КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория развития высших психических функций
Фундаментальные позиции отечественной психологии относительно психического развития разработаны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Л.С. Выготский называл свою теорию либо исторической, т. к. она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека; либо «инструментальной», т.к. единицей психологии были, по его мнению, орудия, предметы; либо «культурной», потому что эти вещи и явления развиваются в человеческой культуре. Позднее последователи Л.С. Выготского назвали его теорию культурно-исторической (КИТ). Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций, которое введено в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским. Высшие психические функции – сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу существования. Их характеризуют пять основных признаков: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность. Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу. Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свойства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции. Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Главным «посредником» является знак (слово, число); уровень развития психики, позволяющий ребенку оперировать знаком, символом, представляет уровень высших психических функций. Произвольность есть способ существования высших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен действовать целенаправленно, планируя действия, управляя ими. Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных. В целом появление высших психических функций определяет уровень психического развития, при котором растущий человек обретает возможность волевой регуляции, владения знаковой системой (языком), включенность в систему социального взаимодействия. Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, накапливание количественных характеристик и обусловлено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвоения» их в процессе человеческого познания, в процессе взаимодействия с другими людьми. Согласно Выготскому, всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сначала, как функция интерпсихическая (между людьми), затем – как функция интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических функций становится интериоризация. Центральное место в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют психику людей. Сущность развития, согласно Выготскому, состоит в следующем: с одной стороны медленно накапливаются микроскопические изменения в психике ребенка, с другой – происходит скачок, переход количества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Возрастное развитие неотделимо от социальных отношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» – система отношений к ребенку и позиция самого ребенка в этой системе. Именно социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, является основным источником развития. Изменение соотношения между системой отношений к ребенку и позиция самого ребенка составляет внутреннее основание – противоречие (движущую силу) перехода к следующим возрастным этапам. Изменение отношений всегда протекает как кризис развития. Кризисы развития – необходимые для нормального хода личностного развития периоды онтогенеза, характеризуемые резкими психологическими изменениями, качественными преобразованиями психологических структур личности. Кризис всегда является рубежом, его разрешение ведет на новую ступень развития. Большинство нормативных кризисов приходится на детство. Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков: Ø кризис новорожденности, Ø кризис одного года, Ø кризис трех лет, Ø кризис семи лет, Ø кризис тринадцати лет. Снятие кризиса всегда происходит благодаря смене ведущей деятельности. Впервые вопрос о роли деятельности в развитии был поставлен С.Л. Рубинштейном, теория ведущей деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным. Ее характеризуют следующие признаки: 1. Деятельность, в которой формируются или перестраиваются психические процессы; 2. Деятельность, от которой главным образом зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности ребенка; 3. Деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые деятельности. Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обеспечивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития. Еще одним критерием возрастного развития являются ведущие новообразования, т.е. те качественные психологические характеристики, которые появляются в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |