Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психологической диагностики




Лекция 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления современной психодиагностики

Основные тенденции развития современной психодиагностики предполагают решение следующих задач:

1. Разработка принципов нормативности психологической диагностики, предусматривающих отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки тестирования.

2. Разработка принципов содержательной диагностики, что выражается в необходимости включения в тест совершенно определенного содержания.

3. Введение принципа коррекционности, предусматривающего возможности проведения коррекционной работы по результатам тестирования.

4. Усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития».

5. Создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании и открывающих возможности выявлять индивидуальные особенности мышления.

6. Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.

Таким образом, ближайшие перспективы развития психологической диагностики состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов нормативной содержательной диагностики, а также создании системы возрастной диагностики и коррекции психического развития.

 

План:

1. Понятие психологической диагностики.

2. Предмет, объект и субъект психодиагностики.

 

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, а также как область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Термин «психодиагностика» ввел в 1921 г. Г. Роршах, который назвал так процесс обследования с помощью созданного им теста, основанного на перцепции. Подобное понимание психодиагностики на долгое время, а в некоторых странах (Германия, Швейцария) и до настоящего момента, закрепило в теории и практике оказания помощи проективные методы как психодиагностические, разделив таким образом собственно психологическое тестирование и психодиагностику.

В литературе в настоящее время можно встретить различные значения термина «диагностика»:

- обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуальных особенностей его психики;

- оценка психических свойств конкретного человека по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания;

- средство изучения личности по ее признакам и результатам деятельности;

- распознавание ранее открытого и имеющего достаточно полное описание явления;

- изучение поведенческих особенностей и ответов как данных для заключения о наличии или отсутствии личностных расстройств;

- теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины отклонения;

- учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизическим признакам;

- теория и практика построения и применения психодиагностических методов и прежде всего метода тестов.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

В психологической диагностике как научной дисциплине принято выделять три основных, неразрывно связанных друг с другом раздела – семиотический, технический и логический, а применительно к системе типа «человек – человек» и деонтологический. Семиотический раздел – раздел психологической диагностики, включающий в себя описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различного рода симптомов и синдромов. Технический раздел психодиагностики отвечает за описание методов и средств обследования клиента. В логическом разделе представлен процесс постановки психологического диагноза. Деонтологический раздел связан с вопросами взаимоотношений диагноста с обследуемым, комплексом этических правил, которыми должен руководствоваться человек, устанавливающий диагноз.

Результаты психодиагностической деятельности имеют следующее практическое применение:

1). Психодиагностика интенсивно используется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью решается целый ряд задач, стоящих перед работниками народного образования. Например, определение готовности к школьному обучению и причин неуспеваемости школьников, дифференциация обучения, проверка эффективности обучающих программ.

2). Проведение диагностики является важной составляющей профориентационной деятельности, которая ведется в центрах профориентации, в службах занятости, в специализированных учебных заведениях.

3). Областью практического применения результатов психодиагностики является клинико-консультативная и психотерапевтическая работа. В данном случае основной задачей психодиагноста становится поиск причин возникновения конкретной проблемы у клиента и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

4). Судебная практика в виде судебно-психологических экспертиз. В зависимости от конкретного запроса психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых, свидетелей и формирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне развития, психофизиологических особенностях и т.д. человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.