КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Спортивная тренировка
Глава 1. Основные понятия
Спортивная тренировка - специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение возможно высокого спортивного результата. Тренированность - биологическая (морфологическая и функциональная) приспособляемость организма человека, происходящая под воздействием тренировочных нагрузок и выражающаяся в увеличении уровня его спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки - основополагающие научно-практические правила и требования к построению, содержанию, методам и организации спортивной тренировки, обеспечивающие её необходимую эффективность и профилактику отрицательных воздействий на организм занимающихся. Спортивная подготовка - многосторонний процесс применения разнообразных средств, методов и условий подготовки спортсмена к достижению более высоких спортивных результатов, который характеризуется степенью совершенства необходимых умений и навыков и достигнутым уровнем физической, функциональной, психофизической и психической готовности в избранном виде спорта. Двигательное умение - врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления. Двигательный навык - врожденное или приобретенное двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления. Умение переходит в навык при его совершенствовании. Двигательный навык обладает устойчивостью двигательного действия в меняющихся условиях его выполнения, а также при наличии различных сбивающих факторов. Физические качества - физиологические свойства организма, определяющие уровень двигательных способностей человека. Основными физическими качествами являются сила, быстрота движений, ловкость (координация движений), гибкость (амплитуда движений) и выносливость. Физическая подготовка заключается в воспитании (развитии) у занимающихся физических (двигательных) качеств. Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает овладение жизненно необходимыми умениями и навыками, а также развитие основных физических качеств. Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется высокой степенью овладения двигательными умениями и навыками, а также наивысшей степенью развития специфических физических качеств, которые требуются в избранном виде спорта. Аэробная и анаэробная производительность организма.Аэробная производительность - способность организма осуществлять энергетическое обеспечение двигательной деятельности за счет биохимических реакций, протекающих с участием кислорода. Анаэробная производительность - энергетическое обеспечение организма без участия кислорода. Порог анаэробного обмена (ПАНО) - величина частоты сердечных сокращений, при которой происходит смена энергетического обеспечения организма с аэробного на анаэробный. Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются величинами частоты сердечных сокращений как малая, средняя, большая и предельная интенсивность физической нагрузки. Глава 2. Сущность спортивной тренировки, ее задачи
Наука о спортивной тренировке интенсивно развивается и совершенствуется, что подтверждается непрекращающимся ростом спортивных рекордов, опровергающих самые смелые прогнозы. Рост спортивных результатов обусловлен: · большими потенциальными возможностями организма человека в проявлении многообразной физической работоспособности; · совершенствованием теории и методики спортивной тренировки; · привлечением к разработке теории и методики спортивной тренировки ученых из других областей науки: социологов, философов, педагогов, психологов, медиков, химиков, физиков, математиков и др.; · применением технических средств обучения, тренажеров с современной электронной аппаратурой, включая компьютеры, для получения срочной информации о состоянии организма спортсмена в процессе тренировки; · непрерывным совершенствованием средств восстановления организма занимающихся после тренировочной нагрузки на базе современных достижений спортивной медицины и фармакологии; · использованием современных материалов для строительства и оборудования спортивных сооружений, а также для изготовления спортивного инвентаря.
Способность осуществлять мышечные движения является важнейшим свойством организма человека. Оно лежит в основе жизненно необходимых действий (в том числе трудовой деятельности) и является конечным результатом психических проявлений. Термин " тренировка " в широком смысле слова означает любой процесс обучения человека какой-либо деятельности с целью ее совершенствования путем многократного повторения. Явление тренированности - результат удивительного свойства живой ткани (органов, функциональных систем и всего организма человека) приходить в состояние повышенной работоспособности при восстановлении после утомления от выполненной мышечной работы (период сверхвосстановления). Состояние тренированности наступает только при условии систематического участия занимающихся в спортивной тренировке. Для того чтобы тренированность повышалась, необходимо, чтобы следующая физическая нагрузка попадала на след, оставшийся в организме после предыдущей тренировки, т.е. чтобы тренировочные занятия проходили не реже, чем через 3-4 дня (кривая Яковлева). Наибольшая эффективность наблюдается при 3-4 занятиях в неделю. Занятия менее двух раз в неделю неэффективны. Задачами спортивной подготовки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся, воспитание морально-волевых качеств и психической устойчивости, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, достижение высоких спортивных результатов, приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, самоконтролю и др. Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки
Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением методических (дидактических) принципов при построении тренировочных занятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки. Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться на учебно-тренировочных занятиях, являются: принцип сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности. Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов тренировки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи». Принцип систематичности требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха на одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия накладывался на след, оставленный от предыдущего занятия. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности. Принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учебно-тренировочного процесса на занимающихся. Принцип динамичности и постепенности определяет необходимость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямолинейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач занятий на данный период, а также от индивидуальных особенностей занимающихся. Постепенное повышение нагрузки характерно для одного занятия, для недельного и годового цикла и для многолетних тренировок. Игнорирование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствуют достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья. Если в тренировочных занятиях был перерыв из-за болезни, то начинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюдении принципа постепенности. В этом случае сначала тренировочные нагрузки значительно снижаются, а затем постепенно доводятся до запланированного уровня. Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических качеств зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы наглядности. Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фото-кинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых упражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительности, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения могут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выполнения и т.д. В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны. Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи, они не могут реализовываться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса повышения спортивного мастерства занимающихся.
Глава 4. Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки раскрывают практические вопросы, касающиеся способов применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно выполнять с помощью различных методов. Например, при работе над техникой беговых шагов применяется бег с высоким подниманием бедра, специальные силовые упражнения, движения рук стоя и др.; для воспитания выносливости используется кроссовая подготовка или подвижные игры; для воспитания скоростных способностей могут применяться упражнения в беге в форме состязания, спортивные игры. Для решения задач спортивной тренировки используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод и метод словесного воздействия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |