КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика подходов к проблеме соотношения обучения и развития ребенка
В процессе обучения ребенку передается общественно исторический опыт. Вопрос о влиянии обучения на развитие ребенка является одним из основных в психологии. Существуют разные взгляды на эту проблему 1. Согласно представлениям Жана Пиаже, развитие ребенка - это процесс, имеющий собственные закономерности, не зависящие от воли людей. Учитель должен считаться с тем уровнем, которого достиг ребенок в процессе своего естественного развития, и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Обучение должно подстраиваться под психическое развитие. Обучение следует за развитием, циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Считается, что внешние воздействия не могут коренным образом изменить процесс психического развития. Здесь прослеживается биологизаторская позиция. 2. Для представителей бихевиоризма, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Они отождествляют обучение и развитие; считают, что развитие есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно 3. Лев Семенович Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Его гипотеза состояла в том, что обучение создает зону ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной формы к индивидуально-самостоятельной. Этим понятием Л.С. Выготский обозначает область еще только созревающих психических процессов. Зону ближайшего развития ребенка, то есть его потенциальные возможности, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам. Л.С. Выготский считал истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека происходит благодаря овладению им орудиями труда и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (словом, цифрами и т.д.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды. Другое понятие – уровень актуального развития. Это то, что ребенок может сделать сам, без помощи взрослого. Обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развитие и забегать вперед развития, подтягивать его за собой, но при этом необходимо учитывать возможности ребенка. Обучение не должно отрываться от развития ребенка, иначе оно не будет иметь развивающего эффекта. 4. Сергей Леонидович Рубинштейн показал, что обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается, воспитываясь и обучаясь. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности. Таким образом, психическое развитие ребенка есть процесс и количественных и качественных изменений в психике. Психические пpoцессы не предопределены, не даны в готовом виде, их формирование было бы невозможно вне предметной деятельности ребенка. Психическое развитие обусловлено единством биологических, социальных факторов, активностью самого ребенка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |