КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восемь стадий психосоциального развития
Характеристика подходов, раскрывающих содержание понятия «возрастная периодизация» Психическое развитие проходит ряд стадий, и важно знать, что является основным показателем развития на данной стадии, каков механизм перехода от одной стадии к другой, можно ли определить границы возраста. Следовательно, встает проблема возрастной периодизации. В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации. Приведем наиболее употребляемые периодизации. 3. Фрейд выделил пять периодов психосексуального развития: 1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удовлетворение сексуальной потребности реализуется через рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек испытывает чувство безопасности и комфорта. 2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приучением ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как подарок, другие привлекают внимание родителей задержкой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности). 3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляются: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «комплекс Электры», выраженные как влечение к родителю противоположного пола. Примерно в 5 лет происходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается развитие личности. 4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе. 5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится половое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чувства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).
Э. Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития: Центральным для созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2) общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития". В книге "Детство и общество" Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы ("фазо-специфической") эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Я на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации". Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Я обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в таблице. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны Я или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса.
Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" – законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.
Ж. Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития, включающую четыре стадии: Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением; Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам; Ø стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам; Ø стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения. Д.Б. Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей: 1) деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды: Ø непосредственно-эмоциональное общение младенца; Ø ролевую игру дошкольников; Ø интимно-личное общение подростков. 2) деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят: Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста; Ø учебная деятельность младшего школьника; Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников. Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой группы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоответствие вызывает смену ведущей деятельности. Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства. 1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение. 2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность. 3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра. 4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность. 5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение. 6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность. Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориентацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.
В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является следующая периодизация:
В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Роберта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитивных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности. В.И. Слободчиков рассматривает значение возраста в контексте проектирования образования. В предлагаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъективности человека в онтогенезе. Каждая возрастная ступень, вместе с тем, означает смену режима индивидуальной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:
Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество); Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство); Ø Ступень персонализации (отрочество и юность); Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрослость); Ø Ступень универсализации (зрелость и старость). До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечественных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном. В частности, после юности он выделил такие возрастные периоды: Ø Ранняя зрелость (17-25 лет). Ø Зрелость (25-50 лет). Ø Поздняя зрелость (50-75 лет). Ø Старость (свыше 75 лет).
РАЗДЕЛ 8. ДЕТСТВО Задачи раздела: 1) рассмотреть психологические особенности периода новорожденности и младенчества; 2) дать психологическую характеристику раннего детства; 3) рассмотреть особенности психического развития дошкольника; 4) рассмотреть особенности психического развития шестилеток; 5) определить сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе»; 6) дать общую характеристику младшего школьного возраста; 7) определить особенности учебной деятельности младшего школьника; 8) рассмотреть особенности мотивации учения младших школьников; 9) определить особенности развития познавательных процессов и личности младших школьников. Основные понятия раздела: детство, детский возраст, младенчество, новорожденность, безусловные рефлексы, комплекс оживления, собственно младенчество, Механизм Овладения Языком, раннее детство, прямохождение, предметная деятельность, знаковая репрезентация, кризис трех лет, признак «кризиса трех лет», негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, ревность, обесценивание, дошкольный возраст, игра, сюжет, содержание, роль, рисование, конструирование, аппликация, лепка, психологическая готовность ребенка к школьному обучению, личностная готовность, социальная готовность, когнитивная готовность, диагностика школьной зрелости, младший школьный возраст, учение, произвольность, действия про себя, во внутреннем плане, рефлексия, социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, научение, обучение, учение, содержание учебной деятельности, учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки, самообслуживание, труд, художественная деятельность, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, эмоциональность, соподчинение мотивов, рефлексия, самосознание, самооценка, импульсивность, капризность, отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость, податливость, подражательность.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |