Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция от 21.09.2012




Античная философия.

 

Этапы истории философии:

1) Античная философия (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.).

2) Средневековая философия (4 – 14 вв.).

3) Философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 вв.). Зарождается в Италии.

4) Философия нового времени (17 в.).

5) Философия эпохи просвещения (18 в.).

6) Немецкая классическая философия (конец 18 – 19 в.).

7) Русская философия (19 – начало 20 вв.).

8) Современная западная философия (конец 19 – 20 вв.).

В античной философии выделяют три периода:

1) Досократики

2) Классическая античность (Сократ, Платон и Аристотель)

3) Эллинистическая философия (Эпикур, Стоики, Скептики).

Философия зарождается в 7 веке до н.э. первым назвал себя философом Пифагор, потому что философия складывается из двух слов phileo – любовь и sopia – мудрость, то есть любовь к мудрости. Мудрость – это целостное системное миропонимание.

В городе Милет проживали три мудреца – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Их называют натурфилософами или стихийными материалистами. Они занимаются поиском субстанции мира. Для них материя первичная. Они занимались изучением природы. Субстанция мира – это первовещество, вывод, сделанный ими. Фалес утверждает, что первовеществом является вода животворящая, наполненная разными противоположностями, порождающая развитие, преобразование, изменение. Анаксимен утверждает, что это воздух. Присутствие его неощутимо. Анаксимандр первый уходит от конкретной позиции. Он говорит, что первой субстанцией является «апейрон» - первочастичка. Именно она приводит к созданию всего мира. Найти ее в природе невозможно.

Гераклит считал, что огонь является первоначалом. Гераклит – родоначальник диалектики как учении о развитии. Мир состоит из противоположностей, которые, взаимодействуя, приводят к изменению, развитию, появлению новых форм и состояний. Его диалектику называют диалектикой в образах и символах или стихийной диалектикой.

 

 

Теория причинности буддизма: нет поступков, которые не имели бы последствий; все имеет свою причину; непостоянство элементов; в мире все непостоянно; человек сам создает свои страдания; средний путь – стремись к умеренности и избегай крайностей.

Благородный муж думает о морали, а низкий человек о том, как бы лучше устроиться. Благородный - о том, как бы не нарушить законы, а низкий – как бы извлечь выгоду (Конфуций).

Благородный муж медленный в словах и быстрый в делах (Конфуций).

Классическая античность.

Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

Сократ (469-399 до н.э.). Самая знаменитая фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Любил ходить по городу в местах сбора людей и беседовать с ними на разные темы. Сократ меняет предмет философии. Он считает, что человек должен направить свой поиск на познание себя. Человек становится предметом философии и те законы, по которым он живет. А законами, по которому живет общество, являются добродетели. К добродетелям он относит сдержанность, мужество, справедливость. Сдержанность – умение управлять своими страстями, эмоциями. Мужество – умение преодолевать препятствия. Справедливость – законы, по которым обустроено общество, в котором он живет. Выработал специфический философский метод под названием майевтика (рождение истины). Компоненты метода: рождение истины возможно в диалоге. Диалог предполагает взаимодействие двух людей, человека и информации. Другим компонентом являются вопросы, дабы расширить информационное поле диалога. Сомнение – компонент, появляющийся в процессе диалога, когда оппоненты начинают сомневаться в истинности своего мнения. Некоторые другие компоненты метода: движение от частного к общему, формулировка дефиниций (общих понятий).

 

Сократ был осужден за развращение умов молодежи. Мера наказания – выпить чашку яда. При попытке освобождения его учениками, Сократ отказался покинуть тюрьму.

Две линии в античной философии: материализм и идеализм. Первая линия связана с таким философом, как Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит создает работы по разным дисциплинам: физика, этика, риторика и т.п. но больше всего он прославился за счет создания учения под названием «Атомистика». Суть: в основе мироздания лежат неделимые физические частички – атомы. Их свойства: они неизменны, наименьшие, постоянно движущиеся, имеют различную форму, отличаются величиной, положением и порядком. Атом – это движущаяся материя, бытие. Однако, атому нужно двигаться где-то. Соответственно, существует и пустота, т.е. небытие. Небытие, утверждает Демокрит, непознаваемо. Мир находится в постоянном преобразовании. Существует множество миров одновременно, но находятся они на разной стадии развития. Миры последовательно сменяют друг друга. Данная теория просуществовала долгое время.

Атомисты создали такую картину мира, где развитие, преобразование является саморазвитием, не нуждается во внешнем источнике.

Идеализм. Самым ярким представителем является Платон (428-347 до н.э.). Он стал родоначальником объективного идеализма. Субстанцией мира он видел идеи. «Мир идей» он вне пространственный, вневременной, вечный, неизменный. Идеи по словам Платона – это образы, эталоны, по которым создана природа; это причины бытия всех вещей; идеалы, к которым все стремится; общие понятия о смысле предметов. Платон создает иерархию идей:

1) Идеи высших ценностей: идеи блага, истины, прекрасного, справедливого.

2) Идеи физических процессов и явлений: покой, движение, цвет, звук, огонь. Все, что человек фиксирует из внешнего мира.

3) Идеи отдельных разрядов существ: животных и человека.

4) Идеи предметов, которые созданы ремеслом человека: дом, стол, теория, музыка, поэма.

Антология Платона (учение о бытии). Все мироздание он поделил на два уровня: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон считал мир идей, производным является многообразный мир, который человек воспринимает посредством своих чувств и ощущений. «Вещи – это тени идей, их отображение, а идеи – это прообразы вещей». Отношение между вещью и ее идеей Платон описывает с помощью трех основных категорий: 1) подражание, что означает, вещи возникают, так как стремятся к своей идее как к цели; 2) причастность, что означает, что однажды возникнув, вещь всегда привязана к своей идее; 3) присутствие – каждая вещь существует, так как в ней присутствует ее идея. Например, существует человек, потому что есть идея человека. Материя может принять любую форму, так как она сама по себе бесформенная, неопределенная. Материя – это лишь возможность, в действительность она превращается, соединяясь с идеей.

Космология Платона. Платон выделяет «мир идей», представляющих собой иерархическую структуру. На вершине находится Бог (благо). Богом предстает Демиург, т.е. творец, создатель. В концепции Платона, Бог обезличен – это не сущность. Идеи получили название - эйдосы; материя - хора. Демиург с помощью эйдоса и хоры творит мироздание. Эйдосы, соединяясь с материей, образует предметы.

Гносеология Платона. Гносеология Платона представлена в виде пещеры. Находясь в пещере, при слабом источнике освещения, человек видит очень мало. Так и в реальной жизни. Человек находится в мире теней. Истина всех предметов и явлений находится в идеях. Образ пещеры предполагает, что человек должен выйти к свету из мира теней за счет разума. Только разумом можно познать истину, проникнуть в мир идей. Платон, помимо создания совершенно новой картины мира, основанной на основе объективного идеализма (объективный - природный мир существует как реальность, но реальность эта лишь возможность перехода от материи к идее), прославился и тем, что он открывает известную всем школу под названием «Академия Платона» (387 до н.э.). Школа эта просуществовала до 587 года.

Афоризмы Платона:

«Никто не становится хорошим человеком случайно».

«Основа всякой мудрости есть терпение».

«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».

«Глупца узнаем по двум приметам: он много говорит о вещах для него бесполезных и высказывается о том, про что его не спрашивают».

 

Человек есть мера всех вещей: Протагор.

Пифагор – 570-490 гг. до н.э. создатель школы «Пифагорейцы». Самая известная поговорка о Пифагоре «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Впервые назвал философию таковой. Именно он ввел такое понятие, как космос. Пифагор считал, что все разделено на три части. Поэтому необходимо все вещи представлять в виде треугольника для решения проблемы. Пифагор утверждал, что для познания мира следует изучать алгебру и геометрию. Был известен и популярен в свое время как проповедник, несущий идеи реенкорнации (переселение душ). Пифагор был против умерщвления животных, употреблению мяса. Сам Пифагор питался луком, нарциссами, маком. Кровопролитие приравнивал к первородному греху, по которому бессмертная душа изгоняется в бренный мир, вечно перерождаясь. Для души это очень плохо. Чтобы освободить душу, следует ее очистить. Воздержание от излишеств: пьянство, поедание мяса; строгое соблюдение правил, принятых в обществе. Высшим благом считал дружбу. Утверждал необходимость наличия совместного имущества у друзей. Пифагорейцы пытались применить умозаключения Пифагора к законам развития природы и космоса. Ранние Пифагорейцы утверждали, что земля плоская. Позднее, пришли к выводу, что она имеет сферическую форму. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, где власть – высшая сила, которой с помощью нравственного авторитета подчинялось общество.

Пифагор очень часто предсказывал землетрясения, лечил людей. Современники Пифагора боготворили этого человека и уважали.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В 335 г. до н.э. в Афинах открывает Ликей. Занятия проводились в процессе прогулки Аристотеля с его учениками. Перипатетики – «прогуливающиеся». Взгляды Аристотеля: критикует и развинчивает мнение Платона о мире идей. Выделяет два раздела в знании: экзотерические (предназначены для любого человека), эзотерические знания – знания, предназначенные для его учеников. Эти знания представляют собой систему знаний, созданных самостоятельно. Труды Аристотеля: Органон – здесь излагается учение о логике; Метафизика (первая философия) – излагается его философская система; Никомахова этика – наука о морали, нравственности; книга «О душе» - излагаются психологические воззрения; Политика – труд излагает социально – политические знания. Все науки Аристотель делит на три вида: теоретические, практические, творческие. К теоретическим наукам он относит физику, которая изучает различные материи и состояния тел в природе; математику, которая изучает взятые в абстракции свойства тел; метафизику - науку о неизменных началах и причинах всего сущего. Творческие науки призваны удовлетворять чувство прекрасного. Именно Аристотель дает определение науки.

В антологии выделяет 4 вида причин многообразия мира:

1) Материальная. Обозначает субстрат каждой вещи, т.е. то, из чего она состоит.

2) Формальная причина. Делает объект таким, каков он есть, т.е. оформляет бытие.

3) Действующая причина. Это энергия бытия. Превращает возможность в действительность.

4) Целевая причина (энтелехия) – направление развития, то к чему стремится процесс.

Материя – пассивное состояние мира, форма придает качество материи, превращает ее в конкретный объект. Форма – это действительность того, возможностью чего является материя.

Движение он определяет как переход чего-либо из возможности в действительность. Виды движения:

1) Качественное. Проявляет само содержание изменения.

2) Количественное движение.

3) Пространственное движение. Фиксирует перемещение.

4) Возникновение и уничтожение.

В гносеологии (теории познании) можно выделить следующие взгляды: человек обладает двумя видами знаний: диалектическими (приобретает в процессе знаний) и аподиктическими (достоверные знания). Цель науки – дать полное определение предмету. Научное знание движется от частного к общему и от общего к частному. Знания об отдельных свойствах объекта приобретаются из опыта, но выявить общие свойства, доказать наличие всеобщих знаний, значит сформулировать категорический силлогизм (логическое умозаключение), в котором из двух суждений, посылок получается третье – вывод.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.