КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики психического развития
Сущность психического развития и его показатели Тема 7.3 Проблема психического развития человека Вопросы темы: 7.3.1 Сущность психического развития и его показатели. 7.3.2 Факторы и условия психического развития: 7.3.2.1 факторы психического развития, их характеристика; 7.3.2.2 характеристика подходов к проблеме соотношения обучения и развития. Определение понятия «развитие». Проблема развития составляет основание психологии. Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях – физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся размеры и формы тела, органов, структуры мозга, сенсорные возможности и двигательные (моторные) навыки. К когнитивной области относятся все умственные способности и психические процессы. В психосоциальную область входят все свойства личности и социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Основными процессуальными характер истиками любого развития являются: Ø необратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте; Ø направленность реализуется в движении развития от низших форм состояний явлений к высшим; Ø закономерность проявляется как обязательность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие всегда дает качественные изменения, в ходе его осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. Различают два типа развития: Ø преформированный (замкнутого и заданного цикла – например, эмбриогенез); Ø непреформированный (ход развития и его конечный результат неизвестны – филогенез (историческое развитие организмов), онтогенез (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), социогенез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях), культурное развитие). Предметом возрастной психологии является онтогенетическое развитие психики, относящееся к непреформированному типу. Его следует понимать как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Оно не имеет конечного результата, переход растущего человека на более высокую ступень психической жизни – процесс бесконечный. Онтогенез имеет стадиальный характер. Последовательность стадий необратима и предсказуема. При этом в каждом возрастном периоде можно наблюдать существенные индивидуальные различия в психическом развитии. Процесс психического развития наиболее интенсивен в детских возрастах, но он продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами в эту пору являются образование и самообразование, профессиональный труд, семейная жизнь, воспитание детей. Психика и ее высший уровень – сознание – развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой, овладения общественно выработанными способами действий и языковыми средствами общения. Психическое развитие не должно смешиваться или отождествляться с развитием организма. Если биологическое развитие организма имеет конечную цель — создание организма определенного вида и заканчивается при достижении этой цели, то психическое развитие бесконечно. Но при этом оно не существует вне организма с его ограниченными возможностями, и поэтому тоже ограничивается временем и содержанием. Психическое развитие идет по пути дифференциации: выделения отдельных функций психики с их последующей интеграцией в новые формы. При этом новые, более сложные структуры подготавливаются старыми и частично складываются из их элементов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |