Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей




Одна из разновидностей неполной семьи — внебрачная семья. Число внебрачных рождений, особенно у женщин мо­ложе 25 лет, увеличивается в большинстве стран. Растет чис­ло несовершеннолетних матерей.

Нарушение структуры, а следовательно, полноты функцио­нирования семьи влечет за собой ограничение и искажение раз­вития личности детей.

Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом со­временной семьи, падением ее социального престижа. Но, как свидетельствуют статистические данные, подобное явление не является характерным только для сегодняшнего дня.

В конце 40-х гг. каждый пятый родившийся в нашей стране ребенок был «незаконным». В 1944 г. для таких детей в свиде­тельстве о рождении был введен прочерк в графе «отец». В 1968 г. их было свыше 15 млн. С начала 50-х гг. внебрачные рождения стали более редкими, но ниже 8% их доля не опускалась нико­гда. А с конца 60-х число таких рождений стало расти. В 1988 г. процент детей, рожденных вне брака, составил в целом по стра­не 10,2%. По данным Демографического ежегодника 1994 г. каждый год более 18% детей от общего числа появившихся на свет рождается у незамужних женщин.

Что стоит за этим? Что побуждает современную женщину, ясно осознающую все тяготы материнства, часто совершенно обдуманно идти на рождение ребенка без создания семьи? Научных данных на этот счет мало.

Нынешняя мать-одиночка совсем не та, что была полвека назад, есть серьезное различие между вынужденной послево­енной безотцовщиной и сегодняшней.

«Хочу быть матерью и не хочу быть женой» — принцип, соз­нательно исповедуемый сегодня немалым числом женщин. Се­годня в мужской цивилизации, ориентированной на власть, на силовые приемы, женщине очень трудно сохранить себя, оста­ваясь той, какой она была раньше — женственной, слабой, не приспособленной к жизни. Поэтому женщина не только трудится наравне с мужчиной, но и хочет сохранить независимость, сво­боду распоряжаться своей судьбой. В борьбе за равенство она как бы соперничает с мужчиной, поэтому зачастую не желает всту­пать в брак, считая, что лишится равноправия, будет вынужде­на подчиняться чужой воле и не сможет реализовать себя как личность. Для некоторых женщин сознательное рождение ре­бенка вне брака, без всяких претензий к его отцу становится спа­сением от одиночества, когда шансы на иное фактически равны нулю.

Жизненный выбор всегда конкретен. Для многих молодых женщин это выбор между абортом — с огромным риском забо­леть, лишиться возможности иметь детей — и участью мате­ри-одиночки.

Но, пожалуй, одной из основных причин высокого уровня внебрачной рождаемости сегодня является то, что женщи­ны стали предъявлять более строгие требования к спутнику жизни, к отцу ребенка. Не каждого мужчину возьмет в мужья современная женщина, не каждому доверит она быть отцом своего ребенка. И если она не может одна, без посторонней помощи родить ребенка, то нет препятствий, мешающих ей од­ной воспитывать его.

Обращает на себя внимание тот факт, что чаще матерями-одиночками становятся женщины в возрасте 20—29 лет. Ученые объясняют это тем, что у двадцатилетней матери боль­ше уверенности в своих силах и в том, что она и одна сможет воспитать ребенка, поставить его на ноги, чем у женщины в 35—40 лет. Поэтому при общем росте внебрачной рождаемо­сти самый большой ее рост наблюдается у женщин до 30 лет.

Казалось бы, отрадное явление: женщина, несмотря на жиз­ненные трудности, все-таки решается на то, чтобы дать жизнь новому человеку. Что это — вызов сильному полу, который в глазах женщины перестал быть таковым, или же неспособ­ность предвидеть некоторые негативные последствия своего «героического» шага? Одной из наиболее значимых причин внебрачной рождаемости является экономическая и мораль­ная независимость современной женщины, что дает ей возмож­ность выбора образа жизни и стиля поведения. Такие женщи­ны энергичны, они гордятся своей эрудицией, начитанностью, разносторонностью интересов, своими успехами, служебным положением. Когда они остаются в одиночестве, то постепен­но вырабатывают защитную философию своей женской несо­стоятельности: «Я мужчине не служанка... Я прекрасно обой­дусь и без мужа... Мужчины сейчас лентяи... Зачем мучиться всю жизнь с глупым мужем?» Вариантов подобной защитной философии много. Женщина подобного типа предпочитает вос­питывать ребенка одна. Этим она также доказывает свою не­зависимость.

Решение принимается женщиной на одном этапе жизни, а вся тяжесть последствий обрушивается годы спустя не толь­ко на нее, но и на ребенка.

С какими трудностями психологического порядка сталки­вается мать, решившаяся на внебрачное рождение ребенка? Какие опасности подстерегают женщину и ее ребенка на жиз­ненном пути? На этот счет существуют самые разноречивые мнения и суждения. Но большинство склоняется к тому, что внебрачный ребенок находится в самом невыгодном соци­альном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей. Социальная дискриминация будет сопровож­дать его всю жизнь.

Любому человеку, а тем более ребенку, трудно примирить­ся с мыслью, что он незаконнорожденный, особенно когда мать не желает информировать его о том, кто является его настоя­щим отцом. Непосильной становится для ребенка психическая нагрузка, когда он в искаженном виде узнает о факте своего внебрачного рождения. Ребенок одинокой матери уже с первых дней своего существования не имеет возможности в доста­точной мере удовлетворить свои наиболее актуальные пси­хические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удается сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому ее ребенку достанется меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. А они составляют первый круг психических потребностей ребенка.

То же относится и к удовлетворению психических потреб­ностей второго кругапотребностей в обучении. Каждый успех ребенка получает одобрение близких ему людей, а каж­дый нежелательный поступок — порицание. Загруженность работой мешает одинокой матери наиболее полно и гармонично сродниться с ребенком, тем более что вполне вероятно раннее определение ребенка в ясли или детский сад. Поэтому ребенок из такой семьи, имея ограниченный круг близких родствен­ников, будет лишен возможности получать необходимый со­циальный опыт в условиях семьи.

Третий круг психических потребностей относится к облас­ти эмоциональных связей ребенка с окружающим миром — потребность в эмоциональном самоутверждении. Эмоцио­нальная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, ибо он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия дру­гих членов семьи.

Во второй половине первого года жизни ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окру­жении, что приводит к затруднениям в удовлетворении по­требности в социальной ориентации (это четвертый круг психических потребностей). По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери, — пол ребенка.

Мальчики реагируют на отсутствие отца (или исполняющего его роль другого члена семьи) более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой не­хватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а также с проблемой найти себе образец мужчины, спо­собного удовлетворить его спортивные, технические, естест­веннонаучные и прочие интересы.

Девочки, в отличие от мальчиков, легче адаптируются к из­меняющейся обстановке, с ними обычно бывает меньше хло­пот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своем будущем партнере в жизни.

Итак, существует опасность, что мальчики и девочки, рас­тущие в семьях матерей-одиночек, слишком долго будут оста­ваться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношени­ях с противоположным полом они легко могут впасть в одну из крайностей: либо будут идти на установление связей быст­ро, нисколько не задумываясь о последствиях (ход мысли у них бывает примерно следующий: «А почему это я должен (или должна) думать? Пусть он (или она) о себе думает»), либо бу­дут упорно уклоняться от каких бы то ни было контактов.

Таким образом, ребенок уже изначально ограничен в своих возможностях полноценного развития по причинам объектив­ного характера. Об этом говорят специалисты, подчеркивая, что внебрачные дети не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физи­ческого и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следст­вие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограниченности развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и фи­зическом развитии, повышенную агрессивность и чаще дру­гих пополняют состав колоний для малолетних преступников. Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной травматизации детей, вынужденных нести на своих плечах груз родительского легкомыслия. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чув­ствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины вы­деляется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих прихотей, жерт­вами которого становятся дети.

В наши дни из внебрачных семей наиболее распространена семья, состоящая из матери и ребенка, зачатого от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересо­ваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что тот погиб при исполнении ответственного задания, но в конце концов ребе­нок узнает тайну своего рождения. Это оказывает на него невротизирующее действие.

Порой возникают и иные проблемы. М.И. Буянов приводит такой пример из своей врачебной практики. Шестнадцатилет­няя школьница захотела себе ребенка, так как давно мечтала о нем. Поэтому, не задумываясь о последствиях собственного легкомыслия, цинично рассуждала: «От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае от молодого здорового парня с хо­рошей наследственностью. Вы хотите заставить его на мне же­ниться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка... Мне с ним неинтересно — за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу: он здоров, красив».

Родила. Нормальный сын. Женщина окончила школу, по­том институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу, сын его тоже любит, считает от­цом. Но однажды мальчик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал при­дирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнул­ся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: «Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, все же любо­пытно». Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали. Вряд ли удастся матери полностью залечить рану в душе своего ребенка, которого она лишила родного отца, не задумываясь о том, как отнесется к ее поступку сам ребенок.

Наряду с легкомысленными внебрачными семьями встре­чаются семьи с нежеланными, случайными внебрачными деть­ми, где мать свои жизненные проблемы, личные неурядицы переносит на отношение к ребенку. Естественно, подобные «проекции» сказываются на семейном воспитании: мать вос­питывает дочь так, чтобы она отомстила за все ее разочарова­ния, а сына настраивает на то, чтобы он уготовил женщинам ту же судьбу, какая выпала на ее долю. Не очень-то легко вести себя так, чтобы ребенок, одним своим присутствием напоми­нающий матери о ее неудаче, не почувствовал этого. Неудачи озлобляют, а многочисленные трудности, которые испытыва­ет одинокая мать, не способствуют ее ровному хорошему на­строению. У одинокой матери, пусть даже она и не осознает этого, довольно часто складывается неприязненное, а случает­ся и откровенно враждебное отношение к ребенку, хотя внешне это и маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека. Грубое, порой несправедливое обраще­ние с ребенком пагубным образом сказывается на его нравст­венном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и бездумная материнская любовь, нередко возникающая, когда у одинокой женщины рождается желанное дитя. Она тщательно бережет это свое со­кровище, забывая, что ребенок — самостоятельная личность, со своими желаниями и интересами. Привязанная к нему всем сердцем, она становится болезненно ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и в результате добивается того, что ребенок вырастает инфантильным, незрелым во всех отно­шениях. Своей родительской тиранией она подавляет инициа­тиву ребенка, который, взрослея, все острее переживает свою несостоятельность рядом с чрезмерно активной, энергичной и напористой матерью.

Нередко одинокая мать, столкнувшись с неудачной попыт­кой создать семью, так и не научившись ладить с мужчинами, воспитывает дочь по своему образу и подобию. Дочь же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Таких девушек иногда называют «по­следний шанс». Они с детства считают себя жертвами судьбы и рано ставят на своей жизни крест. Для этих девушек харак­терна очень низкая самооценка, они страдают сильнейшим комплексом неполноценности. И формированием таких ка­честв они чаще всего обязаны своим матерям.

Специалисты, занимающиеся изучением семьи и брака, вы­деляют такую закономерность: однажды разрушенная семья воспроизводится в последующих поколениях. В полной мере подобное явление характерно и для внебрачных семей: более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака.

Отсутствие отца и интересующей информации о нем ска­зывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, напри­мер, отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой ма­терью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности в первых трех кругах (потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоут­верждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ори­ентации становится проблематичной. Но и здесь, как показы­вают наблюдения психологов, для одинокой матери не все поте­ряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него устано­вились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако не следует забывать, что для мальчика, воспи­тывающегося матерью, проблематично ознакомление с соци­альной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. На это обстоятельство указывают и медики, и врачи, и социологи. Одну из главных причин подобного явле­ния во внебрачных семьях, состоящих из матери и сына, специалисты видят в неправильном поведении матери, которая не учитывает отсутствия у сына реального образца мужского поведения в семье. Поэтому вполне вероятно появление у та­ких мальчиков не только деформированных личностных черт, но и отклонений в поведении и нарушений психического здо­ровья.

Нарушение процесса поло-ролевой идентификации вследст­вие отсутствия мужчины в семьях одиноких матерей может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма. Измене­ние традиционной сексуальной ориентации у ребенка является потрясением для любых родителей, но особенно тяжело эту трагедию переживает мать-одиночка. В душе она всегда наде­ется, что у ее ребенка будет полноценная семья, что ее ребенок окажется более удачливым в семейной жизни, чем она. Узнав, что сын гомосексуалист, мать страдает: сын не такой, как все, внуков у нее никогда не будет, не дай бог кто-нибудь из сосе­дей или родственников узнает.

У юноши, отличающегося феминным (женственным) поведе­нием, во взрослой жизни возможны несколько вариантов. Самый благополучный из них: скромный «женственный» юноша с мяг­ким и покладистым характером встречает волевую, сильную женщину, иногда старше себя. Они создают гармоничную семью. Он с удовольствием выполняет в доме обычную женскую рабо­ту. Но гораздо чаще такие молодые люди несчастливы в семей­ной жизни. Преимущественно женское окружение и воспитание в детстве накладывают отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Такие мужчины избирают не просто подчиненное положение в семье, когда глава семьи жена, но и утрированно женский тип поведения — страдательный.

Мать-одиночка, чрезмерно опекая мальчика, может воспи­тать и так называемого маменькиного сыночка. Такая мать считает, что только она сама или подобранная ею по каким-то ей одной известным признакам невестка сможет обеспечить ее сыну достойную жизнь. В результате жизнь ее ребенка оказы­вается либо разрушенной, либо сын находит себе жену по об­разу и подобию мамы.

Мы остановились лишь на общих психологических пробле­мах одиноких матерей и их внебрачных детей. Психологи счи­тают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить в сензитивные периоды своего развития тот социальный опыт, который в дальнейшем служит осно­вой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье мате­ри-одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от того, ка­кую стратегию воспитательного воздействия изберет мать, как она будет строить свои отношения с ребенком и учить его ус­танавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Вос­питание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желан­ным стал для нее ребенок. Если он был не случайным, а «за­планированным» и долгожданным, то мать может преодолеть многие проблемы и успешно справится со всеми трудностями безотцовщины.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.