КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мнемозина породила(9 муз) богиня памяти
Xaosàkosmos l eidos, idea l идея,блага Мир вещей Платон автор интересных политических проектов,более всего его волновал вопрос о справедливом государственном устройстве. Для решения вопроса о справедливости Платон исследует все … нельзя решить вопроса и справедливости не решив вопрос об истине. НЕ может быть справедливым то,что искажает истину, не соответствует ей. Диалог государство- самый обширный диалог Платона, где он излагает практически все свое учение и только после этого решает вопрос о надлежащем государственном устройстве, выдвигает свою основную идею государством должны управлять те кто стремиться к истине и способен к ее познанию.т.е социальная структура выводится ими самой структуры человеческой души. Платон впервые дает характеристику основных полит режимов (аристократия,демократия,тирания,) их превращения друг в друга, он впервые обосновал что демократия неизбежно превращается в тиранию. Каждый политический режим связывает с определенным типом личности и именно на этой основе дает обоснованную критику демократии, демократия развязывает страсти именно по этому рано или поздно Платона волнует приток людей во власть по демократии. Именно по этому он разрабатывает. Аристотель. Аристотель ученик Платона, вступивший в состязание со своим учителем(отчасти критик). Ухаживает за собой, носит шелка, волосы намаслены. Учебник Фролова. Аристотель считает не правомерным понимание вещи как несовершенные копии тени. Он признает реальность вещей. Вещи реально существуют. Но это не означает что они самодостаточны. Одновременно Аристотель совершенно согласен что идеи существуют не правомерно, чрезмерно. Идею надо найти «как бы внутри вещи» идея-есть особый сверхъчувственный уровень бытия речи.(доступный только умственному восприятию) Идею-образец, Аристотель трактует как форму вещи. Образец определяет вещь. Кроме формы Аристотель выделяет еще три начала бытия, всего 4, смотри текст. Не смотря на разницу, в понимании соотношения идей и вещей на разную трактовку материи понимание высшего начала бытия принципиально одинаково. Платон:идея блага- источник правильного и прекрасного. Аристотель: ум правит миром.т.е высшее начала бытия сверхчувственно, умопостигаемо. Аристотель впервые различает два аспекта бытия: бытие в возможности и бытие в действительности. до этого философы различали только: Парменид:бытие и не бытие, у Платона принципиально не отличается: подлинное и не подлинное. Аристотель утверждает что,конечно, «Совершенно нелепо утверждать, что все существующее с необходимостью существует» Вещи могут быть и не быть. т.е могут возникнуть или не возникнуть. Окружающий нас мир действительно изменчив, но это не делает его небытием как считали элиаты. В окружающем мире постоянно происходит переход от возможности к действительности. «Действительность должна быть понята в смысле осуществленности возможости,цели» Осуществленность -Энтелехия- Аристотель создатель логики (наука о формах мысли) в изначальном смысле Аристотель различает правило высказываний т.е такие правила которые направляют нашу речь к истине. Логика-наука о правильных высказываниях. Затем наука о формах мысли. Аристотель формулирует основные логические законы всего три: 1.закон тождества А=А! Совершенно невозможно чтобы одно и то же могло одновременно быть и не быть в одном и том же месте в одном и том же отношении.
В культуре теоцентризма, возникает сомнение в необходимости философии. Вера-условие понимание. Фома Аквинский в 13в также признает, что в священном писании есть истины которые выше всякого человеческого разумения. Они выше разумения, но совершенно необходимы для спасения. Одновременно есть истины, которые мы можем рационально объяснить, не надо бояться этого делать.(в этом разница с Тертиллианом) Рациональное толкование сделает эти истины т.е священные истины, понятнее и ближе к человеку. Это уже западная схоластика. Итак, философия в средние века будет существовать в форме рационального истолкования текстов священного писания. Толкование с греч.- Экзогеза (экзогетика). В западной схоластике возникнет следующая формула Философия - служанка богословия, т.е средства- рациональный инструмент для истолкования священных текстов. Формы и периоды существования средневековой философии 2.Схоластика (школа.) - ученое богословие,возникающее на западе с 9в,чркий представитель Фома Аквиньский. Логический аргумент -важнейший в основании….Дополнить по словарям. Патристика-учение святых отцов. Изложение проблем фактически это означает,что священное писание является основанием для работы человеческой мысли в т.ч философии и разум человека эффективен только тогда, когда свою опору находит в священном писании. Прежде всего, теоцентризм возможен как креационизм(-творение): понимание бога как творца, мира как творения. Бог как творец, мир как творение. Абсолютное бытие возможно только как творчество. Иначе оно не будет абсолютным. Бог - есть любовь своей сути. На этой основе решается проблема…………………Все античные гении, признавая высшие начала как идеальные, вынуждены признавать Первоматерию. Т. К идея, ум не может сознать материю. Первоматерию вынуждены признать. Только понимание абсолютного начала как творца, позволяет устранить Первоматерию.(само понятие первоматерии). Наличие первоматерии ограничило бы возможности творца. Монотеизм вне креационизма. Первоматерия устраняется абсолютным всемогуществом бога. Августин всемогущество бога понимает, прежде всего, как абсолютность его воли. Воля Бога абсолютна и притворяет всякое творение. Это и есть одно из оснований креационизма. Мир творится по слову.(достаточно слова, никаких усилий не надо) А Фома, выше воли в истолковании бога поставит разум, конечно, он говорит не о человеческом, а о божественном разуме. Но тем не менее уже ограничивает всемогущество воли.разума, он даже замечает что бог не нарушает законы логики,печально утверждает, что чудо не возможно. Поскольку человек есть образ и подобие бога, то и в истолковании сущности человека Августин прежде всего анализирует волевую сферу, Фома- анализирует разумную сферу познания. Человека всячески подчиняет разумным основаниям. В истолковании соотношения души и тела, Августин по Платоновски возвышает душу над телом, и понимает тело как темницу. Определяет душу «как полную субстанцию, приспособленную для управления тела» «они едины,но не слияны»(душа и тело) Фома считает,что только единство души и тела, это и есть живой человек.Только единство души и тела является полной субстанция.Отделение души от тела, есть смерть.(Субстанция- самодостаточная сущность.) Только жизнь человека является нормальным существованием. Человек создан бессмертным, смертность это плата за грехи.… Единство души и тела есть основание активности,и душа вне тела ничего сделать не может. Августин находит рациональные аргументы в пользу бессмертия души и бестелесности. Бестелесность души явно проявляется в таком свойстве, как память. Без памяти человека нет, память нематериальное вместилище. Средневековая философия предпринимает философские доказательства бытия бога, соответственно аргументы должны пойти от разума, а не от веры. Как это возможно? –«на основании принципа о боге судим по последствиям» Бог-творец,причина, Мир-творение, значит следствие бога. Творение в какой-то мере, пусть не полностью, всегда свидетельствует о творце. Соответственно в мире должны быть раскрыты такие свойства, которые при их обдумывании с неизбежностью свидетельствуют о необходимости творца. Впервые универсальное доказательство предложено в восточной патристике в Византии. (Сравнить с Фомой Аквиньским) Внимать созерцание мира раскрывает в нем такие свойства как порядок, гармония,красота и т.д. Порядок и гармония никогда не возникают стихийно, не являются результатом действия случайных сил. Если есть порядок, есть источник порядка, есть гармония есть источник гармонии. «Красота есть свидетельство присутствия Бога в мире» Платон. хаос→космос,хаос сам космос не порождает Западная мысль будет предлагать предельно рационализированные доказательства (см семинар) Основные проблемы подлинно религиозного мировоззрения, а значит подлинно религиозной философии, примет в себя название,которое сводится к сотереологии- (учение о спасении). Это единственна цель человека, а потому чрезмерная рационализация по поводу других проблем уводят человека от его главной цели. Сократ. Западная схоластика отходит от проблем сотереологии, в сторону других проблем. В то время как Основной проблемой западной философии является этическая проблема, т.е проблема сущности добра и происхождения зла. Добро в понимании христианских мыслителей не принадлежит только сфере человеческих оценок. Это даже не система ценностей, добро есть само бытие,совпадает с бытием. Онтология-учение о бытии.Добро онтологично! В средневековой мысли действует принцип: бытие и блага обратимы. В античной мысли бытие совпадало с мышлением. Вопросы к текстам Августина: 1.пересказ. 2.какие два пути познания выделяет Августин, необходимость и преимущества каждого из них, границы каждого из них. Опасность каждого из них. 3.К тексту теодицея.в каком смысле зло не имеет причины, и откуда оно все-таки берется.
Сущность добра и происхождение зла – это теодицея. Бытие и блага обратимы. Они не просто обратимы, а совпадают в Боге: Бог есть абсолютное бытие и абсолютное добро. Мир есть творение, и потому добро появляется в мире в результате самого акта творения. Добро в мире первично, абсолютно, в обосновании не нуждается. «Больной» вопрос откуда зло, если мир сотворен Богом? При формально юридическом подходе ответственность за зло мира должно быть возложено на бога как творца. В средневековой мысли возникает ТЕОДИЦЕЯ- оправдание бога за зло мира. Сначала Бог творит существа не обладающие свободой воли, а поэтому прямо исполняющие волю своего творца. –они занимают свое месте в системе мирового целого. Свое,а не чужое. Кроме того созданы существа обладающие свободой воли, они сами направляют свою волю. Бог
Воля направленная на все источники бытия и есть добро Воля направленная против Бога, отпадает от источника бытия, с неизбежностью приводит к разрушению. Соответственно источник зла, обнаруживается в отпадении воли от Бога, как творца всякого бытия. Зло не имеет бытия, возникает как искажение бытия (тень) имеет теневую природу. Средневековая мысль и религиозная мысль в целом, принципиально различает свободу воли,как дар делающего человека богоподобным и своеволие,как искажение воли. Особо категоричен в оценке своеволия Аврелий Августин: «Когда человек поступает по человеку а не по Богу, он подобен дьяволу» и так Августин категорично отрицает полезность любых действий в интересах человека, Если они не устремлены прямо к Богу. Истолкования Августина полностью соответствует к описанию: первые люди отпали от бога в результате следования человеческому интересу. Философия нового времени Формирование и общие особенности новоевропейской философии. Мировоззрение нового времени формируется в культуре итальянского возрождения. В ней еще мало создавалось собственно философских трактатов, мировоззрение формируется в самой культуре: в живописи, Мыслителей этой эпохи реже называют философами, чаще гуманистами. Человек в центре внимания их произведений. Гуманизм- (римское). Культура нового времени антропоцентрична. Антропоцентризм- система ценностей, где высшей ценностью человек полагает самого себя. Соответственно весь мир оценивается, понимается с точки зрения человеческого интереса. В какой форме существовала философская мысль? Истолкование. Антропоцентризм возникает как новое, неожиданное истолкование основных библейских догматов. 1. Бог-творец. 2. Человек создан по образу и подобию бога. 3. Человек должен стать творцом, и в этом проявить свое Богоподобие.(см.соотв. параграф) Итак, новая эпоха, богоподобия человека видит в творчестве. К чему будет стремиться человек, осознавший себя высшей ценностью. Какие виды деятельности будут доминировать? Мир разворачивается как бы вокруг человека. Такой человек стремиться к очеловечеванию,освоению, и даже покорению окружающего мира. Человек стремиться сделать мир своим, буквально раскрывая освоения, внести человеческий смысл, это оправдывается тем, что человек высшая ценность. В связи с этим будет развиваться наука, знания одна из форм освоения и реальное практическое освоение мира в результате в новейшее время возникнет техническая цивилизация. Первый проект науке в учениях Френсиса Бэккона,возникнет как проект покорения природы, увеличения власти человека над природой. В новое врем, в новейшее тоже, отношение человек-мир т рансформируется в субъект- объектную парадигму. Само слово субъект только в новое время связывается с человеком. Subject предмет, субъект. Именуя себя субъектом, человек находит в себе самом основание самой деяельности. Субъект- активный носитель деятельности.
В новое время интенсивно создаются новые социальные проекты, уже с эпохи возрождения, человек впервые осознает свое право, на изменение мира, в том числе на изменение социального устройства. Само это право должно быть доказано, человек других эпох других цивилизаций такого права к себе не предписывает. Это происходит в мировоззрении ДЕИЗМА. ДЕИЗМ-традиционое религиозное освоение. Деизм-трансформация которая происходит в западной мысли. Деисты утверждают, что Бог сотворив мир оставляет его на попечение человека. (напоминает концепцию выделенного наследства). Именно для запада свойственно. Человек в праве владеть миром, и даже изменять его, НО не нарушая изначально установленных законов,т.к это привело к разрушению самого мира. Соответственно встает задача познания этих изначальных законов. В том числе в социальной жизни возникают понятия: Естественное право,естественный закон и т.п. Создатели концепции общественного договора утверждают, что человек в праве менять общественные устройства, если общественная жизнь отклонилась от изначально богоустановленного закона..(СЕМИНАР) Первые социальные проекты возникают еще в эпоху возрождения, еще до обоснования самого права на изменение мира в эпоху возрождения в том числе именно в эпоху возрождения возникают первые Томас Мор утопия, Кампанелла город солнца. Само слово утопия стало знаковым как обозначение неосуществимого проекта, само слово изобретено «Томасом Мором»,точного значения нет. По видимости означает место,которого нет. Новое время-это время интенсивного развития науки. Как определяет свою задачу философия в связи с развитием науки. Философия видит свою задачу в разработке метода научного знания, метод с греч.-путь. (Аврелий Августин). Разработка метода должна направить науку, организовать научный поиск тем самым повысит эффективность научных исследований. Основных методов всего 2: рационализм, эмпиризм (эмперия)-опыт. Рационализм- самый традиционный для философии и науки метод разработан в античной Греции, окончательно оформлен Аристотелем. Эмпирический метод исследования впервые разработан в новое время в учении Френсиса Бэкона. Опытный метод исследования разработан не в самой науке, а в философии. Рационалисты противопоставляли рациональное мышление опыту. Опыт, как обыденная форма знания не может быть просто перенесен в науку. Чтобы опыт превратился в научный метод, а сам опыт должен быть рационально организован. Поэтому в науке первичен рационализм. Именно это происходит в учении Бэкона,он разрабатывает правило метода. 2 ОСНОВНЫХ МЕТОДА К СЕМИНАРУ. Прежде всего, Бэкон обосновывает необходимость самого опытного метода. Метод должен соответствовать объекту. Бэкон впервые обосновывает необходимость изучения природы. См по христоматии. Главная цель изучение природы.(для семинара). Благодаря изучению природы, человек может увеличить свое могущество- знание сила. Именно для изучения природы разрабатывается опытный метод. Сознание человека постоянно производит заблуждения,склонно к заблуждению, а потому сознаю человека в поисках истинного знания, доверять нельзя. (см учения об идолах) Почему Бэкон назвал заблуждения идолами? Природа-это книга, написанная самим творцом, она содержит в себе не искаженные законы. Бэкон. Изучения. которые поправит заблуждающийся человеческий разум и сделает человека сильнее. Именно этой цели служит разработка метода. правила метода на семинар Рационализм нового времени разработан в учении Рене Декарта. 17в. Рационализм+антропоцентризм. Декарт как человек нового времени, создает проект перестройки всей культуры. Прежняя культура подобна средневековому городу. Есть великие достижения, величественные соборы, но в целом застройка стихийная, случайная. В прежней культуре сами достижения носили случайный характер. Именно Декарт автор. В новой культуре достижения должны стать планомерными, для этого надо разработать сам метод достижения новых открытий. Научный, рациональный метод выполнит роль архитектора новой культуры. Наука будет доминировать. Поскольку в основании такой рационально организованной культуры. должно быть заложено нечто непоколебимое -не сомненное. В поисках такого несомненного, Декарт выдвигает принцип универсального сомнения.: сомневайся во всем, не принимай за истину ничего, чтоб не познал таковым с очевидностью. Далее Декарт рассуждает так: в чем именно я могу сомневаться, прежде всего я не доверяю восприятию и опыту. Весь мир может оказаться иллюзией. Я не доверяю даже собственному телу. Но есть одно в чем меня не мог бы обмануть самый великий обманщик, если я сомневаюсь, мыслю, то совершенно не обходимо, чтобы в это самое время Я мыслящий все-таки существовал. Я мыслю,следовательно Я существую, единственное из возможных самое достоверное достоверное суждение.(Cogito, ergo sum)(Мыслю, следовательно существую). Это достоверное суждение является основание любой науки. Это означает, что основание науки находится в самом мыслящем субъекте. Задание на семинар: Обосновать каждый объект сомнения, имеет ли основание в предшествующей философской традиции.построить переходы. Ответить на вопрос почему все эти рассуждения верны только от первого лица, уметь повторять их от первого лица. Бэкон.природа.познание.метод В процессе универсального сомнения Декарт совершает уникальное философское открытие, он открывает чистое сознание, само сознание и самосознание. Основная философская проблема сущности сознания в следующем: что есть само сознание,сознание само по себе,независимо от внешней информации. Декарт дает свой вариант решения этой проблемы. Обычный человек отождествляет, путает само сознание с содержание «содержимое» сознания.
