КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историография первой половины XVII в
Ко времени восстания И. Болотникова и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией относится появление ряда исторических произведений. Официальная точка зрения на эти события нашла отражение в "Новом летописце", "Временнике" И. Тимофеева и "Сказаниях" А. Палицина. "Новый летописец". Это историческое повествование и продолжение летописей времен Ивана IV. Работа начинается с рассказа о царствовании Федора Иоанновича и доходит до начала новой династии, до М. Романова. "Новый летописец" - произведение не летописного характера, так как не имеет хронологической сетки, весь текст разбит по главам. Основными источниками повествования были официальные документы и сказания. Главной темой "Нового летописца" были не внутренние, а внешнеполитические и военные события рубежа XVI-XVII вв. и, прежде всего, события, связанные с польско-шведской интервенцией. Борьба Минина и Пожарского с интервентами была представлена в виде борьбы православия с латинством. По вопросам внутренней жизни автор останавливает свое внимание на мысли о законности прав Романовых на русский престол. Он доказывает законность прав тем, что Михаил Романов был якобы племянником царя Федора Иоанновича. Последние статьи "Нового летописца" были написаны в 1630 г. Другие исторические труды пытаются раскрыть причины крестьянской войны под руководством И. Болотникова. Например, "Временник" И. Тимофеева и "Сказания" А. Палицина и др. рассматривают крестьянскую войну с точки зрения феодалов. "Временник" дьяка Ивана Тимофеева был составлен в 1619 г. Это не летопись и даже не чисто историческое сочинение, а поучение на важнейшую историческую тему, волновавшую русское общество. В произведении дается описание от опричнины до междуцарствия и избрания на российский престол М.Романова. И. Тимофеев отрицательно относится к опричнине и рисует опричников как волков, отделенных от овец, то есть земщины. Автор показывает жестокости Ивана IV, останавливаясь на смерти царевича Ивана, погибшего от руки отца, на отравлении двоюродного брата Грозного Владимира Старицкого. Тимофеев критически оценивает Бориса Годунова и Василия Шуйского, адресуя похвальные слова только Федору Иоанновичу. И. Тимофеев считает, что все несчастья на Руси происходили от пагубного стремления рабов сделаться равными господам. "Временник" выражает ненависть феодалов к восставшим крестьянам и холопам. Историк стремится дать извечность прав феодалов, ссылаясь на первородный грех Адама. В своем произведении автор выразил настроения той части населения, которая пережила страх в годы восстания и была озлоблена на крестьян и холопов. "Сказание" А. Палицина выделяется богатством фактического материала и яркой публицистичностью. Автор - келарь Троице-Сергиева монастыря. Являясь очевидцем "смуты", Палицин описывает ход событий постепенно, отдельными частями. Затем части автор собирает в единую книгу, окончательно завершив ее в 1620 г. В полной редакции изложение событий начато с царствования Ивана IV и доведено до 1618 г. Особое место отведено описанию осады Троицкого монастыря в 1609 г. "Сказание" не отличается точностью в освещении исторических событий, в нем встречаются противоречивые данные и оценки, характерно чрезмерное преувеличение заслуг монастыря и автора в борьбе с иноземной интервенцией. В своем сочинении А. Палицин пытается найти причины потрясений в России начала XVII в. Выступая с позиций церковно-феодальных кругов, он видит корень зла в грехах своих соотечественников, а также в том, что "всяк от своего чину выше начаша восходити: рабы убо господне хотяще быти..." В "Казанском сказании" были высказаны те же мотивы феодалов о крестьянской войне, которая сравнивается с Иудейской войной, описанной Флавием. В произведении подчеркнуто, что описанное Иосифом Флавием событие происходило в одном городе, в то время, как крестьянское движение охватило обширный район России. Крестьяне и холопы автором названы "злообразными", а дворяне "доброродными". С совершенно иных позиций оценивались события начала XVII в. в работах представителей посадского населения. К ним относятся псковские сказания. Первым таким сказанием начала XVII в. является "Повесть о разорении Пскова". Она рисует классовое расслоение в Пскове и показывает ожесточенную борьбу между "лучшими" и "меньшими" людьми. "Повесть..." дает яркие картины происходящих событий. Это одно из лучших произведений русской историографии XVII в. Второе сочинение, составленное в Пскове около 1625 г., называется "О бедах, скорбях и напастях, иже бысть в великой России". Это сказание начинается описанием запустения русской земли после польско-шведской интервенции. Автор сравнивает это запустение с запустением Иерусалима, Александрии, Антиохии и др. Несчастья Русской земли повествователь приписывает не простому народу, а политике бояр, вина которых возросла с приходом на престол М. Романова. Бояре собирали оброки и дани, русскую землю разделили по своему произволу. За свои грабежи и насилия бояре были разорены их же рабами. Но как только феодалы снова захватили власть, снова стали твориться насилия. "Повесть о бедах и скорбях..." причины крестьянской войны пытается рассмотреть с социальной точки зрения, отвергая церковную трактовку вопроса, данную в феодальной историографии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |