Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологическое объяснение-объяснение мира на основе населяющих его существ философии заменяет требованием поисказакономерностей




Космос возникает из Хауса посредством и благодаря логосу.

Философская идея о логосе, как источнике порядка, гармонии составляет альтернативу мифологическому объяснению.

Вся Греческая философия это тот или иной ответ на вопрос «Что есть logos?» и «почем существует Космос, а не хаос?»

Пифагор учит: «число правит миром»

Число (символ порядка, все имеет закономерности)

Космос рационально организован, и исчисляем, и даже звучит как идеально настроенный инструмент.

В учении Пифагора мы впервые наблюдаем след. Особенность: основой зримой, чувственно воспринимаемой гармонии космоса является нечто незримое,сверхчувственное –число.

Уникальное учение создается в Элейской школе.

Суть школы: бытие-это то, что не было и не будет,но есть сейчас и всегда.

Учение о бытие (главный мыслитель Парменид)

Первое в истории европейской жизни.

Бытие впервые получает статус особого философского понятия. Оно фиксирует особую, уникальную реальность, которая не только не совпадает с окр. Миром, но даже противопоставляется ему.!

То, что просто существует,мир окр. Вещей-сущее. Эллеады категорично противпоставляют бытие,как подлинную реальность и сущее.

Св-ва бытия полностью противоположны св-м окр вещей.

Бытие едино.неделимо, вечно, неизменно и имеет форму шара. Такая реальность только умопостигаемая, сверхчувственная.

Вещи множественны, многообразны, делимы подвижны,конечны (не вечны)

Подвижное и изменчивое, не признается подлинною реальностью.

Подлинное бытие умопостигаемо. Парменид формирует принцип ТОЖДЕСТВА, МЫШЛЕНИЯ и БЫТИЯ. Этот принцип сформулирован впервые, в дальнейшем он разрабатывается во всей классической философии.

Парменид: «Одно и то же мыслить и быть»

Св-ва бытия таковы что недостпны чувственному восприятию, а потому требуют для своего понимания только чистого мышления.

Мышление по своей природе также стремится к бытию.

Душа стремиться к бытию.

Мышление требует непротиворечивости и запутывается в противоречиях мира, в непоследовательности.

Зенон из Элеи специально доказывает невозможность мыслить движение.

Попытка мыслить движение неизбежно приводит в тупик (апория) -à Возникла Апория Зенона

Быстроногий Аххил и черепаха.между ними всегда бесконечно малый отрезок -à неизбежная модель дискретного пространства.

Летящая стрела покоится.

Для элладов опыты не имеют смысла-не аргумент.

Парменид категорично отрицал наличие небытия: «Бытие есть, небытия вовсе нет.»

 

Лекция в тетради

 

 

Настойчивость Сократа обусловлена его главной целью, стремление к добродетели:как можно научить мужеству, если мы не можем объяснить что это такое.

Сократ:-Что такое красота?

Софист: -Красивая девушка.

Сократ: -и кобылицы бывают красивы.

Сократ спрашивал об общем понятии мужества или красоты, собеседник предлагал частный пример. Или давал определение не охватывающего всей полноты случая, т.е не полное а значит не точное определение.

Если мы применяем одно слово, а значит одно понятие, красота,одно слово—>одно понятие применимо к разным предметам,а это обозначает что существует общее свойство красоты по-разному проявляющееся в этих разных предметах. Именно это общее свойство, что делает красивым и девушку и бабушку и лошадь именно это общее свойство и должно быть схвачено в общем понятии красота. Даже в сфере ценностных суждений Сократ считал возможным и необходимым определить общие понятия. Эта необходимость общих понятий, которую Сократ демонстрировал в своих диалогах, искусством своих вопросов. Именно путем вопроса, Сократ демонстрировал собеседнику недостаточность, запутанность его знаний, далее давая импульс к поиску ответа собственными усилиями. Сократ не оставил письменных сочинений, цель жизни философа видел в живом общении с учениками. Искусство философа сравнивал с повивальным искусством, искусство родовспоможения, майевтика. Философ не создает истину и не преподносит ее в готовом виде. Он должен помочь родиться истине, убрать препятствие на пути рождения истины. Эту цель и преследовали Сократовские вопросы. Искусством вопроса он сталкивал человека с его заблуждениями, как препятствиями на пути рождения истины. Сократ первым формулирует что путь познания истины - диалог. Истина в той или иной мере присутствует в сознании каждого человека. Но там, в сознании каждого из нас, истина перепутана заблуждениями. Истина в сознании каждого человека скрыта его собственными заблуждениями. На пути к истине нужно избавиться от собственных заблуждений, как препятствий, именно на это и были направлены вопросы Сократа. Запутывал человека для осознания его заблуждений. О себе же говорил так: В ответ на слова оракула назвавшего Сократа мудрейшим из людей. Все люди думают, что они что-то знают, я же знаю, что я ничего не знаю. На этот шаг, на осознание собственного незнания я мудрее других людей. Осознание собственного незнания является высшей мудростью еще и по-тому, что это начало импульса познания. Столь же очевидно, что Сократ сознательно не стал защищать себя.

Платон ученик Сократа (427) переживание смерти Сократа главная трагедия в жизни Платона определившее своеобразие его учения. Платон царской крови по обеим линиям, его имя Аристокол. даровал афининам законы. Не наследник титула. Платон-прозвище данное Сократом.Учился у всех лучших учителей греции, но после встречи с Сократом следует только ему.

Сравнить с эллиатами пифогорейцами.

В философии Платона учение Сократа приобретает характер универсальный, где есть все части и разделы традиционной философии. У Сократа в учении (антропологии).

Онтология(учение о бытии),Гносеология (учение о познании),Космология,Этика эстетика политика

Тем самым, достигнут синтез Сократовской и доСократовской философии. космология и учение о бытии. Такая всеобьемлемая философия, одним автором создана впервые. Основу учения Платона составляет теория идей. Так Платон развивает переход от вещей к понятиям ВàП

Многообразию вещей соответствует многообразие мнений, вот элементарный ответ на вопрос, почему мнения многообразны. Платон: Софист скрывается в тени мнений, а значит в тени не бытия. Сократ многообразию и не точности мнений, в том числе у софистов, противопоставляет точность мышления в понятиях. ЧЕМУ соответствует точность мышления в понятиях подобно тому, как мнения соответствуют вещам?

Именно эту проблему прежде всего осознает Платон, и он эту особую реальность называет мир идей. idea-образец.(с греч) =eidos. Основное положение теории идей Платона: нет вещей без идей. Т.е Платон утверждает что каждый ряд изменчивых вещей (цветы многообразны но это цветы, кошки разных пород, но они кошки) имеют устойчивый образец, именно наличие этого образца определяют устойчивость данного ряда вещей (кошка это кошка)

Идея может быть понята как:

- причина вещи

- предельная целостность вещи

- обобщение устойчивых признаков вещи

- константа вещи

- эталон вещи, максимальное совершенство вещи

Вещь совершенна на столько, на сколько приближена и воплотила в себе образец. Очевидно, что взаимосвязь между вещами и идеями существует,НО сама идея не вещественна, идеальна. Ни в коем случае нельзя понимать идею Платоновской философии как супервещь это не вещественный образец, идеальная схема.

является универсальным, почтичто обще принятым, исключая материалистическую философию, хотя впервые в такой форме осознанно Платоном. Платону принадлежит сама заслуга осознания самой проблемы соотношения вещей и идей.

Единственной крайностью Платона является чрезмерный отрыв, отдаления реальности идей от реальности вещей,понимание вещей как слишком несовершенных копий, теневых искажений идей.

Нельзя понимать теорию идей Платона в том смысле что существует «идеи собак и кошек,крокодилов, попугаев» это первый уровень прочтения символа пещеры.

На самом деле Платон, говорит не столько об идеях, каких то единичных вещей, сколько об идеях обобщающих родовой признак,идея животного,идея растения. И главное идея существует только у положительно значимых качеств. «Не может быть идея всякой грязи».(в диалоге Парменит спрашивает молодого Сократа:-Сократ, ты что действительно считаешь что у всего существует своя идея,но ведь это означало бы что у ногтя волоса и всякой грязи то же существует своя идея?!но это же нелепо. Сократ: ну нет,у ногтя волоса и всякой грязи идеи быть не может. отрицательные качества возникают как искажение, затемнение положительных качеств. Болезнь-отсутствие здоровья. Темнота отсутствие света. Жизнь красота справедливость. (см 2 текст.)

Высшей в мире идей является идея Блага. (см. символ Пещеры.) Осознавая такую реальность, Платон осознает, что должен существовать сам источник, сама причина правильности мира.

Соответственно подлинное знание направленно не на мир вещей, а на мир идей. Платон выделяет два вида познания: 1.Теория (греческая),интуиция(латинская) (см 2 текст)

2. Анамнезис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.