Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа




1. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то что потеря близ­кого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не раз­рушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, ко­торые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умер­шего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдо­вевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумею­щееся явление. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, по­ложительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем ро­дителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя его. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но гордится им как самым замечательным на све­те. Умерший отец всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, что не может не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отно­шению к ребенку займет овдовевший родитель, который учит­ся жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако с точки зрения воспитания ребенка здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, где также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода супругов.

2.. Жизнъ в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, на­дежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного воз­раста считают себя виноватыми в разводе родителей. Разви­вается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспри­нимается ребенком как освобождение от кошмара.

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. Они считают, что, тяжело пе­реживая развод родителей, дети с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку на­мекнуть на то, что папа может увести его из дома и никогда не вернуть маме, а мама изведет себя вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, не захочет идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Одна­ко она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка мо­жет серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, каза­лось бы, победила. Все ситуации, которые продлевают кон­фликт между родителями, неизбежно усиливают и продлева­ют состояние неуверенности у ребенка.

О неблагоприятном воздействии развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, мо­гут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родите­ли вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители раз­велись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была ав­томашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем по настоянию новой жены он решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не поже­лав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были одноклассницы дочери, он грубо вытолк­нул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельности органов движе­ния длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страш­ное, как отмечает М.М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках занимать независимую и доминирующую по­зицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами ха­рактера и повышенной принципиальностью или дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовско­го авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на непри­ятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. По­этому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам мате­ри относятся более бережно. Тем не менее оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмо­циональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со сторо­ны матери будет нарастание психического напряжения у детей появление у них невротических и поведенческих нару­шений.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

В силу различных обстоятельств женщина принимает реше­ние родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным.

Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности.

Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся при­нять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одино­кая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка.

Во-вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут поя­виться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегруже­на работой и ребенку уделяет недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения обществен­ного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосу­точные группы детского сада, интернаты, специализированные училища и т. п.). Воспитание таких детей почти ничем не от­личается от воспитания тех, кто вырос вообще без родителей и провел первые годы в детском доме.

Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее пове­дения. Примечательно, что более половины женщин, решив­шихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака, от­мечают психологи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.