Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психологического диагноза




Лекция 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

 

План:

1. Понятие психологического диагноза.

2. Психологический прогноз.

3. Психодиагностическое заключение.

 

Понятие психологического диагноза относится к наименее разработанным в современной психологии и не имеет четкого определения. В зарубежной психологии данное понятие по своей сути не имеет самостоятельного значения, а психологическая диагностика понимается как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов.

Понятие «диагноз» широко используется в разных областях науки и техники. «Диагноз, где бы он не ставился – в медицине, в технике, в управлении, в практической психологии, - это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаруживавшегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух).

В отечественной науке первым вопрос о сущности и специфике психологического диагноза поставил Л.С. Выготский. В 20-е годы, когда стала активно развиваться практика педологического консультирования, обнаружились две тенденции: к подмене психологического диагноза медицинским и к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Эти тенденции Л.С. Выготский в равной степени считал неправомерными и опасными. Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в контексте этапов и закономерностей всего психического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. В сферу психологического диагноза Выготский включил всю полноту процесса развития, подразумевая под этим, прежде всего позитивную характеристику психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, а также характеристику совокупности условий, его определяющих.

Для понимания специфики психологического диагноза сравним его с понятием медицинский диагноз. Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выявляются через их связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, необходимо выявлять в каждом отдельном случае, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит:

- описание нарушений поведения, проявляющегося у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования;

- выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;

- определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими.

В настоящий момент термин «диагноз» чаще всего употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Психологический диагноз как результат деятельности представляет собой логическое заключение обследующего человека или группы людей о состоянии объекта психодиагностики. Подобное логическое заключение направлено на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречаются редко.

Выделяют два типа диагноза:

1 – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В данном случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики обследуемого соотносятся с нормой или каким-либо критерием.

2 – диагноз, позволяющий находить место испытуемого среди других людей по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностике данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с критерием.

В зависимости от целей диагностической работы психологический диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, социальному работнику, эксперту суда и т.д.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции и передан родителям ребенка или самому обследуемому. Кроме того, на основе диагноза сам психолог может планировать проведение коррекционной работы, что и является основной составляющей деятельности практического психолога.

Среди качеств психологического диагноза различают правильность – адекватность, соответствие реальному состоянию обследуемого, а также конкретным условиям оказания психологической помощи. Другое качество психологического диагноза – своевременность – проявляется в его быстроте и оперативности, что особенно ценно в ситуации постановки диагноза во время консультации. Коммуникативная ценность диагноза – третье качество – характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся как правило неспециалистом. Трудоемкость – качество, которое определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств и особенностями конкретного случая. Оптимальная для диагноста трудоемкость психологического диагноза отражает адекватность его собственных возможностей.

Психологический диагноз часто сопровождается ошибочными действиями. Причины диагностических ошибок связаны со сбором данным и их переработкой. К ошибкам, связанным со сбором информации относятся:

- ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественной или количественной форме);

- ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения);

- ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой, измерительной техникой и др.).

Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

- эффект «первичного впечатления» – ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

- ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

- ошибки ложной причины – выдвигается и подтверждается ложная причина состояния объекта психодиагностики;

- познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

- познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.