Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предпринимательского и творческого труда




Создание этой организации положило начало современному международному праву и развитие механизма его действия. Что это за организация?

а\ ОБСЕ; в\ ООН;

б\ НАТО; г\ Лига Наций;

 

5. Мировая система – это…(укажите два правильных ответа):

а\ совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями;

б\ человеческое общество в целом;

в\ несколько территорий, объединенных военной и политической властью;

г\ все ныне существующие на планете страны;

 

В целях корректного определения категории "экономика труда" необходимо, в первую очередь, установить смысловое содержание понятий "экономика" и "труд".

 

Понятие "экономика".

 

В настоящее время существует несколько определений понятия "экономика". Одни экономисты определяют ее как "совокупность отраслей страны", "совокупность производственных отношений", другие – как "систему экономических наук, изучающих экономические отношения в обществе", как "науку о хозяйстве и способах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протекания хозяйственных процессов" и т. д. Это разнообразие определений, вероятнее всего, обусловлено различием сфер применения данного понятия.

Одним из наиболее верных подходов, достаточно широко отражающих сущность понятия "экономика", является воспроизводственный подход, согласно которому экономика – это динамичная общественно организованная система хозяйствования, обеспечивающая процесс производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг.

Из данного определения следует, что заниматься экономикой - это означает анализировать все происходящие в системе хозяйствования процессы производства, распределения, обмена, потребления и предлагатьсоответствующие методы и механизмы совершенствования и развития этих процессов, в том числе разрабатывать экономические программы, регулировать экономические отношения на практике.

 

Понятие труда.

 

Изучение предмета и содержания курса «Экономика и социология труда» базируется на основополагающем понятии «труд». В классическом понимании труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Труд рассматривается как независимое от всяких общественных форм условие существования людей, естественная вечная необходимость. Без него невозможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. невозможна сама человеческая жизнь. Сущность труда состоит в создании потребительных стоимостей (материальных благ), поэтому она всегда остаётся неизменной.

Из определения понятия "труд" вытекают следующие принципиально важные моменты.

1. Труд – это процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого, видоизменяя вещество природы, создаются потребительные стоимости, материальные и духовные блага для удовлетворения определенных потребностей людей.

2. Цель трудовой деятельности людей - удовлетворение потребностей не только конкретного человека, но и общества в целом, в силу чего труд есть явление общественное, поэтому труд, как процесс, по своей сути является общественным.

3. Взаимодействие человека с природой неизбежно приводит к возникновению определенных отношений между участниками процесса труда, т. е. трудовых отношений.

В связи с двойственной природой труда выделяют такие его категории как содержание и характер. Содержание труда определяет способ (технология) взаимодействия человека с веществом природы, поэтому различают содержание трудовой деятельности работников различных профессий (токаря, повара, дизайнера и т.д.), т. е. конкретного труда. Развитие труда происходит под воздействием научно-технического прогресса, результатом которого являются качественные сдвиги в содержании труда. Характер труда – категория социально-экономическая, определяется совокупностью отношений между участниками трудового процесса.

Изучение взаимосвязи содержания и характера труда имеет важное методологическое значение. Экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений в сфере труда проявляется в виде закона соответствия содержания и характера труда. Так, например, примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью раба рабовладельцу (рабский труд). Ручной ремесленный труд, допускающий самостоятельность и творчество на низком уровне развития технологии, характерен для феодального общества. Ремесленный труд основывался на применении ручного инструмента и эмпирической технологии, практическом ученичестве, растянутом на многие годы, высокой ремесленной квалификации благодаря многолетней выучке в сочетании с низким культурным уровнем, таланте ремесленников, их личностных качествах и способностях

.Развитие механизации труда, переход к машинному производству положили начало становлению отношений между собственником средств производства и наемным работником. Под влиянием технического прогресса происходило совершенствование процесса труда, изменялись структура трудового процесса, содержание труда исполнителей, условия протекания трудовой деятельности. В силу этого изменялись требования к исполнителю, уровню его подготовки, трудовым навыкам. С переходом к машинному производству в содержании труда исполнителей произошли качественные изменения, связанные с передачей опосредствующих функций от человека к машине. Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но от рабочего требуется определенный уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, квалификации.

Процесс труда включает в себя три основных момента: целесообразную деятельность человека или сам труд; предмет труда, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Поэтому в любых социально-экономических условиях его осуществления основными элементами процесса труда являются рабочая сила, средства труда, предметы труда. В последнее время добавляют новый элемент – окружающая среда.

Предметы труда – земля, её недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки, т.е. всё то, что человек в процессе труда видоизменяет или использует.

Средства труда – машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест.

Окружающая среда рассматривается с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения требований к условиям труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические).

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей организма и личности человека, используемых им в процессе труда при производстве товаров и услуг.

Взаимодействие основных элементов можно представить в виде следующей схемы:

 


Предметы и средства труда не могут функционировать как таковые, сами по себе, если они не вовлечены человеком в трудовую деятельность. Но и трудовая деятельность человека не может осуществляться без средств и предметов труда. Однако главным условием трудовой деятельности является наличие рабочей силы как способности к труду. Для достижения цели трудовой деятельности индивид или их группа в ходе осуществления этой конкретной деятельности производят заранее намеченные технологические изменения предмета труда с использованием необходимых средств труда. При этом процесс труда не является механическим соединением основных его элементов, он представляет собой их органическое единство. Результатом, носителем или воплощением элементов трудового процесса является продукт труда. В нем находят свое выражение элементы процесса труда

В современном производстве человек труда – это не только владелец рабочей силы, но и носитель социально-трудовых отношений. При этом под социально-трудовыми отношениями понимают объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие между субъектами этих отношений в процессе труда, направленные на регулирование качества трудовой жизни. С этой точки зрения труд рассматривается не только как целесообразная деятельность, но и как сознательная деятельность человека, в которой важное значение имеет его поведени е как по отношению к средствам труда, так и коллегам по совместному труду.

