КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика физической нагрузки
Заключительная часть занятия
Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занижающихся в сравнительно спокойное состояние. У студентов и отдельных преподавателей наблюдается снижение В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, связать ее с выполнением задач на данном этапе тренировки, определить содержание самостоятельных занятий для каждого занимающегося и др.
Интенсивность физической нагрузки, ее энергоемкость (объем) и характер распределения во времени чрезвычайно важны. Величины этих параметров определяются целями тренировочного занятия, степенью тренированности занимающихся и, в известной мере, определяют педагогическое мастерство преподавателя. Установлено, что частота сердечных сокращений изменяется адекватно изменению физической нагрузки. Поэтому динамика физической нагрузки на тренировочном занятии определяется величиной ЧСС в одну минуту. При рационально построенном тренировочном занятии на основе принципа постепенности в подготовительной части занятия (во время разминки) ЧСС должна постепенно увеличиваться и к началу основной части достигнуть величины так называемого "порога готовности" (130...140 уд./мин). В основной части тренировочная нагрузка, а соответственно, и ЧСС повышаются и удерживаются на оптимально высоком уровне и затем в заключительной части снижаются, при этом ЧСС в конце занятия будет несколько выше, чем в исходном состоянии до занятия. Основная часть занятия по структуре может быть простой и сложной. В простой - занятие характеризуется однотипной деятельностью занимающегося, например, беговая нагрузка, или спортивные игры, или занятие по гимнастике на одном снаряде и т.д. График нагрузки при этом выглядит в форме плавной (колоколообразной) кривой. При сложной структуре в одном занятии применяются разнородные упражнения, например, прыжки в длину с разбега, метания, кросс. В этом случае при переходе от одного упражнения к другому выполняется дополнительная разминка, ее специальная часть; тогда на графике нагрузка будет изображаться в виде волнообразной линии. Интенсивность тренировочной нагрузки зависит от плотности занятий и ее дозирования в физических упражнениях. Различают общую и моторную плотность тренировочных занятий. Общая плотность - отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятий. Она должна стремиться к 100%. Моторная плотность - отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятий. Моторная плотность может колебаться от 10-15 % до 80-90 %. Моторная плотность и дозирование тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий и др. Изменение интенсивности тренировочной нагрузки на занятиях осуществляется методами прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К методам прямого регулирования относятся указания преподавателя (тренера) о скорости и амплитуде движений, величине внешних отягощений, количестве повторения упражнений и т.д. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий выполнения упражнений, например, бег по горизонтальной прямой, в гору или вниз под уклон, в условиях стадиона или на местности; выполнение упражнений на обычной, повышенной или пониженной опоре; проведение игр на обычной, уменьшенной или увеличенной площадке и т.д. 4.5.6. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений
Под интенсивностью физической нагрузки подразумевается мощность и напряженность мышечной работы, она может определяться по ЧСС. Обычно ЧСС измеряется сразу после выполнения упражнения или во время остановки и подсчитывается в течение 10 с. Полученная цифра умножается на 6, чтобы определить ЧСС за одну минуту. Если задание выполняется длительное время, для контроля за поддержанием интенсивности ЧСС подсчитывается несколько раз. Рекомендуется придерживаться следующей градации интенсивности: 1. Малая интенсивность (нулевая зона интенсивности, компенса-торная) - ЧСС до 130 ударов в минуту. При этой интенсивности эффектив-ного воздействия на организм не происходит, однако, создаются для этого существенные предпосылки: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных мышцах и в сердечной мышце, а также активизируется деятельность других функциональных систем организма (более подробно см в гл.2). В связи с этим рубеж 130...140 уд/мин назван порогом готовности Нулевая зона интенсивности используется как зона отдыха и восстановления. 2. Средняя интенсивность (первая тренировочная зона, аэробная) - ЧСС от 130 до 150 уд/мин. Работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций, поэтому она наиболее типична для начинающих спортсменов. 3. Большая интенсивность (вторая тренировочная зона, смешанная) - ЧСС от 150 до 180 уд/мин. Во второй тренировочной зоне к аэробным механизмам подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода. Субъективно при работе в анаэробных условиях занимающиеся сравнительно быстро ощущают сильное утомление, так как рубеж 150 уд/мин является близким к порогу анаэробного обмена (ПАНО), когда происходит переход механизма энергообеспечения от аэробного к анаэробному, который является одним из критериев тренированности. Если ПАНО наступает при ЧСС 130-140 уд/мин, это свидетельствует о низком уровне физической тренированности, тогда как уровень ПАНО, равный 160-165 уд/мин, характеризует высокую степень тренированности. 4. Предельная интенсивность - ЧСС 180 уд/мин и более (анаэробная зона). В этой зоне интенсивности совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения. Нагрузки большой и предельной интенсивности можно рекомендовать только физически тренированным лицам в возрасте от 16 до 35 лет, не имеющим отклонений в состоянии здоровья. Лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, отнесенным при медицинском освидетельствовании к специальной медицинской группе, к выбору величины интенсивности тренировочной нагрузки необходимо подходить особенно осторожно, начинать тренироваться с применением нагрузок малой интенсивности и только при хорошем самочувствии и положительных данных врачебного контроля и самоконтроля переходить к нагрузкам более высокой зоны интенсивности. Исследованиями установлено, что минимальная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, для лиц 20 лет - 134 уд/мин. Учитывая наличие максимальных и минимальных величин интенсивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нагрузок при проведении тренировочных занятий. Например, для 20-летних занимающихся оптимальной зоной будет диапазон ЧСС 150...177 уд/мин, зоной больших нагрузок - 177...220 уд/мин; для 25-летних занимающихся соответственно - 145...172 и 172...195 уд/мин и т.д.
Глава 5. Воспитание физических качеств
Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, среди которых различают: силу, быстроту движений (скорость), координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость; их принято называть основными. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями по специально разработанным методикам и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических, функциональных и психофизиологических возможностей человека. В начальном периоде наибольший эффект в воспитании физических качеств дает комплексный метод тренировки. В этом случае наблюдается одновременное улучшение и повышение уровня развития всех физических качеств, что связано с явлением "положительного переноса". По мере повышения тренированности величина эффекта переноса уменьшается, что требует более тщательного подбора специальных упражнений. При этом нельзя не учитывать и возможного возникновения явления интерференции - возможного усиления или ослабления эффекта переноса при "наложении" одних двигательных качеств на другие. Связь двигательных качеств на высоком уровне их развития такова, что практически развитие одного из них тормозит развитие другого. Однако характер и величина этого явления зависят не от особенностей отдельных двигательных качеств, а от применяемых средств и нагрузок в процессе подготовки (тренировки). Например, установлено, что силовые Упражнения могут отрицательно сказываться на темпе (быстроте) движений без отягощений, а также на проявлении выносливости, особенно скоростной и т.д. Следовательно, явлением переноса уровня тренированности, в частности, развитием двигательных качеств можно управлять путем обоснованного подбора объема, интенсивности, характера подготовительных и специальных физических упражнений. В случае прекращения систематических тренировочных занятий уровень развития двигательных качеств снижается. Быстрее утрачивается скорость, медленнее - сила, еще медленнее - выносливость. Познание этих особенностей стимулирует у студентов интерес к проведению самостоятельных занятий для поддержания необходимого уровня развития физических (двигательных) качеств в период обучения и после окончания вуза.
Глава 6. Разделы (стороны) спортивной подготовки
Спортивная подготовка - сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающегося разностороннее воздействие. В основном, этот процесс реализуется спортивными тренировками. Во время спортивной тренировки в человеческом организме происходят биологические (морфологические и функциональные) изменения, протекают психофизиологические и психические процессы. Направленное влияние на эти изменения и процессы достигается применением комплексной системы методических принципов, методов и средств, объединенных единой целью. Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка; техническая подготовка; тактическая подготовка; морально-волевая и психологическая подготовка; физическая подготовка. Состояние спортивной подготовленности спортсмена предполагает, как правило, интегральную оценку всех, без исключения, вышеперечисленных разделов. Причем, на разных этапах тренировочного процесса весомость, внимание к каждому разделу различны. При проведении практических занятий со студентами по предмету "физическая культура" предполагается последовательное усложнение содержания каждой из сторон спортивной подготовки с одновременным изменением ее направленности.
Глава 7. Планирование учебно-тренировочного процесса
Для достижения занимающимися высокой степени тренирован- Эта деятельность преподавателей (тренеров) и спортсменов относится к области предвидения и включает планирование годичных, многолетних, средних и малых циклов спортивной тренировки, а также планирование одного тренировочного занятия. Перспективное планирование спортивной тренировки зависит от специфики видов занятий (видов спорта), связанных с особенностями приобретения, сохранения и утраты спортивной формы, наличием периода, когда необходима наивысшая спортивная работоспособность занимающихся (пик спортивной формы). При планировании определяется содержание занятий (используемые средства, методы, сопутствующие условия), а также величины тренировочных нагрузок по объёму и интенсивности, реабилитационно-восстановительные мероприятия и др. Различают следующие циклы тренировочных занятий: · годичный цикл учебно-тренировочных занятий (за основу планирования берется планирование тренировки на один календарный год или планирование одного годичного цикла тренировки.); · многолетний цикл спортивной подготовки (многолетняя подготовка планируется циклами по четыре года, что обусловлено периодами проведения всемирных Олимпийских игр.); · средние циклы спортивной подготовки (мезоциклы) (средние циклы спортивной подготовки складываются из микроциклов и имеют продолжительность, примерно, один месяц. Различают несколько типов средних циклов: · втягивающие мезоциклы - с них обычно начинается подготовительный период годичного цикла. В них преимущественно применяются общеподготовительные упражнения, а также средние по объему и малые по интенсивности тренировочные нагрузки; · базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительной тренировки. В них реализуются основные задачи тренировки, связанные с формированием новых и совершенствованием старых двигательных навыков и повышением функциональных возможностей занимающихся. Для них характерны повышенные объемы и высокая интенсивность тренировочных нагрузок; · контрольно-подготовительные мезоциклы являются переходными между базовыми и соревновательными мезоциклами. Здесь тренировочная работа сочетается с участием в соревнованиях, имеющих контрольно-тренировочное значение для подготовки к основным соревнованиям; · предсоревновательные мезоциклы способствуют подготовке к основному соревнованию. Их преимущественная направленность - интегральные формы подготовки. При их реализации возможно полно моделируется режим предстоящего соревнования, обеспечивается адаптация к его конкретным условиям, при этом создаются оптимальные условия для полного использования возможностей занимающихся в решающих спортивных соревнованиях; · Соревновательные мезоциклы - основной тип средних циклов тренировки в период ответственных соревнований; · Восстановительно-поддерживающие мезоциклы характеризуются переключением от больших тренировочных нагрузок к разгрузке в форме активного отдыха. Мезоциклы этого типа преимущественно используются в заключительном периоде тренировки. Предупреждая перетренировку, они способствуют сохранению на определенном уровне приобретенной тренированности и стимулируют её повышение в следующем годичном цикле. Средние циклы в определенных сочетаниях образуют периоды годичных и многолетних циклов, являются как бы "строительными блоками" в структуре больших циклов тренировки. Также для тренировочных занятий применяются: · Малые циклы спортивной подготовки (микроциклы) (продолжительность микроциклов до одной недели. Каждый микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной, которая связана с утомлением, и восстановительной, которая представляет собой занятие восстановительного характера, активный или даже полный отдых. Глава 8. Выводы
Спортивная подготовка оказывает существенное положительное воздействие на человека, она способствует: · менее выраженной реакции организма на производственную и эмоциональную нагрузку; · сохранению более высокого уровня функционирования внутренних систем организма человека; · положительному влиянию на регуляцию психофизиологических качеств и механизмов, определяющих готовность к выполнению производственной или спортивной деятельности; · формированию личностных качеств и их проявлению, особенно в экстремальных условиях; · обеспечению устойчивости к профессиональным вредностям, отрицательным воздействиям экологии, нарушениям режима труда и жизни. При проведении учебно-тренировочных занятий по использованию средств физической культуры по всем направлениям (гигиеническому, оздоровительно-рекреативному, общеподготовительному, спортивному, профессионально-прикладному) необходимо учитывать закономерности организации и методики проведения учебно-тренировочного процесса, отмеченные в данной главе. В целом поддержание оптимальной физической подготовленности (тренированности) является необходимым условием крепкого здоровья, высокого уровня трудоспособности, психического благополучия.
Контрольные вопросы
· Сущность спортивной тренировки, ее задачи · Методические принципы спортивной тренировки · Методы спортивной тренировки · Методы строго регламентированного упражнения · Обучение двигательным действиям · Воспитание физических качеств · Игровой метод · Соревновательный метод · Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия · Структура учебно-тренировочного занятия · Вводная часть занятия · Подготовительная часть занятия (разминка) · Основная часть занятия · Заключительная часть занятия · Динамика физической нагрузки · Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений · Воспитание физических качеств · Разделы (стороны) спортивной подготовки · Планирование учебно-тренировочного процесса
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |