КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия средних веков
Античная философия выработала форму мысли, которая помогала человеку понимать себя и мир. Но грек еще органично воспринимал мир, поэтому мысля мир, мыслил и себя, не придавая своим переживаниям особого внимания. Смысл средневековой философии: выработался такой стиль философии, когда душевные переживания человека играют решающую роль. Душевные переживания должны быть отделены от окружающего мира и как бы приподняты выше в божественный мир, иначе они не могут быть реальными. Поэтому средневековая философия религиозна. Есть попытка разгадать тайну Христа, запечатленную в Библии. Она объединяет два духовных потока: античную философию и христианство. Средневековая философия делится на 2 периода: 1) Патристика (лат. pater – отец) – это учение отцов церкви (2-8 вв.). Тертуллиан (2-3 вв.), Августин Блаженный (354-430). В эту эпоху человек уже сам порождает мысли, но нуждается во внешних источниках (это библейские события). 2) Схоластика (лат. schole – школа, внимательное слушание) – это религиозная философия, которая с помощью логических аргументов обосновывала и разъясняла церковные думы. Эриуген, Абеляр, Фома Аквинский. Здесь человек четко осознает, что сам рождает мысли, и удивленно прислушивается сам к себе. Но поскольку можно мыслить, что угодно, человек нуждается в гарантии истинности мышления, а это Библия. Сущность патристики. Что было сделано: христианские мыслители, опираясь на свой опыт веры, отчасти на античную философию, разрабатывали новое понимание мира человека. Античная философия не отвергала религиозное начало. Тертуллиан: «Разум и вера не совместимы». Его тезис: «Верую потому, что абсурдно» - т.е. вера самодостаточна, ее истина существует внутри состояния веры и разумы не могут быть ни отвергнуты, ни подтверждены, полностью отбрасывает античную философию. Для Августина без веры невозможен разум: «Верю, чтобы понимать». Вполне допустимо использовать философию для объяснения веры. Сам он использовал неоплатонизм. Он один из первых философов новой эпохи, глубоко переживавших человеческую Исповедь. Очень долго метался от религии к религии и понял, что истина в муках. Но в нем также оставалось античное понимание духовного мира. Этим противоречием определяется своеобразие философии Августина. Особенно его волновали два вопроса: 1) Что есть истина? 2) Откуда в мире зло? По первому вопросу ранее он принимал позицию неоплатонизма, за истину надо восходить к божественному единому. В итоге понял, что истина сама пришла к человеку, т.е. единое в виде Христа воплотилось в человеке. Надо только принять и понять содержание христианства, которое хранит церковь. Второй вопрос: «Мир создан Богом» - Бог не мог создать зло, но оно есть. Откуда? Зло вносит в мир человек, поскольку имеет свободную волю, неправильное использование воли порождает зло. Зло – это то, что делается не в свое время, не в своем месте, не так, как надо. Человек есть образ и подобие Бога, поэтому и он не может творить зло, Бог есть дух, значит, и сущность человека тоже дух, но человечество в лице Адама, искушенного дьяволом, совершило грехопадение: заключило дух в телесную оболочку, тело не прозрачно для духа, искажает его импульсы, что и делает зло возможным. В грех впало все человечество, отказавшись от своей божественности. Если бы Бог был только справедлив, он осудил и наказал бы все человечество, однако Бог еще и милосерден, поэтому он спас часть людей. В результате часть человечества предопределена Богом к спасению, часть к осуждению. И это не зависит от личной заслуги человека. Если бы зависело, то выше Бога была бы мораль, но Бог не может от чего-либо зависеть, поэтому разделение людей предопределено. Внутри каждого человека существует борьба Бога и дьявола. Кто живет по телесным законам, тот живет в граде земном, кто в духовном – тот в граде божьем. Фома Аквинский (1225-1274) Между верой и разумом нет противоречий, истина одна. Часть истин объяснима разумом, часть разуму не подвластна, поэтому истина достигается общими усилиями теологии и философии. Фома доказал 5 причин, что Бог есть: 1) Из мира неустранимо движение, все, что движется, вызывает движение кем-то (чем-то) другим, поэтому должен быть неподвижный перводвигатель, которым является Бог. 2) Все, что есть в мире, определяется действием причин. Все, что причина предшествует следствию, если бы что-то существовало в мире, то оно должно существовать раньше самого себя, рассматривая первопричину. 3) В мире есть много вещей, бытие которых лишь возможно, они возникают и исчезают. Если они сами не необходимы, то их может вызвать только то, что само существует необходимо. 4) Все существующее обладает некой степенью совершенства. Различение степеней совершенства возможно только на фоне абсолютного совершенства, т.е. Бога. 5) Все, что существует, даже кажущееся случайным и бесполезным, имеет какой-то смысл и цель. Неразумное не может установить цель без разумного руководства. Тезисы. Фома представил мир как систему, в которой все существующее разделено на несколько ступеней: · Истинная природа (стихия, Земля) · Растения · Животные · Люди · Ангелы · Бог В отношении любой вещи Фома различает сущность вещи и выражает то, что есть вещь; сущность познается разумом, но не обеспечивает существование. Не существует; если вещи еще нет, то не значит, что мы не можем думать о ней, но чтоб она имела сущность, она должна существовать. Существование разумом не объяснимо. Фома сказал, что «оно чем-то вызывается, в конечном счете Богом, и только в нем сущность и существование совпадают. Философия Фомы выражает индивидуального человека, осознающего индивидуальность и несущего ответственность за свои мысли или поступки. Основная задача Фомы – восстановил философию Аристотеля, искаженную арабским влиянием, и развил в соответствии с законами средних веков.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |