Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрицательные роли




Пагубные последствия для формирования личности ребен­ка имеют негативные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Среди таковых прежде всего необходимо выделить роль ужасного ребенка в ее многочис­ленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные си­туации. Он непослушен, своеволен, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рас­сматривать как действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку бесконечными выго­ворами и наказаниями. Поскольку это часто не дает желаемо­го результата, ребенок кажется родителям еще ужаснее. Так у него появляется роль мучителя. Иногда приписывание ему подобной роли вполне оправдано: в силу определенных причин природного и социального характера его психический склад представляет немалые трудности для воспитания. Однако не всегда дело заключается в самом ребенке. За приписыванием ему данной роли может скрываться ситуация мнимого сотруд­ничества в семье: плохое поведение ребенка делается своего рода внутрисемейным фетишем, парадоксальным образом сплачивающим эмоционально разобщенных людей.

Порой попытка навязать ребенку роль мучителя связана с внутрисемейным соперничеством: перелагая друг на друга вину за распущенность ребенка, взрослые сознательно доби­ваются самоутверждения в семье. Подобный ход кого-либо из старших может служить также средством самоустранения от заботы о ребенке («вы его распустили — вы за него и отвечай­те!») либо средством изоляции в семье кого-то из ее членов. На­пример, таким путем можно оправдать изоляцию бабушки или отца ребенка, так как они попустительствуют его капризам. Возможны случаи, когда приписывание ребенку роли ужас­ного является способом изолировать от семьи самого ре­бенка. Наиболее вероятен подобный вариант в семьях, где есть ребенок от первого брака и рождается второй, на котором кон­центрируются все нежные чувства взрослых. Старший ребе­нок не может не реагировать на это обидой и ревностью: он начинает ощущать себя ненужным и нелюбимым. Чувства эти постепенно накапливаются в душе ребенка. Но потом какой-то один факт, в результате которого он испытывает свою не­значимость в семье, вдруг вызывает сильную, вроде бы не со­ответствующую ситуации эмоциональную реакцию ребенка — реакцию протеста (непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями ребенок пытается вернуть себе утраченное внимание взрослых и заставить их заниматься им. Взрослые, однако, используют эти реакции для того, чтобы объявить ре­бенка ужасным и тем самым оправдать в собственных глазах его изоляцию. Его «испорченность» для родителей и окружающих становится очевидной, он все больше теряет родительское доверие и теплоту.

Ребенок, подвергаемый изоляции в качестве ужасного, подчас выступает и в роли козла отпущения для семьи. Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое раздражение, возникающее вследствие неудовлетворенности браком или недовольства друг другом. Ребенок становится в таких случаях самым удобным «объек­том» для выражения накопившегося негодования: во-первых, он не даст сдачи, во-вторых, всегда можно найти повод для выплескивания на ребенка своей агрессии — то он недоста­точно опрятен, то сделал что-то наперекор, а то и не так смот­рит. Таким образом, повод для разрядки психического напря­жения найдется всегда.

Постоянно ощущая недовольство родителей, ребенок начинает воспринимать себя плохим, ни на что не способным человеком, достойным всяческих порицаний. Следует заме­тить, что общей для детей в положении козла отпущения яв­ляется только низкая самооценка, а приспосабливается к данной структуре межличностных отношений каждый из них по-своему. Одни принимают роль серой мышки (заби­того): они начинают бояться наказаний за любое свое выска­зывание и любой поступок, а поэтому стараются как можно меньше попадаться на глаза. Такие дети производят впечатле­ние замкнутых, загнанных, они с большим недоверием и ожи­данием наказания смотрят на окружающих, стремятся опять незаметными.

Изолированному ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль — путающегося под ногами: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.

Оказавшись в ситуации козла отпущения, дети развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, ведут себя по отношению к ним все более агрессивно, становясь со временем неудобным объектом для эмоциональной разрядки. Чувствуя себя эмоционально отвергнутым, такой ребенок своим поведением бросает вызов семье. Закрепившиеся в его реакциях чувства гнева, желание бросить вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию не только в семье, но и за ее пределами, могут привести к отклоняющемуся пове­дению.

Иногда родители спохватываются и, пытаясь наверстать упущенное, усиленно взывают к совести ребенка, надеясь, что он сам в душе будет корить себя за всякий неблаговидный по­ступок. К сожалению, их увещевания ни к чему не приводят: он уже привык к тому, что за любую ошибку или шалость его неизбежно сурово наказывают, а поэтому совесть его приучена бездействовать. К чему наказывать самого себя, если тебя и так накажут? Вместо укоров совести, на которые рассчитыва­ют родители, ребенок в этой ситуации чувствует лишь обиду и подспудную жажду мщения. В других случаях, осознавая опасность своих выходок и ожидая жестокого наказания, он приучается хитрить, сваливать свою вину на других, искать защиты у одного члена семьи, чтобы спастись от наказания дру­гого. Так за ним закрепляется роль маленького хитреца как разновидность роли ужасного ребенка.

Иногда в семьях можно встретить такую детскую роль, как золушка. В данном случае присутствует явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка другими членами семьи. Из него делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощ­рения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Он реагирует на эту горькую ис­тину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечта­ний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.

Вынужденный играть эту роль ребенок вырастает принижен­ным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Став взрослым, он может так и не избавиться от такого склада характера, остается тревожно-мнительным, старательным, безответственным и привязчивым. Ему свойственна мучитель­ная неуверенность в себе со стремлением проверять и пе­репроверять каждое свое действие (именно этого от человека требовали в детстве старшие). Из-за неуверенности в себе он мучительно застенчив и испытывает немалые трудности в кон­тактах.

Таким образом, рассмотренные в данном разделе основные, наиболее типичные из неправильных ролей, навязываемых ре­бенку в неблагополучной семье, всегда ведут к отрицательным последствиям в формировании его личности.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель выработать реакции в рам­ках непредсказуемого поведения взрослых.

Принятие ребенком определенной внутренней позиции тес­нейшим образом связано с особенностями межличностных от­ношений в семье. Эти нюансы отношений, на основе которых ребенок принимает свою позицию, часто остаются не осознан­ными самими родителями. Тем не менее из-за родительских ошибок в воспитании и их желания разрешать свои проблемы посредством детей возможны глубокие деформации в станов­лении психики и формировании личностных качеств.


Предмет: Семейная психология

Название лекции: «Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка»

План лекции:

1. Неполная семья, их типы

2. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

- Отклонения в психическом развитии ребенка

- Нарушение половой идентичности

- Деформация личности ребенка

3. Личность ребенка в семье разведенных родителей

- Типы отношений матери к проблеме развода

- Отношение матери с детьми в неполной семье

4. Ребенок в осиротевшей семье

5. Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей

6. Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Неполная семья, их типы

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспи­танием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества пе­ред полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель не­сет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочис­ленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдаю­щихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в оди­наковой степени и принята, и опровергнута другими примера­ми, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здо­ровья. На это неоднократно указывали и указывают специа­листы, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспиты­вающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых непол­ной семьей.

В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий чело­век, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разно­видности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психиче­ского и личностного развития ребенка?

 

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолет­ними детьми. Есть дополнительная категория — так называ­емые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Например, так называемый челночный бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, ко­торая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нор­мального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие ро­дители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолет­них детей (или одного ребенка).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспита­нием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколь­кими детьми и другими родственниками. В качестве вариан­тов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опеку­нами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить не­полные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, вос­питывающие чужих детей на правах опеки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.