Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачем мыслить о мире в целом и можно ли это избежать




Предмет философии часто определяют как исследование целостности мира человеческих отношений.

Отвлеченное мышление - отвлеченное от конкретности представлений.

А можно ли вообще представить мир в целом?

Мир в целом - это предельно общее понятие, которое обозначает вообще все что существует.

Чтобы представить мир в целом, самому человеку надо было бы находиться вне мира., что физически не возможно. но это возможно как уникальная мыслительная позиция отвлеченного мышления. Благодаря отвлеченному мышлению. За пределами представлений.

Человек<------------------------------------------àМир

Фактически

 

 


Человек в мире Мир в человеке(оболочка:мышление, внутри мир)

 

Исторически, сфера человеческого, в объективном мире возрастает. Происходит освоение мира.

В такой ситуации возможно практическое освоение окружающего мира, возможно научное познание, что граница науки это граница взаимодействия с объектом.

Но невозможно мышление о мире в целом!(часть целое не может осмыслять)

Чтобы осмыслить мир, человек должен подняться над миром, охватить его в целом.

Отвлеченное мышление переворачивает фактические отношения, в этом смысле, но всегда парадоксально и Гегель называет философию перевернутым миром.

Итак, стремление понять мир в целом, с неизбежностью, требует от человека умение отвлеченно мыслить.

Первобытный человек живет в полнее реальных условиях и должен выжить в сложной природной обстановке, для этого ему необходимы практически ориентированные знания.

(Съедобное, несъедобное, предсказания погоды и т.д и т.п)

Практические знания вплетены в целостное понимание мира - в целостное мировоззрение (в частности выражается в магическом ритуале: сначала магическое действие потом практическое)

 

Человек любой другой эпохи также приспосабливается “к социальным обстоятельствам”. Для этого ему нужны конкретные знания. Без целостного мировоззрения эти конкретные знания не имеют своего обоснования. И тогда социальные действия основаны только на повторении чужих образцов. Любой человек выполняет совокупность социальных ролей. Это внешний план жизни человека не всегда скрывающий за собой осознанное мировоззрение. Согласен ли человек определить свое собственное Я, т.е тайну своей личности через набор внешне заданных обстоятельств жизни, совершенно любого плана. Я=∑заданное

Человек, как правило, не согласен с этим и стремиться к лучшему. Но можно ли определить человека через любой набор внешне заданных обстоятельств, но только в будущем. Если человек интуитивно чувствует, что человек ускользает от любых заданных определений, то мы получаем ту точку в которой рождается духовный опыт в том числе философия. Человек нуждается в понимании целостности мира, чтобы не ограничивать понимание самого себя каким-то ограниченным фрагментам действительности. Человек тяготеет к универсальности, к преодолению заданного, в переделе такое стремление приводит к необходимости осмыслить мир в целом. В мышлении о мире в целом человек находит предельное основание для своей собственной деятельности. Человек прежде всего существо историческое (т.е пребывание во времени принципиально для него) заданная ситуация никогда не повторяется во времени, а потому он обречен мыслить проективно,перенесение заданных образцов в новую ситуацию приводит к деструктивным изменениям. Незаданность человеческого существования означает что человек постоянно должен делать выбор. Выбор происходит на основе системы ценностей.

Ценность- особая значимость того или иного объекта для человека. Ценности могут быть разного уровня…

Современная философия и гуманитарное знание в целом обязательно включает в себя раздел аксиология-теория ценности. Аксио -ценность логия -теория.

Остальные разделы философского знания смотри в лекциях по Платону.

Может ли быть завершенный ответ на вопрос о мире в целом? Принято говорить, что философия работает в сфере предельных вопросов.

Предельные вопросы по своей природе не предполагают завершенного ответа. Вопрос вечный ответ временный. Такие вопросы постоянно стимулируют развитие мышления.

Предельный (открытый) характер философской проблематики приводит к тому, что философия существует только исторически, как исторический процесс развития философского мышления.

История и философия – это единственная форма реального существования философии и только так она может изучаться. Философ каждой эпохи отвечает на вызов своего времени. Он не столько отвечает на поставленные кем-то вопросы,сколько сам задает их – проблематизирует ситуацию которая другим кажется очевидной., в этом смысле владеет искусством опережающего вопроса. В связи с этим философию определяют как «искусство вопрошания».

Философия античной Греции.

Становление древне Греческой философии.

Философия возникает в 6 в.д.н.э. на Восточном побережье Греции. Первоначально Греческая ученость формируется на основе усвоения восточной мудрости.(связь с востоком).

В становлении др.Греческой философии мы наблюдаем трансформацию восточной мудрости в западный тип рационального мышления.(смотри начало первой лекции)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.