КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая история психологии развития человека
Структура возрастной психологии Прикладные задачи Предмет, проблемы и задачи возрастной психологии Тема 7.1 Предмет и задачи возрастной психологии Вопросы темы: 7.1.1 Предмет, проблемы и задачи возрастной психологии 7.1.2 Структура возрастной психологии 7.1.3 Краткая история психологии развития человека
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Предмет науки определяет ее основные проблемы. Для возрастной психологии это: Ø проблема факторов психического развития человека; Ø проблема критериев развития; Ø проблема методов изучения особенностей развития; Ø проблема соотношения умственных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; Ø проблема педагогической координации процесса развития. Обозначенные проблемы обуславливают задачи науки. Перед возрастной психологией стоят следующие задачи: Теоретические задачи: 1. Построение общей концепции психологического развития в онтогенезе; определение источников, условий и движущих сил развития. 2. Построение периодизаций онтогенетического развития. Выделение отдельных возрастных стадий (рассматривается динамика развития). 3. Конкретное психологическое описание стадий развития. 1. Разработка современных методов исследования и развития психических процессов и свойств растущего человека. 2. Применение теоретических выводов и результатов исследований в реальных процессах воспитания и развития детей. Обобщая проблемы и задачи возрастной психологии, можно сказать, что она изучает возрастные закономерности и механизмы психического развития растущего человека, этапы психического развития, психологические особенности каждого возрастного этапа.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии: 1) детская психология (от рождения до 17 лет); 2) психология взрослых, зрелых возрастов; 3) геронтология или психология пожилого возраста. Каждый раздел изучает специфические закономерности и основные достижения, сопутствующие новообразования определенного возрастного этапа. Становление зарубежной возрастной психологии Главным фактором возникновения возрастной психологии как научного знания стал психологический интерес к воспитанию и обучению. Официально зарождение детской психологии принято связывать с появлением в 1889 году книги немецкого ученого Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней было представлено описание эмоционально-поведенческого развития детей. Последующие подходы к исследованию и объяснению развития формировались по двум схемам: 1) нативистскаясхема – развитие есть развертывание генетически заложенных возможностей. 2) эмпирическаясхема – развитие есть приобретение и накопление опыта. Первые направления исследований проходили в рамках нативистского подхода. Они представлены именами Стенли Холла, Арнольда Гезелла, Карла Бюлера. Стенли Холл (1844— 1924) представил биогенетическую теорию развития, сформулировав закон рекапитуляции (рекапитуляция – сжатое повторение бывшего прежде) Холла. Главный вывод Холла из биогенетического закона – органический вид развивается по единым органическим законам. Этот вывод он распространил и на психическое развитие. Согласно Холлу, в индивидуальном развитии человек повторяет психические особенности своих предков; ребенок в своем психическом развитии кратко повторяет историю человечества. Выявив, что в 5-6 лет дети чаще всего боятся воды, Холл объяснил это воспоминаниями о выходе предков на сушу. Тот факт, что дети любят играть в песок, был объяснен потребностью в строительстве, реализуемой человечеством. Сравнение детских рисунков с наскальными обнаружило их родство (схематичны, эмоциональны). Холл утверждал, что и мышление ребенка имеет характеристики первобытного человека. Дети, как и древние люди, демонстрируют анимизм (одушевление всего). Стенли Холл как исследователь внёс существенный вклад в развитие детской психологии, а именно: Ø объективировал законы повторяемости развития; Ø заложил основы нормативного исследования детского развития; Ø сделал метод анкетирования достоянием возрастной психологии; Ø получил большой фактический материал по возрастным особенностям детей. Арнольд Гезелл (1880-1961) понимал развитие ребенка как простой «прирост поведения». Специфику развития человека он видел лишь в большей продолжительности детства. Социальное развитие Гезелл сводил к установлению органических связей ребенка и окружающих его людей, т.е. – к разновидности биологического. Темпы развития, по Гезеллу, зависят от наследственных данных, а развитие интеллекта определяется созреванием нервной системы. Карл Бюлер (1879-1963) предпринял попытку создать общую теорию развития детской психики. Прежде всего, он считал, что детская психология должна изучать главным образом младенческий возраст, в котором созревают биологические функции психики. Идеология эмпирического подхода к толкованию ведущих факторов психического развития представлена французской социологической школой. К их числу принадлежит П. Жане, обосновавший деятельный характер развития. Усвоение операций и действий, отработанных человечеством, составляет содержание развития. Это усвоение происходит в специально организованных социальных условиях, следовательно, общественная среда есть важнейший фактор развития. Анри Валлон (1879-1962) представляет развитие в виде прерывистой последовательности реорганизаций, происходящих как результат взаимодействия ребенка с условиями существования. При этом наиболее существенными условиями развития являются отношения и поведение людей, а также предметный мир. Важнейшим механизмом детского развития является подражание. Поэтому социум абсолютно необходим для маленького ребенка, в нем малыш черпает стимулы и подражательные элементы развития. По мере взросления меняется характер взаимодействия ребенка и взрослых: для социализированного ребенка – внутренние субъектные образования. Согласно Валлону, развитие осуществляется через кризисы, приводящие к подавлению или возникновению каких-либо психических функций. Несомненной заслугой Валлона явилась увиденная им стадиальность детского развития. Возрастные периоды представлены им с точки зрения психологической нормы. Американский психолог Джером Брунер также отстаивает ведущую роль социальных факторов развития. Он утверждает, что обучение ведет развитие за собой. Вне школы развитие невозможно вообще. В целом же уровень и специфика развития ребенка зависят от культуры общества, в котором он живет. Серьезное направление в объяснении развития представили теории научения. Научение в них квалифицировалось как процесс многогранный, вовсе не ограничивающийся только школьным обучением. Результатом научения становится обретение моральных принципов, поведенческих манер и способов контактов. Сторонники теории научения рассматривали развитие ребенка как пошаговое, постепенное, непрерывное накопление образов, представлений, знаний, умений и навыков. Поведение, мысли и чувства людей формируются под влиянием окружающей среды. Однако понимание механизмов подобного формирования вносит определенные различия в эти теории. Сторонники теории реактивных существ, утверждают, что те или иные характеристики человека зависят от того, как он реагирует на воздействия внешней среды, следовательно, развитие человека происходит автоматически, благодаря стимулам, получаемым из внешней среды. Теория классического обуславливания. Основа теории – эксперименты русского физиолога И.П. Павлова по выработке у собак условных рефлексов. Эксперименты на детях показали, что условные рефлексы аналогичным образом формируются у них с первых дней жизни. Благодаря научению младенцы обрабатывают сенсорную информацию задолго до того, как овладевают речью. Было отмечено, что они с легкостью распространяют выработанные на какой-либо стимул реакции на другие (похожие) раздражители. Данное явление получило название генерализации раздражителя. Теория оперантного обуславливания. Поведение нельзя вызвать автоматически. Оно уже должно быть сформировано до того, как появится обуславливание (подтверждение, вознаграждение) – перспектива поощрения делает вероятным повторение поведения. Такая закономерность получила название «закона эффекта» (Э. Торндайк). Теория социального научения. Люди учатся не только на последствиях своего непосредственного опыта, но и наблюдая последствия поведения окружающих. Иллюстрацией теории социального научения является серия экспериментов А. Бандуры: детям демонстрировали фильмы с проявлением агрессивности. Одна группа детей смотрела фильмы, в которых агрессивное поведение наказывалось, другая – где оно вознаграждалось. Поведение детей в последующем соответственно различалось: проявление агрессивности у первой группы заметно снизилось, вторая группа стала вести себя заметно агрессивнее. Подобная иллюстрация убедительно доказывает, что агрессивному поведению научиться можно довольно легко. Теории научения сформировали убедительное обоснование влияния социальных факторов на развитие. В них были выделены механизмы, достаточно определенно влияющие на формирование конкретных способов поведения. В числе таких механизмов наиболее действенным считались подкрепление (положительное или отрицательное) и переключение. В рамках данных теорий были разработаны методики эффективного изменения поведения – это моделирование и разного рода модификации поведения, получившие распространение в школах, исправительных учреждениях, вооруженных силах.
Недостатки теорий научения: Ø недооценивают индивидуальные особенности человека в процессе его развития, проявления его эмоциональной сферы, мышления, мотивации и др. Ø не дают объяснения речевого развития детей. Овладение речью сводится к подражанию, тогда как оно является результатом сложного взаимодействия способностей ребенка и влияния на него многогранной языковой среды. Теория конвергенции двух факторов (биологического и средового) представлена Вильямом Штерном (1871-1938). Он исходил из следующих рассуждений: Ø при повреждении центральной нервной системы развитие существенно страдает. Следовательно, наследственные структуры чрезвычайно важны для развития; Ø при сохранной нервной системе, но в условиях социальной депревации ребенок тоже не может получить полноценного психического развития. Следовательно, социальная среда как фактор тоже чрезвычайно важна. Вывод: для психического развития необходимо слияние (конвергенция) этих двух факторов. Таким образом, согласно Штерну, наследственность дает тенденцию к развитию, а среда наполняет его содержанием. Теория психосексуального развития 3. Фрейда (1856-1939). 3. Фрейд сделал два неожиданных для общественности того времени открытия – сексуального и бессознательного начала в ребенке. Кроме того, предложенная им структура личности, включающая три компонента «Ид», «Эго», «Супер-эго» позволила установить динамику оформления каждого компонента и влияющие на них факторы. При разработке психосексуальной теории развития Фрейд исходил из следующих посылок: 1) опыт, который приобретется человеком в жизни, должен пройти через его тело; 2) источником развития ребенка является сексуальное влечение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |