Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление отечественной возрастной психологии




Отечественная детская психология развивалась в гуманистических традициях, стремясь определить факторы, способствующие развитию.

У истоков становления отечественной возрастной и педагогической психологии стояли А.П. Нечаев, П.П. Блонский, Н.М. Щелованов.

С именем А.П. Нечаева связано эксперименталь­ное исследование проблем детской и педагогической психологии – развитие психических процессов детей в условиях школьного обучения, психологические осо­бенности учебной деятельности.

В центре внимания П.П. Блонского также оказались вопросы обучения:

Ø ме­ханизмы усвоения учебного материала;

Ø зависимость результативности обучения от организации памяти и мышления;

Ø методы развития детского мышления.

При участии Н.М. Щелованова разработана система воспитательной работы с детьми раннего возраста.

Огромный вклад в развитие отечественной детской и педагогической пси­хологии внес Л.С. Выготский (1896-1934) – один из са­мих выдающихся русских психологов и философов. Основатель школы, в центре интересов которой — куль­турное развитие ребенка. Л.С. Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как бла­годаря языку (как психическому орудию) развиваются высшие психические функции.

В самом общем смысле культурно-историческую теорию можно представить следующим образом: суще­ствует два ряда развития – натуральный (развитие эле­ментарных психических функций – в их числе ощуще­ния, узнавание и т.п.) и культурный (развитие высших психических функций — мышления, воображения, созна­ния). Высшие психические функции обла­дают рядом признаков: опосредованность, произволь­ность, сложность, социальность, пластичность. Разви­тие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, накапливание количе­ственных характеристик и обусловлено природной про­граммой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвоения» их в процессе челове­ческого познания, в процессе взаимодействия с другими людьми. Всякая высшая психическая функция выступа­ет на сцену дважды: сперва как функция интерпсихи­ческая (между людьми), затем – как функция интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических функций становит­ся интериоризация. Центральное место в формирова­нии высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют психику людей.

Понимая слово как действие, Л.С. Выготский усмат­ривает в нем особого социокультурного посредника между ребенком и миром. В работе «Развитие высших психических функций» представлена схема формиро­вания человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельнос­ти. Согласно Л.С. Выготскому, новое в развитии проис­ходит благодаря перестройке отношений внутри целос­тного образования. Таким образом, критерием психичес­кого развития является перестройка. Все психические процессы у детей в дошкольном возрасте развиваются под влиянием восприятия и памяти, в младшем школь­ном – под влиянием мышления.

Руководствуясь идея­ми культурно-исторической теории, Л.С. Выготский и его ученики провели цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций как память, внимание, мышление и речь. Исследования тесно свя­заны с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. Особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшего развития» – только то обучение является эффективным, которое «за­бегает вперед развития», выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно спра­виться не может. Важное значение в развитии ребенка Л.С. Выготский придавал кризисам, переживаемым при переходе от одного возраста к другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.