Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие условий, источника и движущих сил развития психики




Закономерности психического развития

Как отмечалось, развитие есть процесс за­кономерный. Открытие главных закономерностей пси­хического развития принадлежит Л.С. Выготскому. Им сформулирован ряд следующих законов:

Ø закон сложной организации развития во времени. Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже.

Ø закон неравномерности (диспропорциональности) развития. Суть закона неравномерности психическо­го развития: при любых, даже самых оптимальных условиях обучения и воспитания, различ­ные психические функции и свойства не находятся на одном и том же уровне развития, поскольку, видимо, существуют оптимальные сроки для становления от­дельных видов психической деятельности. Их называ­ют сензитивными периодами (Л.С. Выготский). Различ­ные психические функции имеют свои сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития. Так, сензитивным периодом для развития речи является ран­нее детство, для усвоения второго языка – возраст 4-5 лет, для развития движений наиболее благоприятны­ми являются дошкольное детство и подростковый возраст. Сказанное означает, что внимание на соответ­ствующую функцию и работа с ней в сензитивный период с высокой вероятностью гарантируют ее эф­фективное развитие, и наоборот, потерянные возмож­ности развития могут оказаться необратимыми. Дока­зательными примерами тому служат дети-маугли: воз­вращенные в общество они не смогли наверстать упущенное в развитии речи, поведения, собственно человеческих способах действий.

Ø закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок име­ет психику, качественно отличающуюся от взрослой; переход от одной возрастной ступени к другой обеспе­чивает ему иное, взрослое качество психических про­цессов, действий и состояний.

Ø закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребен­ком, фигурируют сначала как функции между людьми (интерпсихические), затем – как собственные психи­ческие функции (интрапсихические).

 

Отечественная психология в объяснении психичес­кого развития опирается на понимание человека как активного деятеля в действительности. При этом выдерживается ряд принципиальных позиций:

Ø структура и динамика созревания мозга, задан­ные генетически, являются самыми важными условиями развития, а социальный опыт есть источник развития;

Ø движущими силами психического развития являются внутренние противоречия. Они воз­никают между целями и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями, между возра­стающими потребностями и наличным огра­ниченным уровнем способов их достижения. Возникшие потребности разрешаются в дея­тельности, уступая место новым противо­речиям;

Ø развитие совершается постепенно, но в нем могут присутствовать и скачки. Количествен­ные изменения, накапливаясь, подготавливают переходы к новым качественным состояниям. Движущие силы (причины) развития – это те противоречия, которые возникают и разреша­ются в ходе самого развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.