КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетный процесс
Бюджетные классификации расходов Бюджетная классификация доходов Структура бюджетной классификации Бюджетная классификация 4.1. Структура бюджетной классификации 4.2. Бюджетная классификация доходов 4.3. Бюджетная классификация расходов
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников покрытия дефицита, основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Для нормального функционирования бюджетной системы в федеративном государстве необходим "перелив" бюджетных ресурсов. Однако такой "перелив" бюджетных ресурсов не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен. Это возможно сделать только на базе единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации. Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем: - законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом; - формирование механизма реализации принципа "единства" бюджетной системы; - получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; - формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании. Структура бюджетной классификации определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Этот закон действует и в настоящее время с поправками, внесенными в него Федеральным Собранием. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта, основанную на единой структуре бюджетной классификации Российской Федерации. При этом они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Министерство финансов РФ может вносить изменения в бюджетную классификацию РФ, не приводящие к ее структурным изменениям. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Бюджетная классификация и бюджетный учет должны быть надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса, от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности. Бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; - функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; - экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и ее субъектов; - классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации; - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Такая бюджетная классификация – это не единственный вариант, который используется в мировой практике, она меняется в зависимости от изменения тех или иных экономических условий и ситуаций. Тем не менее важен тот факт, что по единой бюджетной классификации формируются бюджеты всех звеньев, это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению. Единая для бюджетов всех уровней классификация обеспечивает также и межгосударственную сопоставимость бюджетных данных. При составлении экономической классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая МВФ, поэтому показатели бюджета также можно использовать для сопоставления с другими странами. По единой бюджетной классификации составляется также и консолидированный бюджет. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не является единой и утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и решениями соответствующих органов местного самоуправления. Федеральные программы, а также программы, финансируемые из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждаются в специальном приложении к бюджету, а также отражаются в ведомственной классификации как виды расходов. В связи с тем, что в настоящее время Российская Федерация вступила в завершающую стадию бюджетной реформы, целью которой является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). Это потребовало внести существенные изменения в бюджетную классификацию. Необходимость разработки новой функциональной и экономической классификации расходов бюджетов обусловлена следующими основными предпосылками: - необходимость переориентации бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств; - приведение в соответствие структуры функциональной классификации расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления); - согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющие источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Структура доходов бюджетов приведена на рис.2.2.1.
Рис. 4.2.1. Структура доходов бюджетов
Налоговые доходы включают: 1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам); 2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; акцизы). 3. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизы). 4. Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) 5. Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения). 6. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных 7. Государственная пошлина. 8. Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. 9. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; сборы, прочие налоги на импорт). 10. Прочие налоги, пошлины и сборы (прочие федеральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы). Неналоговые доходы включают: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в 2. Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом) 3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации 4. Доходы от продажи материальных и нематериальных 5. Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций). 6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов). 7. Прочие неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то соответственно в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней. Такое разделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ. Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. В бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов – программную классификацию. Функциональная классификация группирует расходы по видам деятельности, ведомственная – расходы субъектов этой деятельности, экономическая – расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей. ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (предметной) классификацией распределяются расходы по отраслям деятельности и звеньям управления. Функциональная классификация характеризует основную цель финансируемого мероприятия, относящегося к числу важных и крупных, постоянно существующих национальных потребностей. Являясь важным инструментом принятия государственных решений, бюджетная классификация позволяет выделить направления государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации, обоснованно определять объемы их финансирования, что в конечном итоге должно способствовать эффективному государственному управлению. Кроме того, отраслевая группировка расходов бюджета позволяет выявлять пропорции распределения бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по видам деятельности и звеньям управления и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. В 2011 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменении, которые связаны с решением следующих задач: - определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования и утверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации; - исключение из функциональной классификации расходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) и отнесение их в состав экономической классификации; - отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы; - разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (раздел общегосударственных вопросов) и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации; - упорядочение отражения в бюджетной классификации федеральных целевых программ; - применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита). Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Новая функциональная классификация предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера. Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства: - общегосударственные вопросы; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и национальная безопасность; - национальная экономика; - жилищно-коммунальное хозяйство; - охрана окружающей среды; - образование; - культура, кинематография, средства массовой информации и спорт; - здравоохранение; - социальная политика; - межбюджетные трансферты. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов. ВЕДОМСТВЕННАЯ классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом. Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Инструкции по применению бюджетной классификации Российской Федерации издаются Министерством финансов РФ. В случае принятия решений об упразднении и реорганизации органов исполнительной власти Правительство РФ в процессе исполнения федерального бюджета имеет право вносить соответствующие корректировки в функциональную классификацию в части ведомственной структуры расходов федерального бюджета РФ. Таким образом, ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам законодательной и исполнительной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, а также обеспечивать контроль за их осуществлением и установить меру ответственности в расходовании средств соответствующих ведомств. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп: · Расходы. · Оплата труда и начисления на оплату труда. · Приобретение услуг. · Обслуживание долговых обязательств. · Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям или бюджетам. · Социальное обеспечение. · Прочие расходы. · Поступления нефинансовых активов. · Увеличение стоимости основных средств. · Увеличение стоимости нематериальных активов. · Поступление финансовых активов. · Увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам. · Выбытие финансовых активов. · Уменьшение стоимости ценных бумаг (кроме акции и иных форм участия в капитале). · Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам. Кроме того, эта классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детально распределение расходов бюджетов. При составлении экономической классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая МВФ, поэтому показатели бюджета также можно использовать для сопоставления с другими странами. Традиционно бюджетные классификации строились вокруг ведомственной и экономической классификаций, поскольку право вести свой учет и расходовать средства предоставлялось законодателем именно ведомствам. Поскольку такое право предоставлялось обычно в разрезе видов затрат (экономической классификации расходов, заложенной в плане счетов), то экономическая классификация стала естественной частью системы бюджетной классификации. Постепенно все большее распространение в международной практике получило использование функциональной классификации. Как правило, такая классификация строите; на основе рекомендаций Международного валютного фонд (Статистика государственных финансов МВФ), согласно которым деятельность правительства должна подразделяться на 10 стандартных функциональных групп. Такое деление позволяет отслеживать и анализировать крупные направления государственных расходов, что необходимо для анализа экономического роста и государственной политики, а также для международных сравнений. Принятый в мае 2001 г. Кодекс бюджетной прозрачности ОЭСР требует, чтобы все расходы были представлены в ведомственной разбивке, и уточняет: "должны быть также представлены сведения в разбивке по функциональной и экономической классификациям". В отличие от ведомственной, функциональной и экономической классификаций, никаких требований по представлению сведений в программной классификации не существует, Программную классификацию используют многие страны, как развитые, так и развивающиеся, но эта практика не получила повсеместного распространения. Главная трудность при введении такой классификации связана с определением программных областей, поскольку по этому вопрос не существует каких-либо общепризнанных международных рекомендаций. Там, где программные области все же определены, они чаще всего выбираются исходя из конкретных потребностей или текущих задач конкретного правительств или даже конкретного главного распорядителя бюджетных средств. Еще одна трудность возникает при попытке совместить программную классификацию, носящую вспомогательный характер, с традиционной ведомственной классификацией, поскольку программные области (и программы, а значит, и управление программами) могут пересекать границ ведомств. Несмотря на то, что такие трудности существуют и они объективны, без той или иной формы программной классификации невозможно создать систему бюджетирования и управления, ориентированную на результат. Она необходима для того, чтобы изменить сам способ планирования деятельности министерств и ведомств: · Подготовке бюджетной заявки должна предшествовать постановка стратегических целей и связанных с ними задач. · Для этого, например, Министерство образования и науки РФ должно с самого начала решить, каким образом оно будет группировать свою деятельность: по видам образования - начальное, высшее среднее, или по тематическим направлениям – разработка новых форм обучения, систем непрерывного обучения и т.д., или оно будет использовать некоторую комбинацию обоих подходов. Все это необходимо решить заранее, поскольку в заявке на финансирование в части программных расходов необходимо будет указать цели и задачи каждой программы, и в таком же формате предстоит отчитываться об исполнении расходов. · Ведомства должны сами для себя определить свою роль – являются ли они производителями услуг, или главная их функция заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих предоставление услуг, или их главная функция заключается в координации (стимулировании и т.д.) предоставления услуг неправительственными организациями, · Акцент в планировании должен быть перенесен с использования ресурсов на достижение результатов. В частности, нужно думать не о том, как использовать существующую сеть, а о том, какой она должна быть, чтобы решить поставленные задачи. · Министерства должны определять пропорции распределения ресурсов между программами высокого уровня (например, между поликлинической и больничной помощью), а более детальная разбивка расходов по категориям экономической и т.д. классификаций передается (в идеале) на уровне распорядителей программ. Разумеется, уровень - в данном случае понятие относительное, однако одна из особенностей бюджетирования по результатам заключается именно в отказе от планирования расходов в детальной разбивке. · Правительство при программном подходе получает более ясную картину того, как распределяются содержательные роли и задачи между министерствами и ведомствами, и может отслеживать случаи дублирования функций, выполнения ведомствами несвойственных (непрофильных) функций и, соответственно, принимать решение о том, следует ли это дублирование устранить, передав непрофильные виды расходов другим ведомствам, или оставить все, как есть, но наладить координацию параллельного исполнения одинаковых функций (программ) разными ведомствами (например, предоставление школьного образования). · Правительство получает более ясную картину того, как распределяются средства между целями государственной политики, и получает возможность анализировать, насколько адекватно такое распределение средств поставленным целям и задачам. Любая бюджетная классификация является неразрывной частью общего плана счетов государственного сектора, и все данные для ее наполнения могут поступать только из одного источника – системы учета доходов и расходов, которая генерирует также и данные для сравнения запланированных объемов доходов и расходов с исполненными обязательствами. Между различными видами бюджетной классификации расходов обеспечивается возможность перехода от одной группировки расходов к другой (функциональная, ведомственная, экономическая, программная). Каждый раздел объединяет расходы на соответствующие цели всех министерств и ведомств, которые их осуществляют (включает целиком бюджет того или иного органа или его часть, ориентированную на данный раздел). Как правило, во многих разделах задействованы несколько министерств (ведомств). При этом конкретные министерства и ведомства, в свою очередь, могут участвовать одновременно в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа в условиях новой бюджетной классификации представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам. На практике любой раздел может быть представлен с разбивкой по подразделам. Связь между ведомственной и экономической группировками осуществляется также на уровне видов расходов, так как они достаточно детализированы и их можно определить с учетом установленных требований к одной из экономических статей. В итоге экономические статьи набираются путем суммирования соответствующих видов расходов по всем статьям всех федеральных министерств и ведомств. Использование субъектами РФ аналогичных классификаций позволяет обеспечить единую систему учета всех совокупных бюджетных расходов государства, сгруппированных по функциональной, экономической или ведомственной направленности. Причем каждый из нижестоящих бюджетов имеет возможность отразить свои особенности и структуру бюджетной группировки с учетом приоритетных направлений деятельности. Таким образом, новая бюджетная классификация позволяет сформировать консолидированный бюджет в единой функциональной и экономической группировках. Классификация источников финансирования дефицита бюджетов Важной особенностью бюджетной классификации Российской Федерации является то, что в нее вводится еще два дополнительных блока – классификаторы источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов. Классификация источников финансирования (внутреннего и внешнего) дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств и других источников финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, привлекаемых для покрытия их дефицитов. В классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражаются: · долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах; · кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов; · привлечение прочих источников финансирования дефицитов бюджетов; · погашение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, выраженных в ценных бумагах; · погашение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов; · погашение обязательств за счет прочих источников финансирования дефицитов бюджетов; · государственные и муниципальные гарантии; · акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; · земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; · государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней; · остатки средств бюджетов; · курсовая разница. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: · долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, номинированных в иностранной валюте; · кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Федерации, номинированных в иностранной валюте; · прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов; · государственные гарантии в иностранной валюте. В целом бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем: · законодательный контроль за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом; · формирование механизма реализации принципа "единства" бюджетной системы в РФ; · получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; · формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса. Анализируя проблемы применения новой бюджетной классификации в России, следует особо подчеркнуть, что парламентский контроль за состоянием бюджетного процесса в современном государстве носит опосредованный характер и организуется на принципах аудита, т.е. проверки отчетности исполнения доходной и расходной частей бюджета. Главным конституциональным инструментом влияния парламента на текущую бюджетную политику правительства являются его полномочия по утверждению бюджета и отчета по бюджету. Для контроля за действиями исполнительной власти в ходе бюджетного процесса создан специальный орган Федерального Собрания – Счетная палата. Чтобы этот орган мог реально выполнять свои функции, необходимо законодательное оформление структуризации всех элементов бюджетного устройства. Бюджетная классификация является одним из таких механизмов законодательного определения бюджетных стандартов. Отсутствие разграничения бюджетных стандартов на всех уровнях бюджетной системы приводит к политической безответственности всех уровне власти за их исполнение. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В тоже время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании. Бюджетная классификация расходов Бюджетные классификации – группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, исследуемых для составления и исполнения бюджета, обеспечивающих сопоставимость бюджетов всех уровней по вертикали. Состав расходов бюджетов построен в соответствии с основными функциями государства и в разрезе ведомств – конкретных получателей бюджетных средств. Бюджетная классификация на которой базируются как составление, так и исполнение бюджета, обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней. Законодательные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждений бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления Российской Федерации. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ, представляющую собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения; 2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, представляющую собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации: являются разделы, вторым – подразделы, которые конкретизируют направление средств. Третий уровень – классификация целевых статей расходов, четвертый уровень – классификация видов расходов; 3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, т.е. это группировку расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Выделяют текущие расход (закупки товаров, оплата услуг) и капитальные расход (капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.); 4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, т.е. группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета; 6) классификацию видов государственных внутренних 7) классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ – группировку государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в т.ч. по кредитам, и т.п.; 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, представляющую собой группировку расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета. Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. 5.1.Понятие бюджетного процесса 5.2.Принципы бюджетного процесса 5.3.Участники бюджетного процесса 5.4.Составление проекта бюджета 5.5.Рассмотрение и утверждение бюджета 5.6.Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете 5.7.Исполнение бюджета 5.8.Федеральное казначейство РФ 5.9.Отчет об исполнении бюджета
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |