Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосоциальная концепция 3. Эриксона (1902-1994)




Э. Эриксон пред­ставил восемь стадий полного жизненного пути личности. Он делает акцент на инстанцию «оно» человеческой личности. Задача Эриксона — помочь человеку в разре­шении жизненных кризисов. Разрешению кризисов помогает особая форма взаимо­действий между людьми – ритуализация.

Ритуаль­ные формы взаимодействия заложены в ребенке природой. Их характер и пери­одичность связаны с природой потребностей ребенка. Примером ритуала может служить обращение мамы к ребенку по имени. Через имя ребенок живет в своем поколении и во всех предшествующих, т.е. осуществляется громадная связь поколений.

На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет кон­фликт между противоположными состояниями созна­ния и психики. Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему:

1. Конфликт между доверием и недоверием к окру­жающему (с рождения до 1 года);

2. Конфликт между чувством независимости и ощу­щением стыда и сомнения (1-3 года);

3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет);

4. Конфликт между трудолюбием и чувством непол­ноценности (6-11 лет);

5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм пове­дения, соответствующих данному полу (12-18 лет);

6. Конфликт между стремлением к интимным отно­шениям и ощущением изолированности от окру­жающих (ранняя взрослость);

7. Конфликт между жизненной активностью и сосре­доточенностью на себе, своих возрастных пробле­мах (средняя взрослость);

8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (поздняя взрослость).

Э. Эриксон полагал, что если эти конфликты раз­решаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризи­са на какой-то из стадий приводит к тому, что, перехо­дя на новую стадию, человек переносит с собой необ­ходимость разрешать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей.

Наряду с этим Э. Эриксон построил психосоциаль­ную схему стадий ритуализированной формы взаимо­действий.

1. Стадия интроекции (3-4 года) – примитивное присвоение чужого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка со взрослым, выступаю­щим для него в качестве образца. При удачном взаимодействии у ребенка формируется чувство безопасности, доверие к людям.

2. Стадия идентификация (дошкольный – младший школьный возраст). На основе сформированного доверия к миру ребенок отождествляет (идентифицирует) себя со взрослыми, окружающи­ми его, и, таким образом, выборочно присваивает иерархию ролей взрослых людей и формирует круг представлений о своем возможном будущем статусе.

 

3. Стадия идентичности (подростковый возраст). Круг общения подростка расширяется, включая множество посторонних людей. Появляется веро­ятность выбора новых кумиров.

Основной момент личностного развития в юнос­ти и отрочестве заключается в том, что приобрета­ются новые жизненные и социальные роли, а это за­ставляет человека по-новому смотреть на многие вещи.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) представил генетическую психологию.

В результате своих исследований он пришел к выводу, что пси­хическое развитие – есть развитие интеллекта, а стадии психического развития – есть стадии развития интеллекта. Развитие есть приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней.

Общая схема человеческой жизни по Пиаже выстраивается от развития мотивационно-потребностной сферы к развитию интеллекта.

Функционирование интеллекта наследственно и потому присуще всем людям. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последова­тельности. Развитие интеллекта – основа психического развития, его этапы представлены этапами развития интеллекта.

Детское мышление имеет ряд особенностей, которые отличают его от мышления взрослых. В их числе:

Ø эгоцен­тризм (как неумение принять чужую точку зрения, от­сутствие взаимности мысли, возможности передать ее другими словами);

Ø синкретизм (слитность, нерасчленен­ность детского мышления);

Ø артифициализм (понимание мира искусственно созданным);

Ø трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

Ø анимизм (одушевле­ние всего вокруг),

Ø нечувствительность к противоречиям.

Развитие интеллекта, согласно Пиаже, связано с перехо­дом от эгоцентрического мышления к социальному.

Представленные выше положения характеризуют достижения первого этапа исследований, так называ­емого, «раннего» Пиаже.

Пиаже «поздний» занимался исследованием опера­циональной стороны мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления есть развитие мыслительных операций. Главное свойство мыслительных операций – обрати­мость. «Поздний» Пиаже разработал периодизацию интеллек­туального развития, включающую четыре стадии:

Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъек­та действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собствен­ным поведением;

Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предме­тов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам;

Ø стадия конкретных операций (от семи до двенад­цати лет) – возникновение элементарных логи­ческих рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация пред­метов по отдельным существенным признакам;

Ø стадия формальных операций (начиная с две­надцати лет) – способность мыслить логичес­ки, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

Чрезвычайно важной для объяснения развития ста­ла гуманистическая концепция американского психо­лога Абрахама Маслоу (1908-1970). Возникнув как на­правление, альтернативное психоанализу, она стала воплощением гуманистического отношения к человеку вообще и к его развитию в частности. Одна из главных позиций Маслоу заключалась в том, что человек хочет нарушить равновесие со средой. Стремление к самоактуализации — есть генератор развития. Цель личностного раз­вития – это стремление к росту, к самоактуализации, предполагающее умение понять свою природу и стро­ить свое поведение в соответствии с ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.