КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ребенок в осиротевшей семье
Существуют свои особенности формирования личности ребенка в неполных семьях, появившихся в результате смерти одного из родителей. Смерть человека — всегда тяжелый удар для всех его близких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема не только пережить трагедию самому, но и помочь в этой ситуации ребенку. Это всегда нелегко. Однако в такой семье, которая образовалась, по меткому выражению А.С. Макаренко, вследствие «удара механического типа», не должно возникнуть таких психологических проблем, как в семье разведенных родителей. Следует иметь в виду, что осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть отца или матери в зависимости от возраста, пола, семейной атмосферы и особенностей поведения другого родителя в этой трагической ситуации. Главное, чтобы при этом общее горе сплачивало семью, а эмоциональные связи с другими родственниками не только не ослабевали, а наоборот, помогали формированию бережного отношения друг к другу. Тем не менее ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от комплекса факторов: пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и от социального статуса развития. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может актуализироваться. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений у ребенка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) выражена не так, как в тех случаях, когда ребенок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увеличивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвертом году жизни ребенка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребенка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребенка и его участие в формирования соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ребенку необходимо. Особенно остро ребенок будет ощущать отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти в ситуации семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребенок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею. Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю, — это помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Возникает вопрос: как вести себя с ребенком в период острого переживания им этой жизненной ситуации? Что чувствует ребенок, в чем испытывает нужду? Чего ожидает от окружающих его взрослых? На этот счет существует множество мнений и суждений. Некоторые ученые полагают, что знание о смерти, включая ее последствия и осознание ее неизбежности, — необходимая часть подготовки к жизни и вклад в психологический рост ребенка. Другие считают, что тема смерти должна быть запретной для детей, что знакомить их с этой печальной стороной жизни надо как можно позже, чтобы не травмировать детскую психику. Трудно сказать, кто из них прав, тем более что почти все психологи сходятся на том, что дети должны быть внутренне подготовлены к серьезным потерям, в том числе и к потере близких людей. Эта подготовительная работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. Боль утраты не становится меньше от того, что ребенок знал обо всем заранее, что у него была возможность проститься с неизлечимо больным родным человеком, но постепенное осознание неизбежности смерти исключает получение дополнительной травмы из-за того, что он был выключен из круга семейных забот. Как быть, если страшное событие уже произошло? Как помочь страдающему ребенку? На этот счет существуют рекомендации психологов, которые предлагают сообщить ребенку о смерти близкого кому-то из родных или тому из взрослых, которого ребенок хорошо знает и которому доверяет. В подобной ситуации ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Необходимо дать ему возможность выплеснуть этот гнев, не надо пытаться уговаривать взять себя в руки: чувство утраты, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. Дети постарше предпочитают в такой ситуации одиночество. Надо предоставить им эту возможность, однако не следует изолировать детей от семейных забот. Кроме того, желательно побудить ребенка говорить о своих страхах не только в момент получения трагического известия, но и после похорон. Следует учитывать: в первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии определенного времени они стесняются показывать свои страдания, расценивая их как слабость, безволие и т. п. Детские переживания, запрятанные глубоко внутрь, могут в дальнейшем обнаружиться в виде таких последствий, как энурез, заикание, сонливость или бессонница. Овдовевший родитель должен знать, в каких естественных реакциях ребенка проявляются его страдания, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка с проблемой. 1. Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливым уходе или взрыве слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. 2. Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом. 3. Поиски — это очень логичная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь. 4. Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. 5. Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю. 6. Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы (Кто будет провожать меня в школу? Кто поможет с уроками? Кто даст карманные деньги?). Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п. Вышеуказанные эмоциональные реакции ребенка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста. Дети, никогда не знавшие отца или мать, часто испытывают двойственное чувство: потеря воспринимается ими как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Ребенок начинает фантазировать, и порой эти фантазии приобретают опасный характер: представления об умершем отце (матери) приводят к мысли о том, что вполне возможно, что он (она) жив, но это скрывают, потому что родитель оказался преступником и сидит в тюрьме или отказался от своего ребенка и теперь тот воспитывается приемной матерью. И тогда ребенок по-настоящему начинает горевать. Подросток, глубоко переживая смерть близкого, иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов. Он может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром, погружается в задумчивость, отличается умственной дезорганизацией. Дети старшего возраста стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими. Они испытывают острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не умеют это выразить. Некоторые испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе. Наряду с нормальными реакциями ребенка на смерть одного из родителей могут появиться тревожные симптомы, которые должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (все это чаще встречается у подростков). Депрессия подростков — это часто гнев, загнанный внутрь. Возможность неблагоприятного исхода при потере родителей может быть связана со столь глубокими переживаниями особенно чувствительных детей, что они предпринимают попытку самоубийства. Сильная идентификация мальчика с отцом, а девочки с матерью и желание вернуть умерших родителей любой ценой играют решающую роль в стремлении ребенка расстаться с собственной жизнью. Мотивом самоубийства может послужить желание, убив себя, встретиться с отцом или матерью на небесах. Определенную роль в таких ситуациях может сыграть религиозность ребенка, что сейчас довольно распространено в нашем обществе. Следует отметить, что большая часть нарушений, по результатам исследования М. Раттера, часто возникает спустя значительное время после смерти родителя. У маленьких детей душевные страдания обычно не являются столь выраженными и столь длительными, как у взрослых. Общее психическое состояние ребенка не только в момент кончины родителя, но и в последующей жизни часто зависит от поведения второго родителя, от того, как тот строит свои отношения не только с ним, но и с другими людьми. В случае внезапной смерти одного из родителей маленькие дети часто чувствуют себя глубоко несчастными, если не видят страданий оставшегося родителя. Им требуются физическая близость и эмоциональная поддержка, уверенность в том, что кто-то разделяет их горе. Ребенок может начать брать с собой в постель пижаму умершего отца, который по вечерам часто садился на кровать ребенка и читал ему сказки. Часто ребенок боится оставить родителя одного: ему кажется, что оставшись дома без него, тот тоже может уметерь. Ситуация становится еще более сложной, если родители находились в разводе. Если дети жили с матерью, они склонны винить ее в смерти отца. Если мать опечалена этим событием, дети удивляются: ведь родители разведены. Если же мать не плачет, то они обвиняют ее в отсутствии чувств. Все это обусловлено тем, что дети один раз уже пережили большую потерю, а теперь они столкнулись с невозвратимой утратой, которую переживают по-своему. Многие дети боятся, что овдовевший родитель вступит в новый брак, причем страх этот нередко возникает буквально в день смерти. Это вполне реальный страх потерять любовь родителя, потому что, по мнению ребенка, супруга он будет любить больше. По этой причине дети резко протестуют, не желая признавать нового члена семьи. Подобные реакции не следует рассматривать как детский каприз: другой человек вряд ли сможет заменить им настоящего родителя, дети все равно будут вспоминать его и сравнивать с отчимом или мачехой, зачастую не в пользу последних. Иногда, чтобы сохранить любовь оставшегося родителя, старшие дети стремятся скрыть свои эмоции, что в конечном итоге спустя годы может привести к нервным срывам. В некоторых случаях горестные переживания смерти близкого и дорогого человека резко изменяют поведение овдовевшего родителя. Мать или отец могут в это время испытывать противоречивые чувства: возникает желание умереть и в то же время присутствует постоянный страх перед какой-либо жизненной катастрофой и полным сиротством детей. Родитель может стать сердитым и чрезвычайно требовательным к ребенку. Любящая мать вдруг становится холодной, а малоэмоциональные прежде женщины могут вдруг стать любвеобильными. Ответственный и заботливый отец, проводивший прежде много времени дома с детьми, теперь буквально заставляет себя идти домой, где нет жены. Он задерживается на работе, обнаруживает полное безразличие к семье. Так он переживает свое горе. Однако дети не всегда правильно понимают подобные изменения в поведении своих родителей и могут реагировать на них не только отрицательными эмоциональными вспышками, но и негативными действиями и поступками. Поэтому оставшийся с ребенком родитель должен понемногу приспосабливаться к новой ситуации, так как теперь он для ребенка и отец, и мать. Естественно, воспитание ребенка, у которого умер один из родителей, является сложным и нелегким делом, так как овдовевшему родителю придется взять на себя воспитательную роль того, кто ушел из жизни. Но при разумной позиции родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности. Если же в такой семье родитель отстраняет ребенка (детей) от трудовых дел, ограждает от трудностей, то и в осиротевшей семье может вырасти бездушный эгоист. Итак, в осиротевшей семье, как и в любой неполной, возможны деформации в развитии психики и личности ребенка, если овдовевший родитель будет подвержен соблазнам оградить его от любых жизненных невзгод, пытаясь таким образом компенсировать отсутствие второго родителя. Вместе с тем может получиться так, что сложившаяся в семье ситуация будет объективно сложной и родитель столкнется с трудностями, мало зависящими от него лично. В частности, возможны особые затруднения в воспитании, если овдовевший отец остался с дочерью-подростком. В этом возрасте девочка очень нуждается в советах по женским проблемам, и не каждая решится обратиться к отцу. Вполне вероятно, что в поисках совета она воспользуется сомнительными рекомендациями некомпетентных людей, что может привести к нежелательным последствиям. В отличие от семьи, ставшей неполной в результате развода супругов, осиротевшая семья очень часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы ребенок мог сохранить память о нем. Дети любят узнавать о своих родителях, рассматривая фотографии, слушать истории о том, какими те были в детстве. Это пробуждает в детях настойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни. В некоторых семьях возможна идеализация образа умершего родителя, чаще всего это касается отца, если после его смерти осталась дочь. У девушек, мать которых овдовела, в памяти сохраняется идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут соперничать. Этот образ берегут и постоянные воспоминания матери. Если к тому же дом, в котором росла девочка, был относительно счастливым и приятным, то все это может стать препятствием на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушить спокойную жизнь. Поэтому для компенсации недостающего влияния отца или матери в осиротевшей семье, обогащения опыта взаимных отношений очень важно привлекать к воспитанию осиротевших детей родственников покойного родителя. К сожалению, в отечественной психологии проблема нормального и патологического переживания детьми горя из-за потери родителя разработана недостаточно. В частности, мало изучены вопросы о психологических особенностях развития осиротевших детей, об отдаленных последствиях пережитого в детстве горя. Поэтому предлагаем ознакомиться с результатами изучения этой проблемы зарубежными исследователями. Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей, два типа трудностей: интеллектуальные и эмоциональные. К интеллектуальным относятся прежде всего неспособность постигнуть природу смерти, ее причинность и необратимость, и в результате абстрактного мышления по отношению к овладению концепцией смерти. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека. Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на «интимное равновесие» в семье посвящены работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ребенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненормальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в состоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи. А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей родителя в детстве и нарушением психического здоровья в зрелом возрасте, пришли к заключению, что последующее развитие личности может быть детерминировано смертью близкого человека и вылиться в различные виды депрессии (невротическую, психотическую, психофизиологическую и др.). Некоторые авторы полагают, что существует зависимость между утратой ребенком матери и последующим развитием у него неврозов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте. К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, а также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые потеряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофреников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, а у женщин — с потерей только матери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Деннехи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери. Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на развитие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколения (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсаторное развитие ребенка после смерти одного из родителей. Изложенная в данном разделе информация не исчерпывает всех проблем, связанных с психологическим самочувствием и последующим развитием детей, потерявших одного из родителей. Вместе с тем указанные нами психологические трудности формирования личности ребенка в осиротевшей семье могут оказать помощь овдовевшему родителю в определении стиля отношений в неполной семье такого типа и помочь ребенку не только пережить горе невосполнимой утраты, но и предупредить некоторые негативные последствия в состоянии его психического здоровья и личностного развития.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |