Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и формы бюджетного выравнивания




Сущность и содержание бюджетного федерализма

Конституцией Российской Федерации закреплено федера­тивное устройство государства, которое основано на:

- государственной целостности;

- единстве системы государственной власти;

- разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение, полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Он базируется на следую­щих основных принципах:

- законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

- обеспечении соответствующих органов власти необходи­мыми финансовыми ресурсами для выполнения ими воз­ложенных на них функций;

- обеспечении вертикального и горизонтального выравнива­ния доходов всех уровней системы;

- наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных, прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

- самостоятельности и равноправии каждого бюджета, вхо­дящего в бюджетную систему, которые выражаются в са­мостоятельности бюджетного процесса, в т.ч. в определе­нии направлений использования бюджетных средств, под­контрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

Важным этапом в развитии финансово-бюджетного феде­рализма стал Закон Российской Федерации «Об основах бюд­жетных прав и прав по формулированию и использованию вне­бюджетных фондов представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти республики в составе Россий­ской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в котором был зафиксирован прин­цип формирования местных бюджетов, основанный на расчете Минимального бюджета. Минимальный бюджет – объем до­ходов местного бюджета, покрывающий гарантируемые соот­ветствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Минимальные расходы местных бюд­жетов должны рассчитываться на основе минимальных соци­альных и финансовых норм.

В 1994 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между феде­ральными и региональными бюджетами – передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и просчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы.

Процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился, поэтому предстоит решение ряда проб­удем. Необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. Передача расходов из бюджетов верхнего уровня в бюджет нижнего уровня должна быть пол­ностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами. Следует устранить встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вы­шестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дота­ций и субвенций передаются вниз.

Все это требует более четкого разграничения бюджетных полномочий между различными уровнями власти; фиксирова­ния в федеральных и региональных законодательных актах со­гласованных пропорций в совместных налогах; создания механизма межбюджетных отношений, основанного на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий.

 

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является проблема бюджетного выравнивания, или сбаланси­рованности. Различаются понятия вертикальной сбаланси­рованности (вертикального выравнивания) и горизонтальной сбалансированности (горизонтального выравнивания).

Смысл и цели вертикального и горизонтального бюджет­ного выравнивания могут быть различными.

Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресур­сов (налоговых поступлений). Принцип вертикальной сбалан­сированности предъявляет требования как к вышестоящему уровню власти, так и к региональным и местным бюджетам.

Вертикальное выравнивание устраняет несоответствия между расходными функциями региональных бюджетов и по­ступлениями, закрепленными заданным бюджетным уровнем. Центральное правительство, обладая большими возможностя­ми экономического регулирования и объемами налоговых по­ступлений, может и должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов, направляя в их доходы какую-то часть средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета Российской Федерации.

На региональные и местные власти накладывается ответ­ственность за финансовое обеспечение закрепленных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг государственными учреждениями и организациями или через частный сектор.

Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюд­жетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Горизонтальное выравнивание (сбалансированность) означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации (регионами) по определенной формуле для устранения (или снижения) неравенства в налоговых воз­можностях (потенциалах) различных территорий (субъектов Федерации и муниципалитетов). Проявления неравенства ре­гионов рассматриваются аналогично неравенству в распреде­лении доходов и материальных ценностей среди различных слоев населения.

Существенное воздействие на обеспечение каждому соци­альных пособий, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы, развернувшийся и продолжающийся экономический кризис, а также процессы приватизации, сопро­вождающиеся массовым отказом тысяч предприятий от соци­альных затрат и содержания объектов социально-бытовой сфе­ры. Все это приводит в ближайшем будущем к увольнению из­лишней численности работников, которые вынуждены обра­щаться за социальной защитой к государству.

В процессе горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности населения разных регионов необходимо при­нимать во внимание дифференциацию населения по уровню получаемых денежных доходов, региональные различия в про­житочном минимуме, связанные с уровнем цен региональных потребительских рынков.

В последние годы в Российской Федерации в методологии бюджетного выравнивания осуществляется переход от инди­видуальных нормативов и постоянно меняющихся взаимных расчетов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

Бюджетное выравнивание существует как в федеративных, так и в унитарных государствах. Оно выступает как объектив­но необходимый способ функционирования бюджетной системы единого государства и его экономической системы. Стра­тегическая задача бюджетного выравнивания состоит в том, чтобы объединять федеративное государство, его земли и народы, всех его граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.