КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-методологические приемы и принципы историографии
От метода или методологии зависит судьба любого исследования. Метод исследования представляет собой путь познания явлений природы, общества, общественных идей, мышления. Метод является средством познания объективной исторической действительности и историографии. Мировоззренческие позиции историков не оставались неизменными и проделали значительную эволюцию, связанную с основными этапами развития человеческого общества. Донаучные исторические представления были тесно связаны с религиозными идеями. Древние и средневековые историки рассматривали историю с точки зрения воздействия "всевышнего" на судьбы людей. Все исторические события и явления объяснялись божьей волей и отечественным промыслом. Эта система взглядов получила в научной литературе название "провиденциализм" (3). Так, древнегреческий историк Геродот считал, что судьбами людей ведает неутомимый рок - Немезида, велений которой никто не избежит. Древнерусский историк Нестор рассматривал исторический процесс как борьбу добра и зла. Нестора называли "преподобным", а его сочинения даже в XIX в. нельзя было подвергать сомнению. Следующий шаг в понимании истории в России в XVIII в. сделали представители официальной историографии, начиная с В. Н. Татищева. Они решительно отказались от провиденциализма в объяснении общественного развития и стали истолковывать его с позиций рационализма (4), то есть ставить в зависимость от деяния людей, их разума. В методологии исследования либеральная историография шагнула дальше провиденциализма и рационализма. В первой половине и середине XIX в. ученые увлекались идеями Гегеля, его диалектическим представлением о развитии истории общества. В основу учения Гегеля был положен закон саморазвития абсолютного духа, духовного самосовершенствования человечества. В пореформенное время теоретико-методологические воззрения буржуазных историков претерпели эволюцию. В условиях развития капитализма их уже не удовлетворяли как гегельянская идея о решающей роли государства в истории, так и материалистическое учение об экономике как основе жизни общества. Представители либеральной историографии в лице В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова и др. пытались учесть все факторы, определяющие исторический процесс. Они взяли на вооружение ставший модным на Западе позитивизм, основоположники которого (О. Конт, Г. Спенсер, Г. Бокль) претендовали на то, чтобы подняться выше идеализма и материализма в понимании истории. Однако их исследования отразили лишь одно из течений идеалистической философии. В пореформенный период возникает мелкобуржуазное направление в отечественной историографии, выразители которого придерживались субъективного идеализма и позитивизма в оценке исторического процесса. Определяющим началом их теории было непонимание законов исторического развития. По мнению народников, историю творят не народные массы, как производители материальных благ, а критически мыслящие личности, герои, за которыми пойдет народ. Даже революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н, Г. Чернышевский и др.), которые увлекались материализмом Л. Фейербаха, историю общества и исторические идеи освещали с идеалистических позиций. В противовес разновидностям философского идеализма в середине XIX - начале XX в. возникает и развивается материалистическая методология истории общественного развития, связанная с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Материалисты рассматривали историю общества с точки зрения возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций, как совокупность всех противоречивых тенденций, сводящихся к точно определенным условиям жизни и производства различных классов и слоев общества. И историография, по их мнению, должна изучать исторические воззрения, их борьбу на различных этапах в связи с общественным развитием и как порождение общественного развития. В советский период истории исторический и диалектический материализм, как научная методология, занял доминирующее положение в советской историографии, вытеснив идеалистические идеи в рассмотрении исторического процесса. На современном этапе в историографической литературе развернулась дискуссия о приоритете "формационного" или "цивилизационного" подходов в изучении истории. При этом выявились полярные точки зрения. Некоторые итоги научных споров были подведены учеными - участниками "круглого стола" на страницах журнала "Вопросы истории" (5). На наш взгляд, наиболее разумную позицию заняли те историки и обществоведы, которые заявили о необходимости плюрализма при освещении истории общества. Так, при анализе экономики, несомненно, следует применять "формационный подход", а в оценке политической истории, идеологии, духовной культуры "цивилизационный подход". Любое исследование в области истории и историографии предполагает использование разнообразных методологических приемов и принципов. В качестве общепринятых универсальных теоретико-методологических принципов и приемов выделяют историзм, высшую научную объективность и системный подход. Принцип историзма требует рассматривать каждое положение лишь исторически, лишь в связи с другими, лишь в связи с конкретным опытом истории. Он обязывает смотреть на любое явление с точки зрения того, как оно в истории возникло, какие главные этапы проходило в своем развитии и чем оно стало теперь. В полной мере это касается историографии, изучение которой необходимо вести с учетом конкретно-исторической обстановки. Принцип историзма позволяет избежать субъективизма в оценке историографии, модернизации или архаизации исторических взглядов. Принцип историзма совпадает с высшей научной объективностью, что предполагает в историографии диалектический подход при анализе концепций историков, выявлении как положительных, так и отрицательных сторон их исторических построений. Критически относясь к отечественной историографии, мы должны в то же время исходить из того, что принципы историзма и научной объективности требуют бережного, взвешенного отношения к историографическому наследию прошлого. Обращая на это внимание, В. И. Ленин подчеркивал, что "исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками" (6). Забвение или недостаточно последовательное проведение принципа научной объективности всегда вело к теоретическим издержкам и потерям. В частности, в советской историографии это выразилось в недооценке творчества ряда дореволюционных ученых. Наряду с принципами историзма и научной объективности, важное методологическое значение в историографической практике имеет системный подход, который неразрывно связан с диалектикой и является конкретизацией ее основных положений. Применительно к историографии системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности науки, на выявление в ней многообразных типов связей и направлений и сведение их в единую картину развития отечественной историографии. Острый спор сегодня ведется вокруг вопроса о применимости в области историографии принципов классового и партийного подхода. К сожалению, многие исследователи полностью отрицают названный принцип. Нам трудно с этим согласиться, так как применение принципа классового подхода в историографии важно для понимания социальной природы изучаемого явления. Чтобы дать верную оценку исторической концепции ученого, необходимо уяснить интересы какого класса или общественной группы он выражает. Речь, естественно, идет не о социальном происхождении историка, а о классовой природе его трудов. Говоря о методологической значимости принципа классового подхода в историографии, следует, однако, подчеркнуть, что он не является универсальным в сравнении с принципами историзма, научной объективности и системного подхода. Несомненно, что принцип классовости необходим для правильного понимания воззрений историков, особенно дореволюционных, но один он явно недостаточен, ибо в творчестве ученого, помимо его классовой позиции, нередко присутствует общечеловеческое начало, которое также следует учитывать. Что касается принципа партийности, то его применение в историографии может быть весьма ограниченным. На наш взгляд, этот принцип важен при оценке тех авторов, которые подчиняли факты истории политике, обоснованию позиций какой-либо партии. В. И. Ленин писал также о двух партиях в философии, то есть материализме и идеализме. Выдвижение принципа партийности в качестве главного в историографии приводило к искаженному представлению о развитии исторической науки в России. В историографической практике исследователи также широко используют другие приемы и принципы: историко-сравнительный, ретроспективный, проблемно-хронологический и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |