Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к специалистам по труду




Роль экономики труда во взаимосвязи с другими науками о труде.

Тема 2. Предмет и задачи дисциплины в историческом развитии страны.

 

Предмет и задачи дисциплины в историческом развитии страны.

 

Экономика труда относится к общественным наукам в связи с исключительной ролью труда в создании материальных условий существования общества и формировании человека.

Как самостоятельная наука, экономика труда развивается параллельно в нашей стране и за рубежом. В нашей стране – это относительно молодая отрасль экономической науки, которая отпочковалась от политической экономики социализма, вошла органической частью в систему экономических наук. Она имеет собственный предмет исследования, рассматривает важнейший компонент любой деятельности – труд человека, коллектива, общества в целом. Однако это наука не о труде как таковом. Она изучает общественное устройство труда; отношения между людьми, возникающие по поводу их участия в общественном труде.

В начальный период развития этой отрасли науки (20-е годы прошлого столетия) научные исследования сосредоточились на проблемах труда непосредственно на производстве, в основном, на организации труда.

Начиная с 50-х годов, проблемным стал вопрос повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства страны. В этих условиях исследования сосредоточились на таких направлениях как организация общественного труда, нормирование и оплата труда на предприятиях, эти вопросы рассматривались с позиции стимулирования роста производительности общественного и индивидуального труда.

Постепенно сформировалась межотраслевая экономическая дисциплина, которая изучала закономерности функционирования труда на базе теоретических положений политической экономии. Одновременно разрабатывались проблемы эффективного использования труда, его стимулирования, воспроизводства рабочей силы. В результате определилась не только межотраслевая, но и конкретная экономическая дисциплина, которая изучала не только общие закономерности функционирования труда и его эффективности, но и особенности проявления этих закономерностей в различных отраслях народного хозяйства.

Конкретность экономики труда обусловлена также тем, что, изучая трудовую деятельность человека, она определяет конкретные пути повышения её эффективности. В отличие от отраслевых экономик, где вопросы труда рассматриваются в качестве одного из факторов производства (человеческий фактор), экономика труда выявляет способы организации и стимулирования деятельности людей, их взаимоотношений в процессе производства.

Поэтому экономика труда стала наиболее близкой к производственной практике областью экономической науки. Наряду с теоретическими вопросами специалисты разрабатывали методические рекомендации по совершенствованию практики решения проблем, очерченных в этой дисциплине. Рекомендации носили прикладной характер, предназначались для работников предприятий и в своё время широко применялись на практике.

Ответвлениями общей дисциплины стали экономика труда в промышленности, экономика труда в сельском хозяйстве и так далее, т.е. отраслевые дисциплины.

В учебной литературе прошлых лет предмет изучения данной науки определялся по-разному: одни авторы определяли предметом курса труд в его исторически определенной форме, общественную организацию труда (или организацию общественного труда), другие – экономические отношения, возникающие по поводу использования труда в масштабе общества и в каждой его ячейке – на предприятии, в учреждении, организации.

В более поздний период (начало 90-х годов) не все специалисты соглашались с определением предмета данной дисциплины, как организации общественного труда, обосновывая это тем, что экономика и организация – не тождественные понятия. Экономика в любом её приложении отражает взаимодействие затрат и результатов человеческой деятельности в форме стоимости, а также возникающие при этом отношения между людьми. Организация – это система, структура, порядок каких-то элементов, составляющих целое. Поэтому предмет экономики труда определяется как изучение конкретных экономических проблем труда в рамках его организации, в том числе общественной, т. е. в масштабах общества

Представляется, что такое объяснение изменения предмета дисциплины поверхностно. Более глубокая причина – изменение системы хозяйствования в стране, приведшее к отказу от планового ведения народного хозяйства как единого комплекса из центра, при котором предприятия не обладают экономической самостоятельностью, и переходу к рыночной экономике, когда все хозяйствующие субъекты становятся относительно независимыми и экономически обособленными.

В ходе реформирования экономики страны изменился характер трудовых отношений. В плановой экономике государство являлось собственником средств производства и монопольным работодателем. Работник не являлся наёмным в соответствии с классической теорией политической экономики. После проведения массовой приватизации труд стал наёмным, появилась частная собственность на средства производства, в сфере труда начали формироваться рыночные отношения между трудом и капиталом.

С развитием рыночных отношений получаемая прибыль, доход становятся главным источником производственного и социального развития фирм и предприятий. Трудовые коллективы сами зарабатывают средства для оплаты труда и материального стимулирования. Это создаёт предпосылки для оптимизации численности работников. Меняется концепция формирования фондов оплаты труда, а также система социальной защиты населения.

Экономическая выгода заставляет руководство фирм, предприятий и организаций сводить к минимуму потери рабочего времени. Одновременно возрастают требования работодателей к качеству рабочей силы, профессиональному мастерству работников. На первый план выдвигается эффективность труда как наилучшее соотношение его затрат и результатов. В этих условиях организация общественного труда в масштабах страны отходит на второй план. Первостепенную роль начинают играть конкретные проблемы труда на корпоративном уровне и в ограниченных масштабах – на отраслевом и территориальном уровнях.

Под этим углом зрения в отдельных современных изданияхэкономику труда стали определятькак отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы наилучшего использования человеческого ресурса, организацию и стимулирование эффективной трудовой деятельности людей. Это – предмет современной экономики труда в широком его понимании. Она представляет собой интегрирующую науку о труде, которая вырабатывает общие критерии и подходы к использованию различных научных направлений при поиске прогрессивных решений в сфере труда.

Отдельные авторы предметом экономики труда по-прежнему определяют труд как целесообразную деятельность, но при этом к предмету изучения относят также закономерности функционирования рыночного механизма в сфере труда.

Из сказанного следует, что в настоящее время идет процесс переосмысления предмета изучения данной дисциплины. В последние годы формируется новая концепция экономики труда, основанная на выделении трех ее уровней: макроэкономика; мезоэкономика; микроэкономика труда.

 

 

 


При общем кру

 

 

При общем круге решаемых проблем на каждом уровне выделяются основные для этого уровня проблемы, а также те, по которым необходим обмен информацией и согласование по смежным уровням.

Предмет микроэкономики труда - конкретное решение проблем развития и использования трудового потенциала работников, повышение эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе улучшения работы с персоналом, совершенствования форм организации, нормирования и стимулирования труда.

Предмет мезоэкономики труда – решение проблем рынков труда и других социальных проблем на территориальном уровне.

Предмет макроэкономики труда – прогнозирование трудовых и социальных показателей развития экономики страны, выработка стратегии развития социально-трудовой сферы и её регулирование.

Роль экономики труда видится в упреждающем практику прогнозировании, выявлении и оптимальном решении приоритетных проблем труда.

Таким образом, интегральный многопредметный характер экономики труда дает основание рассматривать её как науку о труде, представляющую комплекс научных дисциплин, каждая из которых выполняет специфические функции по совершенствованию трудовой деятельности людей.

Метод экономики труда предполагает конкретное использование взаимосвязанных с ней наук о труде при решении определенных проблем по каждому из двух направлений исследований – «по горизонтали», «по вертикали».

Круг проблем «горизонтальной» (предметной) интеграции – это способы организации и стимулирования эффективной деятельности людей, их взаимоотношения в процессе производства.

Решение проблем экономики труда «по вертикали» (применительно к различным уровням хозяйствования) – новая постановка задачи. На каждом уровне выделяются ключевые проблемы, отражающие наиболее существенные стороны трудовой деятельности на этом уровне хозяйствования. Общим для всех уровней хозяйствования является формирование социально-трудовых отношений, развитие социального партнерства, улучшение занятости и снижение безработицы, охрана труда, повышение заработной платы.

В процессе своего развития экономика труда выработала не только собственный предмет исследования, но и методы изучения трудовой деятельности. К этим методам относятся: наблюдение за трудовым процессом, аналитическая обработка результатов наблюдений, установление конкретных зависимостей и их допустимых вариаций, применение метода подстановок для оценки величины имеющихся резервов и др., т.е. наблюдение, анализ, моделирование. Трудности использования этих методов в отличие от других наук – большое число влияющих факторов, низкая устойчивость изучаемых величин (работоспособность человека индивидуальна, изменяется в течение рабочего периода у одного и того же человека).

В связи с объективной необходимостью согласования развития производительных сил с общественными отношениями, гуманизацией положения человека в трудовой сфере, возникла потребность в развитии социологии труда.

В системе научного знания социология труда имеет двойной статус – общая и специальная дисциплина. В основу исследования труда положены категории общей социологии, а именно: понимание общества как совокупности общественных отношений, понимание сущности социальных явлений, их классификация, понимание человека как объекта социологического исследования, а также роли труда в развитии человека. Социология труда, как специальная дисциплина, исследует человеческий фактор. Эмпирические исследования сферы труда позволяют учесть роль человеческого фактора и гуманизации труда. В силу этого она является прикладной общественной дисциплиной.

Предметом социологии труда являются социальные отношения и процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социального положения, интересов и трудового поведения различных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы представляют собой то, что происходит внутри социальных групп и между отдельными работниками.

Экономика и социология труда объединили свои знания в области изучения общественной формы труда, экономической и социальной политики, объединили общественные приёмы и методы управления трудом, его оплатой, а также кадрами. Содержанием этой дисциплины стали не только вопросы организации и оплаты труда, повышения его производительности, планирования труда, но и вопросы формирования трудового коллектива, использования трудовых ресурсов, поведения человека в коллективе (морально-психологический климат).

Выше отмечалось, что настоящий этап развития экономики и социологии труда характеризуется переосмыслением тех основополагающих постулатов, которые сложились в предшествующий исторический период. В учебной литературе предпринимаются попытки соединения в учебном курсе двух подходов к исследованию проблем труда – отечественного и зарубежного.

В зарубежной учебной литературе экономика труда определяется как исследование функционирования рынка труда и его результатов. В более узком понимании экономика труда трактуется, прежде всего, как поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений. При этом акцент делается на стимулы, регулирующие трудовое поведение больших групп людей. Первостепенное место отводится заработной плате и ее взаимосвязи с занятостью, участием в труде, нежелательными аспектами работы. Рассматривается влияние профсоюзов на заработную плату, производительность труда, текучесть рабочей силы. Изучаются способы влияния общих рыночных стимулов на выбор профессии и др.

С учетом различий предмета дисциплины в качестве связующей рассматривается проблема трудовых отношений. Под этим углом зрения возможность соединения отечественного и зарубежного подходов видится в следующем. Отношения между работником и работодателем начинаются на рынке труда, но на этом они не заканчиваются и продолжаются в процессе труда, что требует решения таких важных вопросов для субъектов трудовых отношений, как организация и нормирование труда, условия и охрана труда, система заработной платы.

На практике трудовые отношения как отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей. В свою очередь, социальные отношения, как правило, возникают в ходе осуществления трудовых процессов, которые сопровождаются противоречиями, конфликтами и т. д.

Принимая во внимание, что трудовые отношения включают и важные социальные аспекты, для их обозначения в последнее время используют термины «социально-трудовые отношения», "социально-трудовая сфера", что отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений в процессе трудовой деятельности людей.

Социально-трудовая сфера достаточно полно характеризует все фазы воспроизводства рабочей силы, его социальное сопровождение. Основными блоками социально-трудовой сферы являются те, которые отражают и обеспечивают фазы воспроизводства рабочей силы:

Ø социальная сфера – отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, наука, культура и др.);

Ø рынок труда, служба занятости населения, подготовка кадров, включая безработных;

Ø сфера мотиваций производительного труда (оплата труда, стабилизация уровня жизни населения и т. д.).

Другой блок социально-трудовой сферы включает системы, необходимые для возобновления рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

Ø система социальной защиты населения;

Ø система социального партнерства;

Ø система социального страхования;

Ø пенсионная система;

Ø охрана труда и т. д.

Таким образом, цель курса состоит в формировании системных знаний в области трудовой деятельности людей, на которых развивается и совершенствуется отечественная и зарубежная наука и практика.

Задачи курса:

- формирование общего представления о современной экономической теории труда, а также экономических методах анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне организации и рынка в целом;

- приобретение практических навыков расчета ключевых показателей по труду, основ их анализа и оценки.

 

Роль экономики труда во взаимосвязи с другими науками о труде.

 

Экономика труда входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Изучая трудовую деятельность человека, она использует достижения таких отраслей науки о труде, как физиология и психология труда, гигиена труда и охрана труда. Выводы и рекомендации этих наук позволяют более обоснованно подходить к анализу факторов и резервов роста производительности труда, штатной расстановке работников, использованию стимулов к труду.

Трудовая деятельность человека, как правило, проходит в рамках конкретного трудового коллектива. Межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на работоспособность человека. При решении этих вопросов используются положения социологии труда, так как предметом исследования этой науки являются социальные отношения, возникающие при совместной трудовой деятельности.

Взаимосвязь экономики и социологии труда особенно наглядно проявляется при решении таких проблем, как формирование профессионально-квалификационной структуры кадров, подбор кадров, удовлетворенность трудом, развитие творческой активности. Нельзя достигнуть высоких показателей эффективности хозяйственной деятельности, не владея теорией поведения человека при выборе между желаемым результатом и ограниченными ресурсами. Наиболее острой социально-экономической проблемой является проблема распределения фонда оплаты труда на основе оценки трудового вклада каждого в общие результаты работы. Помимо проблем, непосредственно соприкасающихся с трудовой деятельностью, социальный аспект экономики труда имеет место при решении вопросов уровня жизни, социального развития трудового коллектива.

В современных условиях проблемные вопросы экономики труда невозможно решать без знания современной теории предприятия и фирмы с точки зрения их функций как товаропроизводителя и предпринимателя. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных в курсах "Экономическая теория", "Экономика фирмы", "Статистика".

Экономика труда не может адаптироваться к рыночным условиям без увязки с проблемами общей теории рынка, включая процессы маркетинга, приватизации, коммерциализации хозяйствующих субъектов. Вследствие этого экономика труда имеет тесную взаимосвязь с такими рыночными дисциплинами, как «Основы предпринимательства», «Менеджмент», «Маркетинг», в которых труд и его эффективность выступают одним из ресурсов и объектов управления.

При решении вопросов организации заработной платы, планирования труда, оценки эффективности мер по повышению производительности труда используют нормы труда и методы изучения затрат рабочего времени. На этой основе между экономикой труда и нормированием труда существует тесная связь. Различие между ними состоит в том, что нормирование труда, как самостоятельная наука, изучает затраты живого и овеществленного труда, тогда как экономика труда – только живого труда.

Показатели эффективности труда, другие трудовые показатели, как в статике, так и в динамике, позволяют изучать статистика труда, анализ хозяйственной деятельности для планирования и прогнозирования резервов роста производительности труда.

Статистика труда изучает количественные закономерности массовых явлений и процессов в области труда, воспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования. Она является отраслью экономической статистики и опирается на ее методы, а также методы математической статистики. Теория и методология показателей статистики труда основывается на классификации отраслей экономики и видов экономической деятельности.

Вместе с тем статистика труда разрабатывает общую методологию изучения численности, состава и движения работающих, рабочего времени, оплаты труда, уровня жизни населения. Используя данные статистики населения, статистика труда определяет численность, размещение и воспроизводство населения в трудоспособном возрасте – основной части трудовых ресурсов страны (региона). Помимо отчетных данных предприятий и организаций широко используются выборочные статистические наблюдения (бюджетные обследования, обследования по проблемам занятости населения), а также единовременные обследования (распределение работников по размерам заработной платы). Статистические данные служат для раскрытия и иллюстрации закономерностей организации и использования общественного труда.

Статистика труда формирует информационную базу по численности и составу населения, естественного движения и миграции, осуществляет прогнозы населения, составляет балансы трудовых ресурсов, формирует состав и численность работающих, баланс рабочего времени, показатели уровня жизни населения и оплаты труда.

