Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как субъекте экономической жизни




Развитие представлений о человеке труда

Категория Период активного использования в отечественной науке Представление о человеке Факторы возникновения
       
Рабочая сила Х!Х век – настоящее время Человек как носитель способностей и качеств, которые могут производительно использоваться в процессе труда Необходимость обозначения и учета личного фактора производства
Трудовые ресурсы 20-е годы ХХ века – настоящее время Человек как пассивный объект внешнего управления, планово-учетная единица Необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой
Трудовой потенциал 70-80-е годы ХХ века – настоящее время Человек как субъект со своими потребностями и интересами в сфере труда Необходимость активизации и эффективного использования личного фактора производства
Человеческий фактор Конец 80-х-начало 90-х годов ХХ века – настоящее время Человек – главная движущая сила общественного производства, средство повышения его эффективности Общественно-политические условия, необходимость повышения отдачи личного фактора производства
Человеческий капитал Начало 90-х годов – настоящее время Человек – объект эффективных вложений и субъект, преобразующий их в совокупность знаний, умений с целью последующей реализации в процессе труда Признание инструментальной ценности человека и производительного характера инвестиций в человека

 

В начале прошлого столетия люди труда рассматривались как специфический вид ресурсов, потребляемых общественным производством, поэтому использовались понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". Позже широкое распространение получило понятие "трудовой потенциал". Оно применялось на всех уровнях - общество в целом, сферы и отрасли народного хозяйства, регионы, предприятия, а внутри предприятий – по видам деятельности, профессионально-квалификационным группам работников.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия западными учеными активно разрабатывалась доктрина человеческого капитала, которая базировалась на двух самостоятельных теориях: теории "инвестиций в человека" и теории "производства человеческого капитала".

Методологической особенностью доктрины "человеческого капитала" является то, что человеческие способности, дарования, знания, навыки и т. п. признаются особой формой капитала, который принимает участие в процессе производства наряду с его вещественной формой. Тем самым, расширилась трактовка самого понятия "капитал", который может выступать в вещественной и невещественной формах. Это позволило из совокупности производственных способностей человека вычленить те, которые функционируют непосредственно в процессе труда и приносят их владельцу "чистую заработную плату", и те, которые функционируют как капитал – человеческий капитал и природные способности – и приносят их владельцу соответственно доход на капитал и ренту на природные способности.

В последние годы широкое распространение получил термин «человеческие ресурсы». Это - обобщенное понятие. Рассмотренные выше понятия «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «трудовой потенциал», «экономически активное население» - есть конкретные формы выражения более емкого понятия «человеческие ресурсы». Применение того или иного понятия обусловлено рассматриваемой проблемой. Так, категория «трудовые ресурсы» используется при планировании и прогнозировании показателей социально-экономического развития региона. Категории «рабочая сила», «экономически активное население» используются при анализе рынков труда. Категории «трудовой потенциал» находят применение на уровне отдельного предприятия или фирмы. В совокупности они образуют человеческие ресурсы с точки зрения экономической деятельности или человеческий капитал – с точки зрения финансово-экономической и образовательной деятельности.

На уровне предприятия формами выражения человеческих ресурсов являются "персонал" или "кадры ". Между понятиями «персонал» и «кадры» существуют определенные различия. В прикладном аспекте кадры – это основной (штатный, постоянный) состав работников. Термин «персонал» характеризует весь состав работающих (постоянные и временные работники, штатные и нештатные работники, члены Совета директоров).

Нередко термины «кадры» и «персонал» отождествляют. Однако, исходя из приоритета личности в трудовой деятельности, в настоящее время с качественной стороны более правомерно на уровне предприятия использовать понятие «персонал» по сравнению с понятием «кадры».

Управление человеческими ресурсами часто рассматривают как синоним управления персоналом. Однако между ними существуют различия, которые в общем виде можно определить следующим образом:

 

управление персоналом управление человеческими ресурсами
практическая область, управление сосредоточено преимущественно на применении кадровой политики предприятия; управление имеет стратегические параметры и рассматривает общее размещение человеческих ресурсов в пределах компании
занимается последствиями перемен, стремится к принятию новых методов работы занимается более глобальными аспектами перемен
  определяет общие направления политики компании в области взаимоотношений в рамках компании
персонал определяют чаще всего его численностью человеческие ресурсы чаще определяют не численностью, а качественными характеристиками.

 

Одно из принципиально важных явлений и процессов современности – становление постиндустриальной инновационно-ориентированной экономики, в которой знание становится наиболее важной основой современных производственных систем, заменяя собой традиционную триаду земли, труда и капитала.

Новая экономика – это третий этап в истории человечества, следующий за предыдущими, сменяющими последовательно друг друга этапами – эпохой аграрной экономики, в которой основой производства была земля, и индустриальной экономики, начавшейся с английской промышленной революции.

В условиях становления и развития новой экономики на первый план выходят творческие, интеллектуальные способности человека, наличие которых позволяет обеспечивать высокое качество быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции, удерживать низкую себестоимость изделий путем совершенствования методов производства, снижения затрат и т. п.

Передовые компании заинтересованы в том, чтобы в составе их персонала было больше специалистов с аналитическими способностями, склонных к преобразованиям, поиску нового в сфере своей деятельности.

В этом контексте отдельные отечественные экономисты вводят обобщенный термин «человек труда», определяя его как индивидуализированный элемент трудовых ресурсов (индивидуум). Формирование человека труда предполагает выдвижение на первый план социально-психологических качеств, позволяющих более полно реализовать трудовой потенциал (мотивация труда). Важной характеристикой человека труда является его отношение к труду как источнику средств существования, интересному занятию, средству самовыражения.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Что понимается под термином "экономика труда"?

2. Чем обусловлен переход от понятия "рабочая сила" к понятию "человеческие ресурсы"?

3. Какие разновидности человеческих ресурсов оценивают качественно, а какие количественно?

4. Что включает в себя трудовой потенциал и как он оценивается?

5. Сформулируйте различие между управлением человеческими ресурсами и управления персоналом.

6. Назовите отличительные характеристики "человеческого капитала".

7. Какова взаимосвязь между "человеческими ресурсами", "трудовыми ресурсами", "персоналом" и др. характеристиками совокупного работника?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.