Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория развития высших психических функций




Фундаментальные позиции отечественной психо­логии относительно психического развития разработа­ны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Л.С. Выготский называл свою теорию либо исторической, т. к. она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека; либо «инструментальной», т.к. единицей психологии были, по его мнению, орудия, предметы; либо «культурной», потому что эти вещи и явления развиваются в челове­ческой культуре. Позднее последователи Л.С. Выгот­ского назвали его теорию культурно-исторической (КИТ).

Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций, которое введено в отечественную психологическую науку Л.С. Выготс­ким. Высшие психические функции – сложные пси­хические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу существования.

Их характеризуют пять основных признаков: слож­ность, социальность, опосредованность, произволь­ность и пластичность.

Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу.

Социальность высших психических функций оп­ределяется их происхождением. Они появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свой­ства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции.

Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Глав­ным «посредником» является знак (слово, число); уро­вень развития психики, позволяющий ребенку опери­ровать знаком, символом, представляет уровень выс­ших психических функций.

Произвольность есть способ существования выс­ших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен дей­ствовать целенаправленно, планируя действия, уп­равляя ими.

Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных.

В целом появление высших психических функций определяет уровень психического развития, при кото­ром растущий человек обретает возможность волевой регуляции, владения знаковой системой (языком), вклю­ченность в систему социального взаимодействия.

Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, на­капливание количественных характеристик и обуслов­лено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвое­ния» их в процессе человеческого познания, в про­цессе взаимодействия с другими людьми. Согласно Выготскому, всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сначала, как функция ин­терпсихическая (между людьми), затем – как функ­ция интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических фун­кций становится интериоризация. Центральное мес­то в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют пси­хику людей.

Сущность развития, согласно Выготскому, состо­ит в следующем: с одной стороны медленно накапли­ваются микроскопические изменения в психике ребен­ка, с другой – происходит скачок, переход ко­личества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Возрастное развитие неотделимо от социальных от­ношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» – система отношений к ребенку и позиция самого ребенка в этой системе. Имен­но социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, является основным источником развития.

Изменение соотношения между системой отноше­ний к ребенку и позиция самого ребенка составляет внутреннее основание – противоречие (дви­жущую силу) перехода к следующим возрастным этапам. Изменение отношений всегда про­текает как кризис развития. Кризисы развития – необходимые для нормального хода лично­стного развития периоды онтогенеза, характеризуемые резкими психологическими изменениями, качествен­ными преобразованиями психологических структур личности. Кризис всегда является рубежом, его разре­шение ведет на новую ступень развития. Большинство нормативных кризисов приходится на детство.

Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков:

Ø кризис новорожденности,

Ø кризис одного года,

Ø кризис трех лет,

Ø кризис семи лет,

Ø кризис тринадцати лет.

Снятие кризиса всегда происходит благодаря сме­не ведущей деятельности. Впервые вопрос о роли деятельности в развитии был поставлен С.Л. Рубинш­тейном, теория ведущей деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным. Ее характеризуют следующие признаки:

1. Деятельность, в которой формируются или пе­рестраиваются психические процессы;

2. Деятельность, от которой главным образом зави­сят наблюдаемые в данный период основные пси­хологические изменения личности ребенка;

3. Деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые деятельности.

Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обеспечивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития.

Еще одним критерием возрастного развития явля­ются ведущие новообразования, т.е. те качественные психологические характеристики, которые появляют­ся в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.