Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анаксимандр и Анаксимен




Милетская школа

Фалес – первый философ. «Все есть мода» и «Мир полон богов».

То, что мир может быть непонятен, что знаний может не хватать, это не само собой разумеется. Непонятность мира должна быть почувствована и понята.

В мифе нет непонятного. Все происходит одновременно с пониманием, заранее включено в сюжет мифа, поэтому человеку той эпохи не надо было совершать специальных познавательный усилий помимо жизненных усилий. Миф является гарантом, что все существует.

Развившееся в 6 веке до н.э. «я» уникально, не имеет никаких гарантий существования.

«Я» - как бы пустая форма, которую может заполнить только сам человек, носитель этого «я». Заполняя ее, человек создает себя и одновременно мир.

«Почему есть хоть что-то определенное, упорядоченное, а не «ничто»? Ведь если нет механизмов формирования ни самого себя, ни мира, то не может быть «ничто».

«Что есть первооснова всего сущего? Окружающие нас вещи не вечны, возникают и исчезают, значит, они не сами себя воспроизводят, иначе все было бы мертвым. Необходима какая-то сила, первооснова, возрождающая их».

Просто сослаться на бога мыслящему человеку невозможно, т.к. нет такого опыта.

 

Первые философы:

Фалес: «Первооснова есть вода».

Анаксимен: «Воздух».

Гераклит из Эфеса: «Первооснова – огонь».

Эмпедокл: «Земля, вода, воздух, огонь».

Это не агрегатные состояние вещества. Греки не мыслили материальное и духовное отдельно. У них материя одухотворена, а дух телесен. Поэтому первооснову можно только мыслить, но она не абстракция, а нечто энергетически насыщенное, духовно-телесное, пластичное.

Это предельные философские понятия, образы, выражающие стихии (элементы), т.е. творящие силы, обеспечивающие закономерное формирование всех предметов и процессов.

Стихии – нечто третье между предметами и мыслями, благодаря чему предметы можно «мыслить».

Например, треугольник мы порождаем и понимаем чертежом, т.е. стихией чертежа. Здесь чертеж – особая понимательная конструкция, новое пространство, в котором возникает новый смысл.

По сути дела, первые философы создали предпосылки науки. Научный взгляд на мир предполагал 2 реальности:

1) Идеальные образы (мысленные модели)

2) То, что встречается в чувственном опыте – эмпирия.

Законы в опыте различимы только при условии, что на них смотрим с позиции идеальных объектов, т.е. текущий бесформенный опыт осаждает на модели формы.

Без чисел нет количественных закономерностей, без формы – геометрических.

Милетцы создали формы научной мысли, в соответствии с которой наука изучает и объясняет изучаемое, только стихии называются по-разному (гены, молекулы).

4 стихии греки выделили потому, что мы знаем 4 основные формы существования. Благодаря земле есть минеральное, воде – живое, воздуху – чувственное, огню – мыслящее.

Греки также понимали, что человек состоит из 4х основных компонентов: тело, душа, дух, «я».

 

Анаксимандр: начало – апейрон (беспредельное). Если мыслить еще глубже, войдем извне и ничего не упустим, то обнаружим первоначало, которое нельзя описать, то есть ограничить пределом. Все, что есть в мире, порождается беспредельным.

Все существующее подвержено разрушению, смерти, т.к. возникнув из беспредельного, все предметы чем-то стали, приобрели предел, т.е. утратили первоначальную сущность, они стремятся к первоначалу, утрачивают предел и погибают. Вечно только беспредельное.

У Анаксимандра происходит переход от понятий образов (стихий) к понятию как таковому. Это важно, т.к. понятие образов вызывает нежелательные ассоциации, не желая воспринимать философию.


 

Философия Гераклита (из Эфеса)

Первоначало – огонь. Гераклит описывает процесс мышления. Символ огня означает, что данных ни мира, ни человека, ни истины не существует. Они устанавливаются в результате духовного усилия человека, которое не длится непрерывно, должно все время воссоздаваться и только изнутри этого усилия различимо что-либо осмысленное, закономерное, истинное.

Т.к. мы не можем непрерывно удерживать это усилие, состояние понимания, внимания, свободы случается с нами редко, вспышками.

«В одну реку нельзя войти дважды», т.е. естественным сцеплением событий уносятся все состояния нашей психики и сознания.Например, что-то знал – забыл, сделал доброе дело – совершил зло.

И человек, и мир не факт, но процесс становления «все течет, все изменяется».

Установить себя и мир человек своими силами не способен. Человек и мир являются как бы осадками особого состояния «логоса».

«Логос» - «разумное слово», принцип разумности, превращающий и нас в разумных существ. Это состояние, в котором мы умны, в котором наше мышление бодрствует.

Глупость – это когда случайные мысли сами приходят к нам в голову.

Ум – закономерное порождение мысли самой мыслью.

Логос – производящее мысль состояние, как бы мысль мысли, форма мысли, благодаря которой мы понимаем.

Без логоса невозможно отличить истину от лжи. Но достичь логоса непросто. Его невозможно передать от человека к человеку, вывести из каких-либо условий.Например, истина, свобода, совесть относятся к бытию, поэтому не из чего не выводимы. С их помощью мы понимаем условия, поэтому их вывести нельзя.

«Каким же образом человек может понимать?»

Единственным способом, который греки называют диалектикой (способность понимать), что противоположности оказываются тождественными; когда в мышлении сталкиваются взаимно исключающие суждения, в нем возникает напряжение, в котором может возникнуть понимание, но гарантий нет, понимание может не возникнуть. Оно или есть, или его нет. Иным способом недостижимо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.