Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая оценка




Функции педагогического общения

Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций:

1. Выбор пластической позы

Оптимальный пластический образ учителя выглядит примерно так:

– открытая поза;

– руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;

– ладони время от времени разворачиваются к аудитории;

– пластика плавная, мелодичная;

– для привлечения внимания производится несколько шагов от стола к аудитории и наоборот, для ослабления внимания – несколько шагов назад.

2. Установление личного контакта различными способами: вербально, визуально, тактильно. Вербально – при помощи слов (обращение по имени, безличные обращения («пожалуйста», «будь любезен»); контакт глаз; через прикосновение.

3. Функция «соучастия» ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции:

– демонстрация расположенности;

– проявление интереса;

– оказание помощи (Давай помогу. Позволь мне тебе помочь. Мне бы так хотелось тебе помочь. Я был бы счастлив тебе помочь).

4. Функция «возвышения» ребенка в педагогическом общении:

– принятие ребенка как данность;

– просьба о помощи (Помоги… Помоги, пожалуйста… Не мог бы ты мне помочь…);

– поддержание оптимистического рубежа.

Оценка как философская категория предполагает определенное «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, выделению, установлению их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали».

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявленного качества, но не личности ребенка в целом. Оценивание – метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку «судей-наблюдателей» [6, с. 409]. Педагогическая оценка позволяет формировать и корректировать ценностные отношения своих учеников, формируя нравственные и морально-эстетические позиции своих воспитанников через отношение самого учителя.

Функции педагогической оценки:

– внесение образа на уровне ценностного отношения к миру;

– стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения;

– коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношений.

Традиционно педагогическая оценка «сверху» (молодец, хорошо, правильно, неправильно) не способна выполнить эти функции.

Если оценочная реакция педагога сохраняет субъективность ученика, то она должна создавать комфортные психологические условия для изменения и личностного роста. Педагог при этом может избежать приписываемых ему функций контролера, судьи. При использовании скрытой педагогической оценки в работе с детьми создаются условия для установления субъектно-субъектных отношений.

Пять технологических правил практической реализации оценочной деятельности учителя:

1. Поощрение как оценочная доминанта (поднять в собственных глазах и создать положительную репутацию в коллективе) – социально ценностные достижения.

2. Безоценочность суждений. Приемы: «Я–сообщение», «Ты–сообщения», «Естественные последствия».

«Ты–сообщение», которое предложил Хайм Дж. Джайнот, заключается в оглашении вероятностного состояния ребенка в момент совершаемого им какого-нибудь действия. «Тебе, конечно». «Ты, конечно». «У тебя, конечно».

Ситуация Ты–сообщение
Ученик сдает на проверку грязную тетрадь, и учитель говорит ему: «Ты, конечно, не заметил этого пятна, т.к. был увлечен задачей».
Мальчик с вдохновением читает стихи, учитель беседует с ним: «Тебе, конечно, нравится этот поэт, и здесь наши вкусы совпадают».

Примем «естественные последствия» берет свое начало от Ж.Ж. Руссо, который он предлагал ребенку, разбившему стакан, пить из железной кружки. Педагогу, использующему прием «естественные последствия», нужно логически продолжить развитие события, не давая при этом никаких оценок.

Дети не вымыли пол, учитель отмечает: «Теперь мы все должны дышать пылью, но после уроков убрать все ровно придется».  
Школьники не выполнили домашнего задания, и учитель предлагает: «Без знания этого материала мы не сможем двигаться дальше, поэтому давайте обсудим сложности, с которыми Вы столкнулись, а домашнее задание сегодня увеличится».

 

3. Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения – время отсрочки зависит от сложности проблемы, но не может быть бесконечным.

4. Как можно меньше запретов.

Много запретов «Правила нарушать можно, но делать явно это нельзя».

Поэтому необходимо ограничивать численность запрещающих правил, делая их доступными и понятными.

Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

Если ребенок опоздал.

Если он не готовит домашние задание, не работал.

5. Не злоупотреблять наказанием там, где не поощряют, там и наказывать не нужно.

Формы

Поощрения Наказания
Одобрение, похвалы, благодарности Неодобрение, замечание, выговор



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.