КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект, предмет и субъект психологической диагностики
Предметом психодиагностики являются отдельные свойства психики или комплекс свойств, на которые направлено психодиагностическое обследование. В качестве объекта психодиагностики для практического психолога выступает обследуемый или группа обследуемых. Объект психодиагностики всегда выступает как сосубъект, обладающий правом принимать активное участие в процессе взаимодействия с диагностом, которое способствует или препятствует получению психодиагностической информации. Данное положение служит основой деонтологического аспекта психодиагностики. В психодиагностике исходят из 2-х уровнего строения объекта психодиагностики: 1 уровень – феноменологический уровень, представлен внешними проявлениями, теми, которые можно наблюдать. 2 уровень – уровень причинных оснований – внутренние, ненаблюдаемые явления, провоцирующие возникновение проблемы, нарушенного состояния клиента. Клиент как объект психодиагностики имеет определенные права: - право свободного поведения во время обследования; - право знать результаты обследования; - право изменить стиль проведения обследования; право выбрать оптимальные для себя методы обследования, вплоть до отказа от тестирования или смены диагноста.
Субъект психодиагностики – человек, осуществляющий распознавание психологических особенностей обследуемого в целях оказания ему психологической помощи. В качестве субъекта психодиагностики может выступать: 1 – отдельный человек; 2 - группа людей; 3 – организация; 4 – сам обследуемый. Субъектом психодиагностики не может выступать тест или набор тестов. В психологии различают субъекта житейско-эмпирической диагностики и субъекта научной диагностики. Субъект житейско-эмпирической диагностики – любой стихийный диагност, который в процессе взаимодействия с другим человеком достигает цели что-либо узнать о нем. Сюда относятся, так называемые, «знатоки душ» - художники, писатели, врачи, артисты, администраторы, педагоги. В качестве субъекта научной диагностики выступают практические психологи, получившие специальную подготовку и опыт диагностической деятельности.
К психодиагносту как субъекту психодиагностической деятельности предъявляют ряд требований: - Требования компетентности: диагност должен знать и учитывать границы собственной компетентности; обладать необходимым уровнем профессиональной подготовки; свободно владеть комплексом общих знаний, в системе которых он работает (педагогика, медицина и др.). В своей деятельности психодиагност должен пользоваться только научно-проверенными методами и средствами. - Этические требования: нести ответственность за свои действия; хранить тайну и т.д. - Требования к наличию профессиональных и личностных качеств: общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к людям; высокая общая культура; широкий кругозор; тактичность и деликатность; терпимость; свободное владение речью; критичность и гибкость мышления и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |