КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становится особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости. Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудновоспитуемостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других видах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее часто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования. Как неоднократно указывали специалисты, занимающиеся научной разработкой вопросов семьи и брака, у подростков из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит от разных факторов, в том числе и от отсутствия реального общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Отсутствие доступной социализирующей модели поведения, соответствующей полу, приводит, по данным социометрии, к затруднениям в общении у юношей, не пользующихся популярностью среди сверстников. Наибольшие затруднения они испытывают при общении с девушками, идеализируя их и находясь в эмоционально-тревожной зависимости от их расположения. Подросток-мальчик, как никто другой, нуждается в более ощутимом руководстве и авторитете воспитателя-мужчины, будь это подготовленный в возрастной психологии преподаватель или профессионал-психолог. Не только дети, но и матери в неполной семье нуждаются в квалифицированной помощи психолога, потому что условия неполноценной семейной жизни довольно часто вызывают у них личностную деформацию, а это в свою очередь отражается на особенностях их отношения к собственным детям: вместо того чтобы помочь им, такие матери усугубляют столь нелегкое психологическое самочувствие своих детей. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребенком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. В связи с этим у матерей, воспитывающих ребенка без отца, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле при взаимоотношениях с окружающими и затяжные межличностные конфликты. Зачастую у них снижен биотонус организма, появляются соматические жалобы, раздражительность, возникают внутренние конфликты, отсутствует жизнерадостность, удовлетворенность. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т. е. у них наблюдаются невротические изменения личности. Мать, рассматривая ребенка как свою отраду, в то же время боится испортить его проявлением чрезмерной доброты и нежности, особенно это касается мальчиков. Проявляя излишнюю принципиальность и негибкость во взаимоотношениях с ребенком, нежелание идти на уступки и компромиссы, изменить свои взгляды на процесс его взросления, мать создает предпосылки для возникновения семейного конфликта. С этими чертами матерей, особенно с их недостаточной эмоциональной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно добрыми. Такие матери излишне принципиальны, требовательны и категоричны. Они навязывают ребенку свое мнение, не доверяя его опыту, самостоятельности и творческой активности. Подобные поведенческие характеристики выступают в качестве своеобразной психологической защиты, за которой мать зачастую скрывает свой постоянный страх за судьбу ребенка, чувство вины перед ним, недовольство собой, неустойчивую и заниженную личностную самооценку. Мать, воспитывающая ребенка одна, пытается возместить свою эмоциональную неудовлетворенность заботой о нем, всеми силами привязывая его к себе, изолируя от общения с друзьями и сверстниками. Этот вариант развития отношений «мать — ребенок» также требует психологической коррекции. Присущая некоторым матерям гиперопека в отношении к ребенку мотивирована не столько заботой о нем, сколько страхом одиночества и чувством внутреннего беспокойства, т. е. выступает в качестве защиты себя самой от состояния дистресса. Выбрав ребенка в качестве психологической защиты от травмирующего воздействия жизненных трудностей, мать и не подозревает, что тем самым лишает собственного ребенка детства и возможности в дальнейшем самостоятельно строить свою жизнь. В любом случае — будь это проявление чрезмерной заботы и внимания к ребенку или, наоборот, полное игнорирование его как личности, жестокое отношение к нему — требуется проведение специальной работы с матерью, которая, вполне возможно, не замечает, что ее воспитательные воздействия приносят и ей, и ребенку больше вреда, чем пользы. Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство родителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельности, потому что этому их никто и никогда специально не учил. Возможный выход из подобной ситуации — организация психолого-педагогического просвещения родителей. Для этого, во-первых, требуется разработка специальных программ такого просвещения применительно к разным ступеням возрастного развития детей. Во-вторых, необходимо определить формы преподнесения значимой для родителей информации по вопросам установления отношений с детьми. В-третьих, решить вопрос о том, какие специалисты будут задействованы в просвещенческой работе с родителями. В-четвертых, очень важно наладить каналы обратной связи, с тем чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей. Остановимся на вопросах, касающихся оказания психологической помощи и социальной поддержки семье в условиях специальных семейных служб. Естественно, такая помощь оказывается только тем семьям, члены которых посчитали возможным и необходимым обратиться к специалисту за советом, разъяснением или поддержкой. Одна из главных целей таких психологических служб — восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. С чего должен начать социальный работник, если семья обратилась к нему за помощью? Каковы этапы его работы? В какой последовательности ее нужно проводить? На эти вопросы пока нет точных ответов. Но в любом случае работу специалиста должен предварять диагностический этап, за ним следует обсуждение возникшей семейной проблемы и затем индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми. Обследование семьи начинается с бесед психолога порознь с родителем и ребенком, выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Это позволяет составить более объективную картину отношений в неполной семье и создать условия сотрудничества обеих сторон с психологом. Такое параллельное обследование создает лучшие условия для оказания индивидуальной психологической помощи. В ходе предварительной беседы с матерью психологу очень важно выяснить причину ее затруднений в отношениях с ребенком. Чаще всего подобные затруднения связаны с педагогической беспомощностью матери, а также с тем, что она недостаточно хорошо знает психологические особенности своего ребенка и те специфические черты, которые обусловлены воспитанием в неполной семье. Заключительным моментом этапа беседы является, с одной стороны, обращение внимания матери на необходимость ее активного участия в процессе оказания психологической поддержки своему ребенку, а с другой — важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций. Семейные обсуждения начинаются с изложения матерью своей точки зрения на возникновение тех или иных нарушений в психике и поведении ребенка. Затем психолог в тактичной форме высказывает свое мнение о причинах подобных отклонений. В ходе диалога происходит поиск согласованной общей точки зрения на воспитание сначала по второстепенным, а затем по главным вопросам. Психолог разделяет тревоги семьи, ненавязчиво участвует в ее опыте и постепенно добивается осознания матерью необходимости перестройки своего отношения к ребенку. В этой ситуации психолог как посредник в решении семейной проблемы непроизвольно принимает на себя часть эмоционального напряжения матери, отводя его от ребенка. В результате серии обсуждений изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на некоторые стороны своих воспитательных воздействий на него. Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в соответствии с выявленной на предыдущих этапах работы проблемой. Как действенное средство налаживания семейных взаимоотношений может быть использована импровизация на ту или иную тему, предложенную поочередно ребенком, родителем и консультантом. Предложивший тему импровизации распределяет роли, при этом обычно взрослые играют роль детей, а дети — роль взрослых. Перемена ролей способствует развитию у членов неполной семьи не только навыков руководства, но и умения подчиняться. С этой же целью консультантом в игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем. После неоднократных совместных проигрываний семейных ситуаций характер отношения матери к своему ребенку постепенно приближается к модели оптимальных семейных отношений в диаде «мать — ребенок». В этом случае совместную игровую деятельность можно рассматривать как обучающий эксперимент. Подобные игровые сеансы целесообразно проводить дома. На заключительном этапе групповых занятий устраивается обсуждение затронутых межличностных проблем и оптимальных путей их разрешения. Параллельно с групповой психотерапией детей желательно проводить лекции и дискуссии в родительской группе, где ее участники в процессе коллективного общения приобретают адекватный опыт разрешения проблем воспитания. В работе с неполной семьей психолог в обязательном порядке должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможно возникновение специфических проблем, связанных с психическим развитием и формированием личности ребенка. Вместе с тем можно выделить ряд правил, которые являются общими в работе с любым типом неполной семьи. 1. Психолог-консультант не должен брать на себя роль авторитетного лидера, единственного источника достоверной информации и знатока, способного решить любую семейную проблему. 2. Специалист, к которому обратились за помощью, лишь сообщает информацию об особенностях развития и поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Право выбора того или иного решения сохраняется за родителем. 3. Психолог не должен интерпретировать и оценивать поведение родителя или ребенка. Его задача — оказание психологической поддержки в продуктивной постановке семейной проблемы, ее анализе и успешном разрешении самими членами семьи. Несмотря на то что неполная семья не такое уж редкое явление в нашем обществе, существует множество психологических проблем, которые, к сожалению, не всегда известны ни членам таких семей, ни тем, кто по роду своей деятельности сталкивается с ними. Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительные наблюдения которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |