Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деформация личности ребенка




Если матери приходится воспитывать ребенка одной, труд­ности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать — ребенок» значительно усложня­ется. Результатом издержек материнского воспитания в непол­ных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она под­держивает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функ­ции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведе­ния. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают прежде всего мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детст­ва воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощ­ряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает ос­новы мужского характера. Стимулируя у него желание быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рис­ковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведе­ния. А воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни.

«Сыноведение» — нелегкая наука, поэтому отношения мате­ри и сына иногда могут принести непоправимый вред становле­нию личности ребенка. Какие же формы отношений в диаде «мать — сын» ведут к личностной деформации мальчика?

Одна из наиболее распространенных особенностей материн­ского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которо­го он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божест­ва, она обрушивает на него такую лавину забот и перестрахо­вочных мер, что ребенок с детства отучается и отлучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоро­вье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и маль­чик становится нерешительным, несамостоятельным, ос­торожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ре­бенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скован­ным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Материнская гиперопека может привести к еще одному очень серьезному психологическому осложнению во взаимо­отношениях между матерью и сыном. Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждет от ребенка платы за свое жертвенное чувство. Пока сын маленький, он старается отвечать матери послушанием, сыновними ласками, благодар­ными словами, жестами и взглядами. Взрослея, он начинает тяготиться безудержной, безграничной материнской любовью, потому что у него появляются другие привязанности. Мать этого не понимает и продолжает ждать или даже требовать от сына проявлений любви «через силу», помимо его желания. Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на ее любовь по необходи­мости или по привычке, что неизбежно ведет к блокированию, задержке отрицательных чувств, эмоций и настроений — к со­стоянию фрустрации. Разрядка фрустрационного состояния нередко происходит в виде конфликта, во время которого сын высказывает в адрес матери упреки, обиды и даже оскорбле­ния. Это повергает ее в шок, приводит к истерике. Обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в откры­тую ненависть и вражду. Такова плата за безграничную мате­ринскую любовь.

Бывает и так, что мать решает «слепить» из сына идеального (по, ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для него непосильную программу действий, в которую входят занятия и музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Инте­ресы, желания и возможности ребенка при этом не учитывают­ся. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления ее программы, и тогда может наступить нервный срыв.

Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в личных коры­стных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и само­пожертвование. Подобный стиль отношений он по привычке переносит и на других людей: родственников, знакомых, свер­стников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать своими требованиями и неуем­ными желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не пред­лагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и к матери.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных се­мей часто встречаются патохарактерологические и поведенче­ские нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и нега­тивизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях досто­верно более частым бывает заикание.

У детей школьного возраста нервность чаще встречается среди воспитывающихся в неполных семьях. У девочек эти различия достоверны, зато у мальчиков более выражены на­рушения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно часто обусловлена нервным состоянием матери перед разводом. Помимо этого нарушения поведения у мальчиков являются в немалой степени откликом на отсутствие отца как адекват­ной модели поло-ролевой идентификации в семье.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и от­ражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентифика­ции, а также к разного рода отклонениям в поведении и в со­стоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь как мальчика, так и девочки.

Таковы психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных се­мей. В то же время каждая разновидность неполной семьи име­ет и свои, только ей присущие черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.