КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты русской историографии XVIII в
РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. ЛЕКЦИЯ 6 В XVIII в. в передовых странах Западной Европы происходит знаменательный процесс, состоявший в том, что знание становится наукой. В полной мере это относится и к развитию исторической мысли. Повсюду изучение общественного развития постепенно освобождается от провиденциализма, история получает все более реалистическое объяснение, ставится в зависимость от деяния людей, их разума. Таким образом, был сделан качественный скачок в методологии исследования под влиянием успехов естествознания, переход историков на позиции рационализма. Основоположниками рационализма в Европе были Г. Гроций (1583-1645) и Т.Гоббс (1588-1679). Следует, однако, отметить, что социальная основа процесса превращения знаний в науку в отдельных странах была неодинаковой, что обуславливалось разными темпами их социально-экономического развития. В Западной Европе носителями новых рационалистических идей выступали представители нарождающейся буржуазии. В феодально-крепостнической России выразителями рационалистической мысли были сначала преимущественно передовые представители дворянства, которые обычно не выступали решительно и последовательно против церковной идеологии, они также стояли за сильную монархию, основывающую свое правление на разумных началах. В этой социальной направленности заключались истоки противоречивости исторической науки в России XVIII в. Просветительская и революционная историческая мысль возникла лишь в конце XVIII в., когда формируется капиталистический уклад. И все же, несмотря на это, на рубеже XVIII в. светская рационалистическая идеология проникает в отечественную историографию. Совершенствуются приемы исследования, методика обработки фактов и источников, провиденциализм в объяснении исторического процесса все более уступает свое место рационалистическому истолкованию, тенденция эта неуклонно развивается. 2. Исторические знания в первой четверти XVIII в. Исторические знания в России в первой четверти XVIII в. развивались в условиях экономических, политических и культурных преобразований Петра I, который делал все, чтобы исторические знания стояли на защите его политики от врагов реформ. Результатом такой политики было двукратное переиздание "Синопсиса" И. Гизеля. Однако все более ощущалась необходимость создания обобщающего труда по истории России. В 1708 году Петр I поручает Ф. Поликарпову, деятелю Печатного двора в Москве, написать русскую историю от Ивана III до XVIII в. Однако тот исходил из старой летописной традиции, поэтому его работа, не отразившая - требований момента, не удовлетворила Петра I. Попытка создания обобщающего исследования по истории России была предпринята одним из сторонников преобразований Петра I. В 1715 г. секретарь русского посольства в Швеции Алексей Ильич Манкиев, интернированный в период Северной войны, закончил труд "Ядро российской истории" в 7 книгах. Его сочинение уже совсем порвало с летописными формами исторических произведений. Каждая книга освещала некоторый период, а вся работа выдвигала определенный принцип периодизации отечественной истории Первая книга посвящена происхождению русского народа. Славянские народы А. И. Манкиев выводит от Мосоха - шестого сына Иафета, внука Ноя. Русский народ, как и другие народы, "начало свое ведет непрерывным потоком от Мосоха человека". И хотя историк не совсем отошел от церковной традиции, но он ввел уже идеи рационализма в решение вопроса о происхождении человека. Автор в первой книге пытается объяснить происхождение терминов "славяне" и "россы". Термин "россы" он считает, восходит к имени потомка Мосоха князя Руса, термин "славяне", по его мнению, происходит от понятия "слава" А И Манкиев критикует историков XVII в., которыеслово "славяне" отождествляли со словом "рабы". Он выдвигает свой аргумент против них, считая, что славянский язык более древний, чем испорченный римский. Конечно, в этой аргументации много субъективного, но труд исследователя был значительным шагом вперед в деле критических приемов обработки источников. Автор использует летописную легенду о призвании варягов и проводит мысль о том, что призванные варяги были потомками Пруса, двоюродного брата Августа. Вокняжение Рюрика в Новгороде, по мысли Манкиева, было началом самодержавия на Руси. С этого времени устанавливается твердый порядок престолонаследия по прямой линии. Итак, весь смысл суждений историка состоял в следующем: а) самодержавие на Руси имеет древнее происхождение; б) победа самодержавия над демократическим строем была большим прогрессом; в) самодержавие - более совершенная форма государственного устройства. Эти идеи автора получают свое дальнейшее развитие в трудах В. Н. Татищева. А. И. Манкиев одним из первых в историографии выработал периодизацию истории России: I период - до Рюрика; II - от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо; III - от монголо-татарского ига до Ивана III; IV - до Федора Иоанновича; V - конец XVI – начало XVII вв. - царствование Бориса Годунова, его сына, первого самозванца, Василия Шуйского, период, когда не было царей. С избранием на престол М. Романова, племянника Федора Иоанновича, наступило восстановление русской монархии на началах законной передачи престола от государей "из крови Рюриковичей"; VI - время правления Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра I до 1712г. С позиций дворянства он оценивает и народные движения: городские восстания в Москве 1648 г. и "Медный бунт" 1662 г., которые называет "бунтами" и одобряет их подавление. Книга А. И. Манкиева, как и сочинения XVII в., отразила переломный период в отечественной историографии. Они подготовили условия для создания обобщающих трудов в XVIIIв. В первой четверти XVIII в. появились совсем новые по своей тематике исторические произведения, отражающие эпоху Петра I. Одним из них была "История Северной войны", или "Журнал или поденная записка" за годы с 1698 по 1715, отредактированная Петром I. В ней были поставлены более широкие задачи: показать внешнюю политику России накануне и в ходе Северной войны. Автор описывает состояние русской армии и ход военных действий на различных фронтах, неудачи и первые победы, "храбрость начальных солдат" в Полтавской битве, обосновывает самостоятельность и прогрессивность военной реформы Петра I. "История Северной войны" была первым трудом в русской историографии, положившим начало систематической разработке военной истории России. Вторым сочинением того времени, касающимся Северной войны, были "Рассуждения" П. Шафирова, написанные в 1717 г. Автор обосновывает исторические права России на балтийское побережье (именно это явилось главной причиной войны со Швецией). Виновником длительного ведения военных действий он считает Карла XII. П. Шафиров прославляет Петра I, подчеркивая, что не было еще в истории такого государя, который бы сделал так много для России, как Петр I. Результаты деятельности Петра историк объяснял личными качествами и трудолюбием царя. Далее автор описывает военные события, реформу армии, экономические преобразования, развитие культуры, реформу государственного аппарата. П. Шафиров прославлял абсолютную монархию и Петра I. Это была субъективная историография, но она все же явилась шагом вперед в сравнении с провиденциализмом периода средневековья. Феофан Прокопович, вице-президент Синода и известный идеолог абсолютизма, написал труд "История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" в 4-х частях. Систематически излагая факты, автор выделяет создание регулярной армии, первые победы, основание Санкт-Петербурга, вторжение Карла XIIв Россию и, наконец, Полтавскую "славную викторию". Он ставит вопрос о взаимоотношении государства, монархии и народа. Одновременно с обоснованием абсолютизма Петра и восхвалением его военных талантов отчетливо выступает в труде классовая ненависть к восстаниям народных масс. Ф. Прокопович написал политический трактат "Правда воли монаршей", где проводит мысль о том, что государь сам имеет право назначать наследника престола. Историк выделяет три формы политического устройства: демократию, аристократию, монархию.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |