Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ребенок в осиротевшей семье




Существуют свои особенности формирования личности ре­бенка в неполных семьях, появившихся в результате смерти одного из родителей.

Смерть человека — всегда тяжелый удар для всех его близ­ких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой болезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации на­ряду с переживанием горя испытывают растерянность и заме­шательство, потому что перед ними встает проблема не только пережить трагедию самому, но и помочь в этой ситуации ре­бенку. Это всегда нелегко.

Однако в такой семье, которая образовалась, по меткому вы­ражению А.С. Макаренко, вследствие «удара механического типа», не должно возникнуть таких психологических проблем, как в семье разведенных родителей.

Следует иметь в виду, что осиротевшие дети по-разному реа­гируют на смерть отца или матери в зависимости от возраста, по­ла, семейной атмосферы и особенностей поведения другого ро­дителя в этой трагической ситуации. Главное, чтобы при этом общее горе сплачивало семью, а эмоциональные связи с другими родственниками не только не ослабевали, а наоборот, помогали формированию бережного отношения друг к другу.

Тем не менее ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифиче­ским травмам, последствия которых зависят от комплекса факторов: пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа поте­ри (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и от социального статуса развития.

Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столк­новении с новыми жизненными ситуациями чувство невоспол­нимой утраты может актуализироваться.

Хотя связь смерти одного из родителей с появлением пси­хических нарушений у ребенка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) выражена не так, как в тех слу­чаях, когда ребенок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увели­чивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвертом году жизни ребенка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребенка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентифи­кации ребенка и его участие в формирования соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ре­бенку необходимо.

Особенно остро ребенок будет ощущать отсутствие умерше­го родителя в первый год после его смерти в ситуации семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ос­лабевает, и хотя потеря не забывается, ребенок вместе с дру­гими членами семьи учится справляться с нею.

Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю, — это помочь ребен­ку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие нев­розов. Возникает вопрос: как вести себя с ребенком в период острого переживания им этой жизненной ситуации?

Что чувствует ребенок, в чем испытывает нужду? Чего ожи­дает от окружающих его взрослых? На этот счет существует множество мнений и суждений.

Некоторые ученые полагают, что знание о смерти, включая ее последствия и осознание ее неизбежности, — необходимая часть подготовки к жизни и вклад в психологический рост ре­бенка. Другие считают, что тема смерти должна быть запрет­ной для детей, что знакомить их с этой печальной стороной жизни надо как можно позже, чтобы не травмировать детскую психику. Трудно сказать, кто из них прав, тем более что почти все психологи сходятся на том, что дети должны быть внут­ренне подготовлены к серьезным потерям, в том числе и к по­тере близких людей. Эта подготовительная работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специ­фики и традиций его семьи, знания особенностей его личнос­ти. Боль утраты не становится меньше от того, что ребенок знал обо всем заранее, что у него была возможность проститься с неизлечимо больным родным человеком, но постепенное осознание неизбежности смерти исключает получение допол­нительной травмы из-за того, что он был выключен из круга семейных забот.

Как быть, если страшное событие уже произошло? Как по­мочь страдающему ребенку? На этот счет существуют реко­мендации психологов, которые предлагают сообщить ребенку о смерти близкого кому-то из родных или тому из взрослых, которого ребенок хорошо знает и которому доверяет.

В подобной ситуации ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Необходимо дать ему возможность выплес­нуть этот гнев, не надо пытаться уговаривать взять себя в ру­ки: чувство утраты, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

Дети постарше предпочитают в такой ситуации одиночест­во. Надо предоставить им эту возможность, однако не следует изолировать детей от семейных забот. Кроме того, желательно побудить ребенка говорить о своих страхах не только в момент получения трагического известия, но и после похорон. Следует учитывать: в первые дни после трагедии дети знают, что право­мерно любое проявление чувств. По прошествии определенного времени они стесняются показывать свои страдания, расцени­вая их как слабость, безволие и т. п. Детские переживания, запрятанные глубоко внутрь, могут в дальнейшем обнаружить­ся в виде таких последствий, как энурез, заикание, сонливость или бессонница. Овдовевший родитель должен знать, в каких естественных реакциях ребенка проявляются его страдания, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка с про­блемой.

1. Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно вы­ражается в молчаливым уходе или взрыве слез. Очень малень­кие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дис­комфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

2. Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мерт­вым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

3. Поиски — это очень логичная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший род­ственник входит в дверь.

4. Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей.

5. Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родите­ля, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, под­росток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет млад­шего брата, грубит учителю.

6. Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы (Кто будет провожать меня в школу? Кто поможет с уроками? Кто даст карманные деньги?). Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.

