КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностические методики
Психодиагностическая методика выступает в качестве основного инструмента диагностической деятельности. К диагностическим методикам относятся тесты, опросники, проективные техники. Тесты (с анг. – «испытания», «проверка», «проба») – стандартизированные краткие задания, предназначенные для установления количественных и качественных характеристик индивидуально-психологических различий. Опросники – группа методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Проективные техники – группа методик, основанных на использовании проекции в целях получения диагностической информации. К диагностическим методикам предъявляют ряд требований: 1) Требование стандартизации. Диагностическая методика отличается от исследовательской тем, что она стандартизирована. Стандартизация – единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация рассматривается в двух планах: выработка единых требований к процедуре эксперимента и определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. 2) Надежность означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. 3) Валидность – понятие, указывающее, что тест измеряет (его содержание) и насколько хорошо он это делает. Вопрос валидности методики определяется только после проверки ее на надежность. Изначально ненадежная методика не может быть валидной. Валидность по сути комплексная характеристика, включающая с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. 4) Теоретическая обоснованность – характеристика методики, основанная на содержательном определении подлежащих диагностике переменных (свойств личности, черт характера и т.д.) и предполагающая их причинное объяснение на основе концептуального доказательства существования в структуре психологического знания. 5) Объективность – наличие в методике системы оценивания результатов, обеспечивающей возможность составлений оценок разными экспертами. Классификация психодиагностических методик Самая распространенная классификация психодиагностических методик включает в себя ориентацию на источник получения диагностической информации. Методики таким образом делятся на методики объективного подхода, методики субъективного подхода и методики проективного подхода. При объективном подходе диагностика осуществляется на основе успешности (или результативности) и способа выполнения деятельности. В субъективном подходе диагностика базируется на данных, которые диагностируемый сообщает о себе сам. Проективный подход предполагает анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся объектом проекции обследуемого. По форме психологической диагностики методики бывают: 1. Индивидуальные и групповые. Индивидуальный тест – вид методики, при котором взаимодействие диагноста и обследуемого осуществляется один на один. Преимуществами индивидуального тестирования является: возможность эмпирической диагностики (возможность наблюдать вербальные и невербальные проявления); фиксировать непредусмотренные инструкцией отношенческие моменты (реакции на предъявленную инструкцию, особенности настроения и т.д.). При индивидуальном тестировании можно варьировать процедуру обследования (заменить один тест другим, отменить в случае необходимости тестирование, сократить процедуру диагностики и др.). Индивидуальная диагностика активно применяется при работе с детьми, особенно раннего и дошкольного возраста, в клинике, в случаях, когда необходимо тесное взаимодействие диагноста с обследуемы для активизации его деятельности. Основной артефакт индивидуального тестирования – большое количество затрачиваемого времени. Групповые тесты – вид методик, позволяющий одновременно проводить испытания с большой группой людей. В связи с чем, основное преимущество группой диагностики – массовость проведения. Другое преимущество заключается в доступности инструкции и процедуры проведения, поэтому групповые тесты требуют от диагноста меньше квалификации. Одним из главных недостатков группового тестирования является низкая возможность взаимопонимания с каждым испытуемым. 2. Устные и письменные тесты, которые различаются по форме ответа. Устные тесты чаще бывают индивидуальные, письменные – групповыми. Отличительной особенностью письменных тестов является то, что ответы в них даются или в тестовой тетради, или на специальных бланках ответов. 3. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, с которым оперирует обследуемый. Бланковые тесты («карандаш – бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (или отдельные бланки для ответов). В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, геометрических фигур и т.д. Аппаратурные тесты – тип методик, требующих применения специальных технических средств или специального оборудования (реактометры, рефлексометры). С помощью аппаратурных тестов осуществляется по большей части профориентационная диагностика. Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования, в котором тестовые задания предъявляются на мониторе, а ответы обследуемый вводит в память компьютера с клавиатуры. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных данных по разным направлениям. Можно получить информацию об обследуемом в виде графиков, таблиц, диаграмм. С помощью компьютера психолог может получить информацию о времени выполнении заданий теста, времени получения правильных ответов, количестве отказов от решения и т.д. 4. Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы обследуемых является операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Недоработкой вербальных тестов может быть чувствительность к различиям в языковой культуре. Вербальные тесты могут быть и индивидуальными и групповыми, в основном они распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений, тестов специальных способностей. Невербальные тесты – методики, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, графические изображения и т.п.). Они включают речевую инструкцию, само же выполнение вербальной активности не требует (прогрессивные матрицы Равена). Невербальные тесты уменьшают влияние языковых культурных различий на результат диагностики. В большинстве случаев невербальные тесты включаются как составная часть тестов интеллекта, общих и специальных способностей, тестов достижений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |