КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В психическом развитии ребенка
Отклонения Каковы перспективы воспитания детей в семье без отца? На этот счет существуют разные, зачастую противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: 1. нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных; 2. менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; 3. затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; 4. становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, — отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, — качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе — отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия (например, подсчитать сдачу в магазине) приводит их в замешательство. Известно, что на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Особенно это касается девочек. В частности, причина их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал девочке правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело — дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие — прерогатива сильных мужчин. Результатом подобного мужского воздействия явилось то, что точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянные тройки «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали. Описанные выше варианты влияния отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-то жестких механизмов, причинно-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Существует множество примеров того, как дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Согласно исследованиям американских ученых среди профессоров Гарвардского университета высок процент выросших без отца. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |