Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восемь стадий психосоциального развития




Характеристика подходов, раскрывающих содержание понятия

«возрастная периодизация»

Психическое развитие проходит ряд стадий, и важно знать, что является основным показателем развития на данной стадии, каков механизм перехода от одной стадии к другой, можно ли определить границы возраста. Следовательно, встает проблема возрастной периодизации.

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к реше­нию вопроса о возрастной периодизации. Приведем наиболее употребляемые периодизации.

3. Фрейд выделил пять периодов психосексуаль­ного развития:

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удов­летворение сексуальной потребности реализуется че­рез рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек ис­пытывает чувство безопасности и комфорта.

2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приуче­нием ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как пода­рок, другие привлекают внимание родителей задерж­кой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности).

3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляют­ся: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «ком­плекс Электры», выраженные как влечение к родите­лю противоположного пола. Примерно в 5 лет проис­ходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается разви­тие личности.

4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе.

5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится по­ловое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чув­ства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).

 

Э. Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития:

Центральным для созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития".

В книге "Детство и общество" Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы ("фазо-специфической") эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Я на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации".

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Я обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в таблице. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны Я или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса.

 

 

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Орально-сенсорная Рождение- 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1-3 года Самостоятельность – стыд и сомнение Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность – вина Цель
4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие – неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12-19 лет Самотождественность Я – ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20-25 лет Близость – изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность – застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет-смерть Цельность Я – отчаяние Мудрость

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" – законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

№№ п/п Стадия развития Нормальная линия развития
    Раннее младенчество (от 0 до I г.) Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
    Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
    Раннее детство (около 3-5 лет) Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность
    Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу
    Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
    Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
    Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
    Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна Состояние умиротворения.
       

Ж. Пиаже разработал периодизацию интеллек­туального развития, включающую четыре стадии:

Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъек­та действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собствен­ным поведением;

Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предме­тов словами, эгоцентризм мышления, класси­фикация предметов по отдельным признакам;

Ø стадия конкретных операций (от семи до двенад­цати лет) – возникновение элементарных логи­ческих рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация пред­метов по отдельным существенным признакам;

Ø стадия формальных операций (начиная с две­надцати лет) – способность мыслить логичес­ки, пользуясь абстрактными понятиями. Спо­собность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

Д.Б. Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей:

1) деятельности, внутри которых проис­ходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды:

Ø непо­средственно-эмоциональное общение младенца;

Ø ролевую игру до­школьников;

Ø интимно-личное общение подростков.

2) деятельности, внутри которых проис­ходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят:

Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность младшего школьника;

Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой груп­пы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоот­ветствие вызывает смену ведущей деятельности.

Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства.

1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение.

2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра.

4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.

5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение.

6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодич­ности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориен­тацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в кото­рой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития по­строена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде че­ловеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

 

 

В отечественной возрастной психологии наибо­лее распространенной является следующая периоди­зация:

 

Возраст Границы возраста Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младен-чество 0-1 Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство 1-3 Трех лет Предметная Начало отделения от взрослого «Самость», символизм
Дошколь-ное детство 3-6(7) Семи лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, самосознание, соподчинение мотивов
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) Семи лет Учебная Начало ориентации на сверстников Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Средний школьный возраст, подрост-ковый возраст 10(11)-14(15) Подрост-ковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников Чувство взрослости
Старший школьный возраст, (ранняя юность) 14(15) -16(17) Самоопре-деления Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25   Трудовая деятельность, профессиональная учеба Освоение профессионально-трудовых умений  
Зрелость: 25-45 лет -взрослость, 45-60 лет - зрелость, 60-75-пожилой возраст, 75 и далее- старость с 25 лет        

 

В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Ро­берта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитив­ных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности.

В.И. Слободчиков рассматривает значение возрас­та в контексте проектирования образования. В предла­гаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Каждая возрастная сту­пень, вместе с тем, означает смену режима индивиду­альной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:

 

Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество);

Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);

Ø Ступень персонализации (отрочество и юность);

Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрос­лость);

Ø Ступень универсализации (зрелость и старость).

До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечествен­ных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном. В частности, после юности он выделил такие возрас­тные периоды:

Ø Ранняя зрелость (17-25 лет).

Ø Зрелость (25-50 лет).

Ø Поздняя зрелость (50-75 лет).

Ø Старость (свыше 75 лет).

 

 

РАЗДЕЛ 8. ДЕТСТВО

Задачи раздела:

1) рассмотреть психологические особенности периода новорожденности и младенчества;

2) дать психологическую характеристику раннего детства;

3) рассмотреть особенности психического развития дошкольника;

4) рассмотреть особенности психического развития шестилеток;

5) определить сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе»;

6) дать общую характеристику младшего школьного возраста;

7) определить особенности учебной деятельности младшего школьника;

8) рассмотреть особенности мотивации учения младших школьников;

9) определить особенности развития познавательных процессов и личности младших школьников.

Основные понятия раздела: детство, детский возраст, младенчество, новорожденность, безусловные рефлексы, комплекс оживления, собственно младенчество, Меха­низм Овладения Языком, раннее детство, прямохождение, предметная деятель­ность, знаковая репрезентация, кризис трех лет, признак «кризиса трех лет», негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, про­тест-бунт, рев­ность, обесценивание, дошкольный возраст, игра, сюжет, содержание, роль, рисование, конструирование, аппликация, лепка, психо­логическая готовность ребенка к школьному обучению, личностная готовность, социальная готовность, когнитивная готовность, диагностика школьной зрелости, младший школьный возраст, учение, произвольность, действия про себя, во внутреннем плане, рефлексия, социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, научение, обуче­ние, учение, содержание учебной деятельности, учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки, самообслуживание, труд, художественная деятельность, му­зыкальная деятельность, изобразительная деятельность, эмоциональность, соподчинение мотивов, рефлексия, самосознание, са­мооценка, импульсивность, капризность, отзывчивость, лю­бознательность, непосредственность, доверчивость, подат­ливость, подражательность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.