КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7.2 Основные методы и принципы возрастной психологии
Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии. В опоре на культурно-историческую теорию была создана теория деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой психическая функция есть производная деятельности. Практическим воплощением этой теории явилась, в частности, методика развития относительного музыкального слуха у детей, лишенных абсолютного звуковысотного слуха. На основе культурно-исторической теории была разработана и теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина – поэтапного формирования умственных действий, активно используемой в развивающем обучении: 1) ребенок выполняет внешнее предметное действие, 2) действие приобретает внешнеречевую форму, 3) уровень развернутой внутренней речи, 4) собственно умственное действие – мысль. Теория поэтапного формирования умственных действий по существу является развитой концепцией формирования высших психических функций. Другим концептуальным детищем культурно-исторической теории стали теория учебной деятельности В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и теория развивающего обучения Л.В. Занкова, которые представляют собой целостные системы формирования личности ребенка в реальных условиях школьного обучения. В настоящее время системы школьного обучения, построенные на основе указанных теорий, представляют собой альтернативу существующей традиционной системе. Феноменальный прорыв в возможностях развивающего обучения совершила теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского – А.И. Мещерякова, наметившая начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. Основываясь на этой теории, специалисты школы-интерната для данной категории детей в подмосковном Загорске (ныне г. Сергиев Посад) добивались значительных результатов по формированию из этих детей дееспособных членов общества. Вопросам психического развития детей дошкольного возраста посвящены исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъякова, B.C. Мухиной; возрастным особенностям школьников – исследования Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина; вопросам развития учащихся в учебном процессе – исследования Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, Л.И. Божович, А.А. Люблинской; проблеме развития способностей у детей – исследования Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтес. Современная отечественная возрастная психология находится в активном поиске путей наиболее эффективного психического развития детей и молодежи. Вопросы темы: 7.2.1 Классификация методов психологического исследования 7.2.2 Принципы исследования и их специфика
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |