КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психосоциальная концепция 3. Эриксона (1902-1994)
Э. Эриксон представил восемь стадий полного жизненного пути личности. Он делает акцент на инстанцию «оно» человеческой личности. Задача Эриксона — помочь человеку в разрешении жизненных кризисов. Разрешению кризисов помогает особая форма взаимодействий между людьми – ритуализация. Ритуальные формы взаимодействия заложены в ребенке природой. Их характер и периодичность связаны с природой потребностей ребенка. Примером ритуала может служить обращение мамы к ребенку по имени. Через имя ребенок живет в своем поколении и во всех предшествующих, т.е. осуществляется громадная связь поколений. На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики. Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему: 1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему (с рождения до 1 года); 2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года); 3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет); 4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет); 5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет); 6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость); 7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (средняя взрослость); 8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (поздняя взрослость). Э. Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость разрешать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей. Наряду с этим Э. Эриксон построил психосоциальную схему стадий ритуализированной формы взаимодействий. 1. Стадия интроекции (3-4 года) – примитивное присвоение чужого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка со взрослым, выступающим для него в качестве образца. При удачном взаимодействии у ребенка формируется чувство безопасности, доверие к людям. 2. Стадия идентификация (дошкольный – младший школьный возраст). На основе сформированного доверия к миру ребенок отождествляет (идентифицирует) себя со взрослыми, окружающими его, и, таким образом, выборочно присваивает иерархию ролей взрослых людей и формирует круг представлений о своем возможном будущем статусе.
3. Стадия идентичности (подростковый возраст). Круг общения подростка расширяется, включая множество посторонних людей. Появляется вероятность выбора новых кумиров. Основной момент личностного развития в юности и отрочестве заключается в том, что приобретаются новые жизненные и социальные роли, а это заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) представил генетическую психологию. В результате своих исследований он пришел к выводу, что психическое развитие – есть развитие интеллекта, а стадии психического развития – есть стадии развития интеллекта. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Общая схема человеческой жизни по Пиаже выстраивается от развития мотивационно-потребностной сферы к развитию интеллекта. Функционирование интеллекта наследственно и потому присуще всем людям. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности. Развитие интеллекта – основа психического развития, его этапы представлены этапами развития интеллекта. Детское мышление имеет ряд особенностей, которые отличают его от мышления взрослых. В их числе: Ø эгоцентризм (как неумение принять чужую точку зрения, отсутствие взаимности мысли, возможности передать ее другими словами); Ø синкретизм (слитность, нерасчлененность детского мышления); Ø артифициализм (понимание мира искусственно созданным); Ø трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), Ø анимизм (одушевление всего вокруг), Ø нечувствительность к противоречиям. Развитие интеллекта, согласно Пиаже, связано с переходом от эгоцентрического мышления к социальному. Представленные выше положения характеризуют достижения первого этапа исследований, так называемого, «раннего» Пиаже. Пиаже «поздний» занимался исследованием операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления есть развитие мыслительных операций. Главное свойство мыслительных операций – обратимость. «Поздний» Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития, включающую четыре стадии: Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением; Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам; Ø стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам; Ø стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения. Чрезвычайно важной для объяснения развития стала гуманистическая концепция американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Возникнув как направление, альтернативное психоанализу, она стала воплощением гуманистического отношения к человеку вообще и к его развитию в частности. Одна из главных позиций Маслоу заключалась в том, что человек хочет нарушить равновесие со средой. Стремление к самоактуализации — есть генератор развития. Цель личностного развития – это стремление к росту, к самоактуализации, предполагающее умение понять свою природу и строить свое поведение в соответствии с ней.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |