнь заставляет задуматься над тем, что делать с понятием «социально-экономические факторы» и т. д. В свете названных выше проблем мы по-другому относимся к тому или иному российскому историку дореволюционной поры. У нас уже нет абсолютизации «марксистской» историографии. И это, наверное, правильно. Среди литературоведов существует мнение о том, что стремление писателей работать в рамках господствующего в это время метода обедняет художественное произведение, сужает границы нашего восприятия действительности. Так ив истории. Увлечение одной методологией, одним подходом к историческим событиям ставит исследователя в рамки, придающие, с одной стороны, стройность и логическую завершенность той или иной идее, этапу исторического развития, а с другой стороны – не позволяющее увидеть и по-настоящему оценить множество граней и оттенков тех или иных событий и явлений.

В этом плане предлагаемый читателю курс лекций выполняет нужное и исключительно важное дело – расширяет представление историков и всех интересующихся историей о путях развития исторической мысли. Тем более что сегодня не только увеличивается количество историографических дисциплин, но и повышается требовательность к историографической культуре студентов исторических факультетов – будущих преподавателей истории России.

Важность выхода настоящего курса лекций подтверждается еще и тем, что предыдущие издания подобного рода учебников и учебных пособий уже не могут полностью удовлетворить потребности студентов. Хотя многие проблемы, поднятые и раскрытые в лекциях, были решены и раньше, но не могли, в силу известных причин, появиться в специальной исторической печати.

Большинство учебников и учебных пособий по отечественной историографии было издано в 60-70-е годы. Это обстоятельство, а также введение в научный оборот нового историографического материала, изменение подходов в оценке дореволюционного историографического наследия делают выносимую на суд читателя книгу современной.

В пособии в полной мере использованы достижения историков прошлых лет, новый историографический материал, появившийся в 80-90-е годы, а также личные фонды ученых.

Все это, без сомнения, придает ценность курсу лекций по дореволюционной историографии истории России, написанному с учетом современной дифференциации в области исторических знаний.

В книге нашли отражение основные этапы и направления в развитии исторической науки, персоналии теоретико-методологические аспекты дореволюционной историографии и ее проблемы. Книга легко и с интересом читается, что, без сомнения, должно способствовать ее популярности среди студентов и интересующихся историей.

Курс лекций по историографии отечественной истории имеет традиционную структуру. Авторы стремятся к последовательному изложению этапов развития русской исторической мысли и нужно признать, что такая попытка им удается. Заслуживает одобрения стремление показать преемственность взглядов историков на важные, узловые проблемы.

Так, довольно четко рассматривается развитие идеи происхождения русского самодержавия, его победы над демократическими устремлениями части русского общества и приоритет абсолютистского характера законодательной власти. Достаточно ярко и образно обозначены проблемы происхождения крепостного права, генезиса капитализма и целый ряд других, не менее важных для историка вопросов. Удачны исторические портреты ученых-историков различных эпох, анализ их мировоззрения и влияние их исследований на последующие поколения ученых.

Хотя всякая периодизация условна, в данном случае необходимо согласиться с той, которая предлагается на страницах курса. С учетом того, что данное пособие предназначено прежде всего для студентов, подобное разделение школ и направлений дореволюционной исторической науки позволит им придать своим знаниям стройность и законченность.

Сегодня в исторической науке существует множество точек зрения на развитие человеческого общества. Несмотря на то, что симпатии авторов явно на стороне марксистской историографии, в тексте приведен широкий спектр точек зрения, в том числе на пути развития России в конце XIX – начале XX века. Думается, что читатель по-новому оценит идеи П. Б. Струве, узнает имена Л. Э. Шишко, В. А. Мякотина и других историков, до этого незаслуженно забытых. А познакомившись с основными положениями их представлений, мы вновь придем к рассмотрению казалось бы давно изученных вопросов русской истории.

Ограниченный объем данного издания вызвал необходимость сокращения текста, поэтому некоторые вопросы лишь намечены.

Хотелось бы, чтобы курс историографии отечественной истории стал толчком для более полного знакомства с классиками русской исторической мысли.

 

Доктор исторических наук,

профессор Л. И. Футорянский




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.