Таким образом, особенность понятия "труд" состоит в том, что оно характеризует такую деятельность людей, которая является целесообразной (определяет каких продуктов, когда и сколько нужно произвести), сознательной (предполагает ресурсы и технологию), общественно-полезной (для кого производятся продукты).

В зависимости от характера и содержания трудовой деятельности, ее сложности, используемых средств труда, квалификации работников и других признаков выделяют следующие виды труда:

живой и прошлый или овеществленный;

частный и наемный;

коллективный и индивидуальный;

физический и умственный;

ручной, механизированный, машинный, автоматизированный;

легкий, средней тяжести, тяжёлый;

привлекательный, непривлекательный;

неквалифицированный, квалифицированный, высококвалифицированный.

В практической деятельности виды труда могут классифицировать по другим признакам, например, в зависимости от условий труда: нормальные, вредные, особо вредные и опасные.

Сферы труда определились на основе признания решающей роли в жизни общества материального производства, где непосредственно производятся различные потребительные стоимости, где труд направлен на изменение вещества природы. Производство материальных благ вплоть до настоящего времени считается главной сферой приложения труда.

В непроизводственной сфере или иначе сфере услуг труд направлен не на изменение вещества природы, а на человека, на его сохранение, преобразование, развитие. Основой развития непроизводственной сферы является совершенствование материального производства, повышение производительности труда в этой сфере деятельности.

Объективные различия, существующие в разграничении конкретных сфер приложения труда, получили отражение в наименованиях отраслей экономики, но это отражение неточное, так как отраслевые особенности относятся лишь к основной деятельности предприятия, входящего в данную отрасль. Отдельные трудовые процессы на этом предприятии могут относиться к различным сферам деятельности (культурно-оздоровительные и другие социальные объекты на промышленном предприятии).

Статистика труда относит к материальному производству промышленность, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, сельское и лесное хозяйство и ряд других производственных видов деятельности. Своеобразие отраслей сферы материальных услуг (транспорт, связь торговля) состоит в том, что работники предприятий этих отраслей выполняют как производственные, так и непроизводственные функции (грузоперевозки и пассажироперевозки, оптовая и розничная торговля и т. д.).

В непроизводственную сферу входят жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, социальное обеспечение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, управление и некоторые другие виды непроизводственной деятельности.

Особая сфера трудовой деятельности - предпринимательство. Наиболее распространено определение предпринимательства как инициативной хозяйственной деятельности субъектов собственности, направленной на создание экономических и организационных условий для производства продукции, сбыта товаров, осуществления коммерческих операций, оказания услуг в целях получения прибыли.

Сущность предпринимательства заключается в выявлении неудовлетворенного спроса на товары и услуги и получении прибыли путём осуществления действий для удовлетворения определенных потребностей. Это – социально-активный вид трудовой деятельности, основанной на инициативе и самозанятости одного или группы лиц, что позволяет говорить о специфическом характере предпринимательского труда как особой сфере труда творческого, связанного с поиском и реализацией организационных решений производственных задач.

Качественной характеристикой трудовой деятельности является творчество. Критерий творчества – новизна. По этому признаку творчество относится к интеллектуальной трудовой деятельности поискового характера, целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Практически нет ни одной сферы деятельности, которая бы в той или иной мере не содержала творчества. Тем не менее, выделяют три категории творческой деятельности:

- отдельные отрасли экономики, такие как наука, образование, культура, искусство;

- сферы деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой (экспериментальные и опытные производства, действующие производства, где осуществляется внедрение новых результатов, достижений);

- рационализаторство и изобретательство (рационализаторы, изобретатели, непосредственно занятые в производственном процессе).

Выделяют следующие виды творчества – научное, техническое, технологическое, организационное, экономическое, правовое.

Результатом творческой деятельности является интеллектуальный товар (научные открытия, изобретения, оригинальные произведения различной литературы, художественные произведения, изделия и т. д.).

Творческий потенциал человека и общества характеризуется мерой соотношения творческого и воспроизводящего (репродуктивного) элементов трудовой деятельности.

С переходом к рыночной экономике переосмысливается понятие «общественный труд». В плановой экономике под общественным трудом понималась сумма живого и прошлого труда всего работающего населения страны.

Ошибочность подобной трактовки этого понятия, по мнению отдельных экономистов, состоит в том, что живой труд есть процесс, а прошлый – его результат. Труд человека является общественным по своей сути, имея в виду его роль в жизни общества, поэтому общественный труд – это только живой труд всех работающих граждан страны.

Другое понятие – "совокупный труд", "совокупный работник". В плановой экономике сферы приложения отдельных видов труда были связаны между собой как части всего совокупного труда общества. Экономическое обособление предприятий не предполагалось, поэтому под совокупным работником понималось все работающее население региона, страны.

Современную трактовку этому понятию даёт А.А. Кронрод. В его трактовке совокупный работник - это коллектив или кооперация работников, в которой имеет место относительно обособленное технически и технологически первичное объединение людей для непосредственного процесса производства. Следовательно, понятие совокупный работник или совокупный труд относится как к отдельным экономически самостоятельным предприятиям (фирмам), так и обществу в целом как их сумме.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под терминами "экономика", "труд"?

2. Какова роль труда в жизни человека и общества. В чем его сущность?

3. Охарактеризуйте основные элементы процесса труда.

4. Назовите виды труда, сферы трудовой деятельности.

5. В чём состоит особенность предпринимательского, интеллектуального труда?

6. Как Вы понимаете общественный труд, совокупный работник?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.