Трудовое право устанавливает продолжительность рабочего дня и очередного отпуска, льготы и компенсации, которые учитываются при планировании фонда рабочего времени, численности работников, фонда заработной платы. На трудовое право опирается организация социального партнерства, участие профсоюзов в решении социально-трудовых проблем и других вопросов.

Курс "Экономика и социология труда" является основой для последующих специальных дисциплин "Рынок труда", "Управление персоналом", "Организация и нормирование труда".

Требования к экономистам по труду.

Экономист по труду имеет дело с двумя системами: «человек – машина – предмет труда», «человек – коллектив - общество». Первая из них – экономическая, вторая – социальная. Совпадение интересов во всех звеньях социальной системы предопределяет эффективность функционирования экономической системы.

Основным объектом теоретической и практической деятельности экономиста по труду является трудовой процесс, его организация и производительность, трудовой коллектив, поэтому он должен обладать знаниями как в области общеэкономических, так и специальных смежных дисциплин. Будучи специалистом межотраслевого профиля, он должен знать методику планирования труда, методы установления норм труда, тарифных ставок и должностных окладов, организацию стимулирования труда, методику изучения затрат рабочего времени и анализа его использования, формы подготовки и повышения квалификации кадров, основы трудового законодательства.

Специалист должен уметь определять потребность в кадрах, анализировать эффективность использования трудовых ресурсов, учитывать уровень безработицы, выявлять резервы роста производительности труда, проводить социологические исследования с целью преодоления конфликтных ситуаций в сфере труда и решения других социальных вопросов.

Применение экономико-математических моделей предполагает хорошую математическую подготовку и владение персональным компьютером.

Вероятностный характер предлагаемых решений предполагает проведение систематической их корректировки на основе анализа результатов внедрения этих решений. Экономист по труду должен знать, что возможность проведения социальных экспериментов ограничена из-за высокой вероятности неблагоприятных социальных последствий (снижение заработной платы, ухудшение условий труда, повышение текучести кадров и др.).

Изменение устоев экономического строя в нашей стране требует подготовки специалистов по труду с экономическим мышлением, соответствующим новым реалиям. Исходный пункт такого мышления – обобщение всего многообразия практики хозяйствования, как в нашей стране, так и в других странах.

Таким образом, исходя из требований к специалисту по труду, основные требования к уровню освоения содержания курса сводятся к следующему. Дипломированный специалист должен

знать:

- основные понятия и терминологический аппарат курса;

- теоретические основы экономики труда в масштабах страны (отрасли), территории и конкретного предприятия;

- особенности формирования и регулирования занятости и рынка труда в условиях рыночных отношений;

- принципы и методы формирования, использования, оценки трудовых ресурсов, трудового потенциала, рабочей силы;

- методы измерения производительности и эффективности труда;

- функции, принципы, элементы организации оплаты труда, основные теории и методы мотивации и стимулирования труда;

- направления и методы регулирования доходов и уровня жизни населения;

уметь:

- измерять количественные и выявлять качественные характеристики трудовых ресурсов, трудового потенциала;

- оценивать уровень и степень дифференциации доходов населения;

- планировать и рассчитывать трудоемкость продукции, численность рабочих, специалистов, их дополнительную потребность;

- измерять производительность труда различными методами, оценивать факторы и резервы роста производительности труда на предприятии;

- определять заработную плату работников при различных формах и системах оплаты труда;

- обосновывать размер доплат и премий;

- планировать фонд оплаты труда на предприятии.

 

Контрольные вопросы.

 

 

1. Как изменялся предмет экономики труда в историческом развитии нашей страны?

2. В чем состоит предмет социологии труда?

3. Назовите объективные предпосылки для объединения экономики труда и социологии труда в одну дисциплину, что нового это привнесло в предмет экономики труда.

4. С какими дисциплинами взаимосвязана наука «экономика труда»?

5. Что является основой для объединения отечественного и зарубежного подходов в экономике труда?

6. Каковы особенности проблем экономики труда в зависимости от уровня хозяйствования?

7. С какими системами работает экономист по труду?

8. Что является объектом деятельности экономиста по труду? Назовите несколько его функций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.