1) 2) Декарт???
В одном круге сознания чувственное и не чувственное. Процесс универсального сомнения позволил очистить сознание. Является ли сознание само по себе,чистым, пустым В нем изначально что-то содержится. 3 схема заполнить и вообще нужно ли заполнять, круг чистого сознания по Декарту
Непосредственно человеку дано сознание заполненное информацией. Основной философский вопрос по проблеме сущности сознания в следующем: Является ли чистое сознание «пустым»?т.е изначально из себя ничего не представляет и соответственно все содержание в нашем сознании возникает в результате внешнего опыта. Или же в нашем сознании изначально что-то есть. Т.е сознание чем-то является само по себе. Как нарисовать чистое сознание по Декарту. Основным оппонентом(противником) Декарта по проблеме о сущности сознания выступил Дж.Локк. Он утверждает, что сознание от рождения чистая доска. В разуме нет ничего что первоначально прошло бы через чувства. Сенсуализм. Соответственно разум решен автономии, все сознание человека поставлено в зависимость от внешнего опыта. На уровне восприятия Локк утверждает первичные и вторичные качества. Первичные присущи вещам самим по себе(форма,объем, тяжесть),вторичные возникают лишь в процессе нашего восприятия вещей. (цвет,вкус,запах). Деятельность разума сводится только к систематизации восприятия. Отрицая активность разума,Локк признает активность на уровне восприятия. Вторичные качества без нашего восприятия не возникнут. К чему приводит последовательный сенсуализм? Раскрывается в учении Дэвида Юма. Он последовательно проводит позицию «в разуме нет ничего что не прошло бы через чувства.» а это означает, что строго научными могут быть признаны лишь те суждения которые сводимы к восприятию. Все основные суждения лженаучны. На этой основе он из строгой науки понятие причины: причинность не наблюдаема, Мы наблюдаем только последовательность событии, соответственно наука о внешнем мире должна описывать только последовательность. На этой же основе он объявляет возможность о собственном Я. Мы никогда не имеем такой совокупности восприятий, которая была бы адекватно сопоставима идее Я. Итак последовательный сенсуализм устраняет систему Я как ложную, последовательный рационализм Декарта утверждает «Я есть как несомненную истину» Философия Имануила Канта. Философия канта начинает период, который называется немецкая классическая философия. На завершение этой философии претендовал Гегель, но именно в учении Канта проблемы поставлены так, что они во многом определят развитие философии в 20в. Через неокантианские школы. Философия Канта является критической по существу Лекция в тетради! Априорные (доопытные) формы носят общий характер и их 2: 1. Пространство 2. Время Кант анализирует не сами науки, а познавательные способности человека. Наше сознание изначально способно к пространственно временной координации. Рассудок познает тот объект, который сконструирован самим сознанием в процессе восприятия на основе до опытных форм самого сознания. Это и есть Кантовское понимания опыта. (сравнить с Бэконом) Рассудок работает на основе понятий. Понятия- до опытная форма рассудочной деятельности, задача рассудка упорядочить опыт восприятия, многообразие восприятий на основе понятий. Кант предлагает свою систему понятий (см. христоматию) !!!На основе выше изложенного, исследование природы восприятия и рассудка с неизбежностью возникает критический вывод Канта: вещи сами по себе не познаваемы, вещь Канта превращается «вещь в себе» т. Е она замыкается в себе. При этом он обосновывает возможность строгой науки. Возможность строгой науки: Мы познаем не вещи, а явления.(феномен)(phenomena), то как вещь раскрыта нашим сознанием, на основе до опытных форм самого сознания. Это основной критический вывод по науке. Далее, Кант рассматривает разум- способность мыслить, и соответственно возможность философии как строгой науки. «Рассудок познает, разум мыслит», соответственно это две разные, но взаимодополняющие способности. Дело ученого познавать, дело философа -мыслить. Философии нельзя приписывать познавательных функций наподобие науки. Философские идеи вообще нельзя рассматривать как объекты познания. Кант специально демонстрирует непознаваемость ключевых философских проблем. По всем ключевым философским идеям, особенно относительно внешнего мира, возможно доказательство двух взаимоисключающих суждений. Все причинно обусловлено, причин вообще нет. Опытная проверка невозможна, философские идеи носят сверх опытный характер. Так возникают антиномии (взаимоисключающие суждения.номос-имя) чистого разума. Рассудок в такой ситуации- наличие двух взаимоисключающих суждений, работать не может. Но для разума это не препятствие. Разум продолжает осмысление этих идей, несмотря на их непознаваемость. Стремится их мыслить. А значит природа философских идей коренится природе самого разума, а значит самого человека. Разум стремится осмыслить непознаваемое, то что выходит за границы опыта, носит безусловный характер. Хотя философские идеи не познаваемы, они имеют свое значение в процессе познания- выполняют высшую регулятивную функцию в процессе познания.(почему и как:на семинаре) Не познаваемые философские идеи нельзя исключать из познавательной деятельности. Что будет, если мы уберем из реальной науки идею понятие космоса, ведь космос не познаваем..познаем части космоса… Или идею души,душа всяко не познаваема. Но высшее назначение философских идей, раскрывается не в сфере познания, а в сфере жизни и деятельности человека. На этом основании возникает: Критика практического разума или этика И.Канта. Практический разум- воля. В создании этической теории, Кант столь же не традиционен. Он впервые ставит задачу чисто философского обоснования этики. Выдвигает принцип 1. автономии морали. (независимость, самостоятельность) Принцип независимости: прежде всего он говорит о независимости морали от любых практических соображений.(util-практически,полезный)-не утилитарность морали, нравственный закон не выводим из соображений полезности. (работа канта: основы метафизики нравственности) Он даже говорит о независимости морали от религии, хотя реально исторически моральные нормы происходят из религиозных. Казалось бы принцип автономии морали противоречит реальной исторической практике, все это необходимо чтобы раскрыть сущность морали, ее самодостаточность т.е уникальность, незаменимость ничем другим. Такое учение может быть основано на чистых понятиях это 2. понятие доброй воли. Добрая воля добра сама по себе и не стремится ни к чему кроме добра. В таком, казалось бы, формальном определении мы уже получили точнейший критерий для оценки реального поступка. Понятие доброй воли позволяет разоблачать видимость добра. (пример поступка по видимости напр. На добро, нравственный, при использовании понятии доброй воли видимость добра разрушается Из такого понятия доброй воли с неизбежностью следует, что нравственный поступок имеем 3.императивный характер. (повеление,требование) возможен только как исполнение долга. Кант категорично отрицает возможность нравственного поступка на основе естественной склонности (так получилось,так захотелось) Кант по убеждениям лютеранен. Природа человека не поправимо испорчена грехом. Поступок на основе естественной склонности обнаруживает природу человека. «Долг, ты возвышенное слово, в тебе нет ничего, что льстило бы людям…» Кант возвышает природу человека. Долг это облагораживание,возвышение природы человека. Какой именно долг может считаться нравственным? Кант различает императивы: гипотетические (гипотеза, вероятность, действует лишь в определенных условиях) и категорические- безусловные,всеобщие. Таким образом нравственный императив должен быть категоричным. Этика Канта основана на понятиях -доброй воли. Как сформулировать категорический императив? Очевидно, что нравственный императив должен быть всеобщим, а значит безусловным. Так возникает исходная формулировка категорического императива.(4) «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего закона». Семинар: Объяснить ребенку,мыслит в картинках. Подумайте о своих поступках, которые не могут стать всеобщим законом. Какой поступок достоит всеобщего распространения? Для ответа на этот вопрос Кант вводит понятие вещь и лицо, Вещи взаимосвязаны и взаимозависимы, соответственно одна вещь средство для другой. Лицо-полная противоположность вещи. Никогда не может быть средством, всегда является целью самой по себе. Так возникает следующая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, в своем лице и в лице всякого другого, всегда как к цели, никогда как к средству». Что значит отношение человека как к цели как к средству?! В этой формулировке скрыты 4 позиции: 1. К себе 2. К другому 3. 4. Смысл возникает только в единстве 4 позиций. Итак, нравственный закон категорично запрещает отношение к человеку как к средству т.е использование человека в каких бы то ни было целях и требует отношения к человеку как к цели т.е признает право другого, если мы не используем человека, на постановку своих целей, а значит на свободу. Этика Канта. Следование нравственному закону, обратилось признанием свободы. Кант: «Свободная воля и воля подчиненная нравственным законам -это одно и то же.» (почему) Что человек должен делать, если хочет быть свободным? Надо подчиниться нравственным законам. Кант утверждает, что человек есть гражданин двух миров, т.е мира природы и мира свободы. Дело в том, что фактически миро-необходимости и миро-свободы, потому что мир необходимости шире чем мир природы. В обществе действую объективные законы. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Только следуя нравственным законам, человек обретает свободу, соответственно нравственность раскрывает новый уровень всех социальных отношений. На основе этого, Кант делает вывод о том, что практический разум это не эксперемет, а воля человека, воля выше теоретического. Свобода теоретически недоказуема. Свободу человек доказывает самим актом человеческого поступка, только совершая нравственный поступок. Совершая нравственный поступок, человек свидетельствует о своей свободе. Обзор после Кантовской философии. Гегель претендовал на завершение Немецкой классической философии. Гегель говорит о мировом разуме. Основанием всего считается разум. Заслугой Гегеля считается что он весь мир представил как процесс развития. Т.е Мир во всех проявлениях понят как процесс развития. Основанием и движущей силой процесса мирового развития является абсолютная идея. Первую стадию-это само бытие идеи.Самобытие-это мир понятий, самодвижение понятий. Первое понятие Бытие, à не бытие—>становление Как процесс саморазвития абсолютной идеи. При этом каждая стадия развития оценивается критерием разумности, знаменитейшая цитата «Все действительное разумно, все разумное действительно» - все оценивается разумом, новый вариант принципа тождества, мышления и бытия. Т.е разум воплощается в действительность, если явление утратило признаки разумности то оно объективно обречено на гибель. Вторая стадия мирового процесса- природа. Разумность природы -это законы природы. Третья стадия- объективный дух. Это реальная история человечества т. е проявление идеи в историческом процессе. Гегелю удается продемонстрировать, что существуют объективные законы исторического процесса и он впервые раскрывает как объективные законы связаны с сознательной деятельностью людей. Абсолютную идею проявляющую себя в историю через сознательную деятельность людей, Гегель называет мировым разумом. Абсолютная идея нуждается в человеке, в его воле и деятельности, чтобы проявить себя в истории. И историю Гегель определяет как прогресс духа в сознании свободы: Чем ближе деятельность человека с замыслом мирового разума, тем она успешней и свободней. Деятельность Человека отклоняющийся от разумных оснований исторического процесса, от разумных законов- бесперспективна. Для объяснения всего мирового процесса Гегель разрабатывает диалектический метод. Он раскрывает противоречия как движущие силы развития. Оценивает роль противоречий позитивно. Противоречия включают в себя два противоположных начала, соответственно требует разрешения, что и создает импульс для развития. Так возникает схема: тезис-антитезис-синтез(снятие противоречий). Эта схема получила название Гегелевской Триады, весь мировой процесс Гегелем представлен как последовательность вот таких триад. Заключительная Триада: религия-искусство-философия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |