Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы психологического взаимодействия с неполной семьей




Дети из неполных семей сталкиваются с множеством пси­хологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становится особенно заметны и ак­туальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявле­ния самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приво­дят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными кон­фликтами с ними, трудноуправляемостью и трудновоспитуемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те пси­хологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Инфор­мация такого плана поможет родителям понять, что происхо­дит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психиче­ского развития и личностного формирования.

Как неоднократно указывали специалисты, занимающие­ся научной разработкой вопросов семьи и брака, у подрост­ков из неполных семей наблюдается большая эмоциональ­ная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассив­ность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит от разных факторов, в том числе и от отсутствия реального общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко из­быточно опекающей своих повзрослевших детей. Отсутствие доступной социализирующей модели поведения, соответст­вующей полу, приводит, по данным социометрии, к затрудне­ниям в общении у юношей, не пользующихся популярностью среди сверстников. Наибольшие затруднения они испытыва­ют при общении с девушками, идеализируя их и находясь в эмоционально-тревожной зависимости от их расположения. Подросток-мальчик, как никто другой, нуждается в более ощу­тимом руководстве и авторитете воспитателя-мужчины, будь это подготовленный в возрастной психологии преподаватель или профессионал-психолог.

Не только дети, но и матери в неполной семье нуждаются в квалифицированной помощи психолога, потому что условия неполноценной семейной жизни довольно часто вызывают у них личностную деформацию, а это в свою очередь отра­жается на особенностях их отношения к собственным детям: вместо того чтобы помочь им, такие матери усугубляют столь нелегкое психологическое самочувствие своих детей. Приня­тие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повы­шает их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребен­ком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации. По данным психологических исследований, общая неудовле­творенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. В связи с этим у матерей, воспитывающих ребенка без отца, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле при взаимоотношениях с окру­жающими и затяжные межличностные конфликты. Зачастую у них снижен биотонус организма, появляются соматические жалобы, раздражительность, возникают внутренние конфлик­ты, отсутствует жизнерадостность, удовлетворенность. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недоста­точная эмоциональная отзывчивость, т. е. у них наблюдаются невротические изменения личности.

Мать, рассматривая ребенка как свою отраду, в то же вре­мя боится испортить его проявлением чрезмерной доброты и нежности, особенно это касается мальчиков. Проявляя излишнюю принципиальность и негибкость во взаимоотноше­ниях с ребенком, нежелание идти на уступки и компромиссы, изменить свои взгляды на процесс его взросления, мать создает предпосылки для возникновения семейного конфликта. С эти­ми чертами матерей, особенно с их недостаточной эмоциональ­ной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособ­ность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно добрыми. Такие матери излишне принципиальны, требовательны и категоричны. Они навязывают ребенку свое мнение, не доверяя его опыту, самостоятельности и творческой активности. Подобные поведенческие характеристики вы­ступают в качестве своеобразной психологической защиты, за которой мать зачастую скрывает свой постоянный страх за судьбу ребенка, чувство вины перед ним, недовольство собой, неустойчивую и заниженную личностную самооценку.

Мать, воспитывающая ребенка одна, пытается возместить свою эмоциональную неудовлетворенность заботой о нем, всеми силами привязывая его к себе, изолируя от общения с друзьями и сверстниками. Этот вариант развития отношений «мать — ре­бенок» также требует психологической коррекции.

Присущая некоторым матерям гиперопека в отношении к ребенку мотивирована не столько заботой о нем, сколько стра­хом одиночества и чувством внутреннего беспокойства, т. е. вы­ступает в качестве защиты себя самой от состояния дистресса. Выбрав ребенка в качестве психологической защиты от трав­мирующего воздействия жизненных трудностей, мать и не подозревает, что тем самым лишает собственного ребенка дет­ства и возможности в дальнейшем самостоятельно строить свою жизнь. В любом случае — будь это проявление чрезмерной заботы и внимания к ребенку или, наоборот, полное игнориро­вание его как личности, жестокое отношение к нему — требу­ется проведение специальной работы с матерью, которая, впол­не возможно, не замечает, что ее воспитательные воздействия приносят и ей, и ребенку больше вреда, чем пользы.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство ро­дителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельно­сти, потому что этому их никто и никогда специально не учил. Возможный выход из подобной ситуации — организация психолого-педагогического просвещения родителей. Для этого, во-первых, требуется разработка специальных программ та­кого просвещения применительно к разным ступеням возрас­тного развития детей. Во-вторых, необходимо определить фор­мы преподнесения значимой для родителей информации по во­просам установления отношений с детьми. В-третьих, решить вопрос о том, какие специалисты будут задействованы в про­свещенческой работе с родителями. В-четвертых, очень важно наладить каналы обратной связи, с тем чтобы иметь возмож­ность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.

Остановимся на вопросах, касающихся оказания психо­логической помощи и социальной поддержки семье в условиях специальных семейных служб. Естественно, такая помощь оказывается только тем семьям, члены которых посчитали воз­можным и необходимым обратиться к специалисту за советом, разъяснением или поддержкой. Одна из главных целей таких психологических служб — восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и пси­хического здоровья ее членов.

С чего должен начать социальный работник, если семья об­ратилась к нему за помощью? Каковы этапы его работы? В ка­кой последовательности ее нужно проводить? На эти вопросы пока нет точных ответов. Но в любом случае работу специа­листа должен предварять диагностический этап, за ним следует обсуждение возникшей семейной проблемы и затем индивидуальная и совместная консультационная работа с ро­дителями и детьми.

Обследование семьи начинается с бесед психолога порознь с родителем и ребенком, выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Это позволяет составить более объектив­ную картину отношений в неполной семье и создать условия сотрудничества обеих сторон с психологом. Такое параллельное обследование создает лучшие условия для оказания индиви­дуальной психологической помощи. В ходе предварительной беседы с матерью психологу очень важно выяснить причину ее затруднений в отношениях с ребенком. Чаще всего подобные за­труднения связаны с педагогической беспомощностью матери, а также с тем, что она недостаточно хорошо знает психологиче­ские особенности своего ребенка и те специфические черты, кото­рые обусловлены воспитанием в неполной семье.

Заключительным моментом этапа беседы является, с одной стороны, обращение внимания матери на необходимость ее активного участия в процессе оказания психологической под­держки своему ребенку, а с другой — важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устране­ния личностных деформаций.

Семейные обсуждения начинаются с изложения матерью своей точки зрения на возникновение тех или иных наруше­ний в психике и поведении ребенка. Затем психолог в так­тичной форме высказывает свое мнение о причинах подобных отклонений. В ходе диалога происходит поиск согласованной общей точки зрения на воспитание сначала по второстепенным, а затем по главным вопросам. Психолог разделяет тревоги семьи, ненавязчиво участвует в ее опыте и постепенно добива­ется осознания матерью необходимости перестройки своего от­ношения к ребенку. В этой ситуации психолог как посредник в решении семейной проблемы непроизвольно принимает на себя часть эмоционального напряжения матери, отводя его от ребенка. В результате серии обсуждений изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на некоторые стороны своих воспитательных воздействий на него.

Индивидуальное и совместное консультирование родите­ля и ребенка проводятся в соответствии с выявленной на пре­дыдущих этапах работы проблемой.

Как действенное средство налаживания семейных взаимо­отношений может быть использована импровизация на ту или иную тему, предложенную поочередно ребенком, родителем и консультантом. Предложивший тему импровизации распре­деляет роли, при этом обычно взрослые играют роль детей, а дети — роль взрослых. Перемена ролей способствует разви­тию у членов неполной семьи не только навыков руководства, но и умения подчиняться. С этой же целью консультантом в игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов ре­шения семейных проблем. После неоднократных совместных проигрываний семейных ситуаций характер отношения мате­ри к своему ребенку постепенно приближается к модели оп­тимальных семейных отношений в диаде «мать — ребенок». В этом случае совместную игровую деятельность можно рас­сматривать как обучающий эксперимент. Подобные игровые сеансы целесообразно проводить дома.

На заключительном этапе групповых занятий устраивается обсуждение затронутых межличностных проблем и опти­мальных путей их разрешения. Параллельно с групповой пси­хотерапией детей желательно проводить лекции и дискуссии в родительской группе, где ее участники в процессе коллек­тивного общения приобретают адекватный опыт разрешения проблем воспитания.

В работе с неполной семьей психолог в обязательном по­рядке должен учитывать ее разновидность, так как в каж­дой из них возможно возникновение специфических проблем, связанных с психическим развитием и формированием лич­ности ребенка. Вместе с тем можно выделить ряд правил, которые являются общими в работе с любым типом неполной семьи.

1. Психолог-консультант не должен брать на себя роль авторитетного лидера, единственного источника достоверной информации и знатока, способного решить любую семейную проблему.

2. Специалист, к которому обратились за помощью, лишь сообщает информацию об особенностях развития и поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Право выбора того или иного решения сохраняется за роди­телем.

3. Психолог не должен интерпретировать и оценивать пове­дение родителя или ребенка. Его задача — оказание психо­логической поддержки в продуктивной постановке семейной проблемы, ее анализе и успешном разрешении самими члена­ми семьи.

Несмотря на то что неполная семья не такое уж редкое яв­ление в нашем обществе, существует множество психологиче­ских проблем, которые, к сожалению, не всегда известны ни членам таких семей, ни тем, кто по роду своей деятельности сталкивается с ними.

Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, де­ти из неполных семей чаще других страдают разного рода нерв­ными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают спе­циалисты, длительные наблюдения которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоя­тельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у маль­чиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, кон­фликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испыты­вают большие трудности в адаптации и общении со сверстника­ми. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в об­щении легко становятся еще более нервными и негативно от­носящимися к помощи извне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.