Вышеуказанные эмоциональные реакции ребенка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста.

Дети, никогда не знавшие отца или мать, часто испытывают двойственное чувство: потеря воспринимается ими как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Ребенок начинает фантазировать, и порой эти фантазии приобретают опасный характер: представления об умершем отце (матери) приводят к мысли о том, что вполне возможно, что он (она) жив, но это скрывают, потому что родитель оказался преступником и си­дит в тюрьме или отказался от своего ребенка и теперь тот воспитывается приемной матерью. И тогда ребенок по-настоя­щему начинает горевать.

Подросток, глубоко переживая смерть близкого, иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жес­тов, а не слов. Он может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внеш­ним миром, погружается в задумчивость, отличается умствен­ной дезорганизацией. Дети старшего возраста стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими. Они испытывают острую потребность в под­держке со стороны взрослых, но не умеют это выразить. Не­которые испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе.

Наряду с нормальными реакциями ребенка на смерть одно­го из родителей могут появиться тревожные симптомы, кото­рые должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое пове­дение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутст­вие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (все это чаще встречается у подростков). Депрессия подрост­ков — это часто гнев, загнанный внутрь. Возможность небла­гоприятного исхода при потере родителей может быть связана со столь глубокими переживаниями особенно чувствительных детей, что они предпринимают попытку самоубийства. Сильная идентификация мальчика с отцом, а девочки с матерью и же­лание вернуть умерших родителей любой ценой играют решаю­щую роль в стремлении ребенка расстаться с собственной жиз­нью. Мотивом самоубийства может послужить желание, убив себя, встретиться с отцом или матерью на небесах. Опреде­ленную роль в таких ситуациях может сыграть религиозность ребенка, что сейчас довольно распространено в нашем обще­стве.

Следует отметить, что большая часть нарушений, по резуль­татам исследования М. Раттера, часто возникает спустя зна­чительное время после смерти родителя.

У маленьких детей душевные страдания обычно не явля­ются столь выраженными и столь длительными, как у взрос­лых. Общее психическое состояние ребенка не только в момент кончины родителя, но и в последующей жизни часто зависит от поведения второго родителя, от того, как тот строит свои отношения не только с ним, но и с другими людьми.

В случае внезапной смерти одного из родителей маленькие дети часто чувствуют себя глубоко несчастными, если не видят страданий оставшегося родителя. Им требуются физическая близость и эмоциональная поддержка, уверенность в том, что кто-то разделяет их горе. Ребенок может начать брать с собой в постель пижаму умершего отца, который по вечерам часто садился на кровать ребенка и читал ему сказки. Часто ребенок боится оставить родителя одного: ему кажется, что оставшись дома без него, тот тоже может уметерь.

Ситуация становится еще более сложной, если родители на­ходились в разводе. Если дети жили с матерью, они склонны винить ее в смерти отца. Если мать опечалена этим событием, дети удивляются: ведь родители разведены. Если же мать не плачет, то они обвиняют ее в отсутствии чувств. Все это обуслов­лено тем, что дети один раз уже пережили большую потерю, а теперь они столкнулись с невозвратимой утратой, которую переживают по-своему.

Многие дети боятся, что овдовевший родитель вступит в но­вый брак, причем страх этот нередко возникает буквально в день смерти. Это вполне реальный страх потерять любовь ро­дителя, потому что, по мнению ребенка, супруга он будет любить больше. По этой причине дети резко протестуют, не же­лая признавать нового члена семьи. Подобные реакции не сле­дует рассматривать как детский каприз: другой человек вряд ли сможет заменить им настоящего родителя, дети все равно будут вспоминать его и сравнивать с отчимом или мачехой, зачастую не в пользу последних. Иногда, чтобы сохранить лю­бовь оставшегося родителя, старшие дети стремятся скрыть свои эмоции, что в конечном итоге спустя годы может привести к нервным срывам.

В некоторых случаях горестные переживания смерти близ­кого и дорогого человека резко изменяют поведение овдовев­шего родителя. Мать или отец могут в это время испытывать противоречивые чувства: возникает желание умереть и в то же время присутствует постоянный страх перед какой-либо жизненной катастрофой и полным сиротством детей. Роди­тель может стать сердитым и чрезвычайно требователь­ным к ребенку. Любящая мать вдруг становится холодной, а малоэмоциональные прежде женщины могут вдруг стать любвеобильными.

Ответственный и заботливый отец, проводивший прежде много времени дома с детьми, теперь буквально заставляет себя идти домой, где нет жены. Он задерживается на работе, обна­руживает полное безразличие к семье. Так он переживает свое горе. Однако дети не всегда правильно понимают подобные из­менения в поведении своих родителей и могут реагировать на них не только отрицательными эмоциональными вспышками, но и негативными действиями и поступками. Поэтому ос­тавшийся с ребенком родитель должен понемногу приспосаб­ливаться к новой ситуации, так как теперь он для ребенка и отец, и мать.

Естественно, воспитание ребенка, у которого умер один из родителей, является сложным и нелегким делом, так как ов­довевшему родителю придется взять на себя воспитательную роль того, кто ушел из жизни. Но при разумной позиции роди­теля общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отно­шения друг к другу. Забота о благополучии близких приобре­тает для ребенка характер жизненной ценности, благоприят­ствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремлен­ности. Если же в такой семье родитель отстраняет ребенка (детей) от трудовых дел, ограждает от трудностей, то и в оси­ротевшей семье может вырасти бездушный эгоист.

Итак, в осиротевшей семье, как и в любой неполной, возможны деформации в развитии психики и личности ребенка, если овдовевший родитель будет подвержен соблазнам оградить его от любых жизненных невзгод, пытаясь таким образом ком­пенсировать отсутствие второго родителя.

Вместе с тем может получиться так, что сложившаяся в семье ситуация будет объективно сложной и родитель столкнется с трудностями, мало зависящими от него лично. В частности, воз­можны особые затруднения в воспитании, если овдовевший отец остался с дочерью-подростком. В этом возрасте девочка очень нуждается в советах по женским проблемам, и не каждая решит­ся обратиться к отцу. Вполне вероятно, что в поисках совета она воспользуется сомнительными рекомендациями некомпе­тентных людей, что может привести к нежелательным послед­ствиям.

В отличие от семьи, ставшей неполной в результате разво­да супругов, осиротевшая семья очень часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях. Главное внима­ние при этом обращается на то, чтобы ребенок мог сохранить память о нем. Дети любят узнавать о своих родителях, рассмат­ривая фотографии, слушать истории о том, какими те были в детстве. Это пробуждает в детях настойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни.

В некоторых семьях возможна идеализация образа умер­шего родителя, чаще всего это касается отца, если после его смерти осталась дочь. У девушек, мать которых овдовела, в па­мяти сохраняется идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут соперничать. Этот образ берегут и постоянные воспоминания матери. Если к тому же дом, в ко­тором росла девочка, был относительно счастливым и прият­ным, то все это может стать препятствием на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушить спокойную жизнь. Поэтому для компенсации недостающего влияния отца или матери в осиротевшей семье, обогащения опыта взаимных отношений очень важно привлекать к воспитанию осиротев­ших детей родственников покойного родителя.

К сожалению, в отечественной психологии проблема нормаль­ного и патологического переживания детьми горя из-за потери родителя разработана недостаточно. В частности, мало изучены вопросы о психологических особенностях развития осиротевших детей, об отдаленных последствиях пережитого в детстве горя. Поэтому предлагаем ознакомиться с результатами изучения этой проблемы зарубежными исследователями.

Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у де­тей, потерявших одного из родителей, два типа трудностей: интеллектуальные и эмоциональные. К интеллектуальным относятся прежде всего неспособность постигнуть природу смерти, ее причинность и необратимость, и в результате абст­рактного мышления по отношению к овладению концепцией смерти. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тя­желыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночест­ва, утраты и эмоциональной пустоты. Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте су­щественно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.

Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на «интимное равновесие» в семье по­священы работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ре­бенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненор­мальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в со­стоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи.

А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей родителя в детстве и нарушением психического здоровья в зре­лом возрасте, пришли к заключению, что последующее разви­тие личности может быть детерминировано смертью близкого человека и вылиться в различные виды депрессии (невротиче­скую, психотическую, психофизиологическую и др.). Неко­торые авторы полагают, что существует зависимость между утратой ребенком матери и последующим развитием у него нев­розов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что причиной правонарушительного поведения может стать подоб­ная травма, полученная в раннем возрасте.

К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, а также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые по­теряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофре­ников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с по­терей обоих родителей, а у женщин — с потерей только ма­тери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Деннехи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери.

Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на разви­тие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколе­ния (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсатор­ное развитие ребенка после смерти одного из родителей.

Изложенная в данном разделе информация не исчерпыва­ет всех проблем, связанных с психологическим самочувствием и последующим развитием детей, потерявших одного из роди­телей. Вместе с тем указанные нами психологические труд­ности формирования личности ребенка в осиротевшей семье могут оказать помощь овдовевшему родителю в определении стиля отношений в неполной семье такого типа и помочь ре­бенку не только пережить горе невосполнимой утраты, но и предупредить некоторые негативные последствия в состоя­нии его психического здоровья и личностного развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.