Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рене Декарт




Классическое обоснование философии Нового времени дает Рене Декарт (1596-1650). «Как достичь истинных знаний». Наука предполагает закон, наука изучает мир, а мир действует на нас стихийно. Как из стихии извлечь закон? Надо отыскать необходимый критерий. Декарт идет по пути сомнения и устанавливает, что сомневаться можно во всем. Сомнение есть акт мысли и если я сомневаюсь, значит, мыслю, а если мыслю, то я существую. То есть за любым актом сомнения стоит мысль, и это несомненно.

Поэтому состояние сознания выражено словами cogitoergosum («я мыслю, следовательно, существую») является исходным, достоверным, ни на чем не основанным и его нельзя опровергнуть.

Поэтому критерий истины – глубоко пережитое состояние «я мыслю», только изнутри которого можно истину отличать от заблуждения.

Причина мышления – само мышление, т.е. оно является субстанцией – то, что существует в силу своей необходимости, не зависит ни от чего другого.

Весь мир не сводится к мышлению и если условно из мира выделить мышление, то останется материя (лишена мышления).

Значит, в мире существуют две субстанции – мышление и материя. Поэтому познание – процесс изучения самого себя (философия), во-вторых, изучение мышлением материи (наука).

Главный признак материи – она имеет протяженность в пространстве. Поэтому то, что изучает наука, должно быть представлено как пространственно выраженное явление, имеющее только физическое существование и ничего сверх этого.

Ученый должен быть уверен, что возникающие в сознании образы не иллюзорны, но соответствуют тому, что есть вне сознания.

Ученый должен контролировать образы повторять его, вызывать ожидаемое следствие. Для этого надо допустить, что наблюдаемый (изучаемый) предмет лишен внутреннего мира (души) и полностью развернут в пространстве. Если у дерева есть душа, то оно без ветра может двигать ветками, причем всегда по-разному. О таком объекте нельзя построить научную теорию.

Поэтому наука отвергает то, что ей не подвластно, и изучает «физические предметы».

Эту процедуру отрицания сверхфизической реальности люди не осознают и со временем привыкают к тому, чтобы научные взгляды на мир считать естественным и единственно правильным. Но наука – историческое явление, при изменении исторических условий должна изменяться.

У Декарта решающую роль в познании играет разум (мышление) человека. Он и его последователи основали рационализм – такое направление философии и науки, которое основным источником знаний считает разум.

В разуме нет ничего, чего не было в чувствах, кроме самого разума.

Основной метод исследования – дедукция, суть которой в движении мысли от общих понятий, истинность которых очевидна или доказана частным выводом.

Резко отделил материю от мышления, Декарт обострил проблему тела и души человека.

Спиноза Бенедикт (1632-1677). Материя и мышление не две субстанции, а два атрибута (существенное необходимое свойство) одной субстанции – Бога или Природы. Они взаимодействуют потому, что выражают одно и то же, только разными способами.

Тогда в итоге получается, что Бог познает сам себя и роль человека при этом второстепенна и неясно, почему люди отличаются друг от друга.

Лейбниц (1646-1716). Самая развитая наука была механика. Поэтому мир лишь кажется механическим, но в нем скрыто духовное начало.

Любую вещь мы можем мысленно делить до тех пор, пока не дойдем до ее предела, ее центра силы. Чтобы существовать, нужна сила.

Эти центры сил – манады. Из них состоит весь мир. Они обладают сознанием, но разной степени.

Манады не взаимодействуют (они субстанции), но они подвижны и активны. Их движение согласовано Богом и они находятся в гармонии. Поэтому наш мир лучший из всех миров.

Возникает вопрос: в чем смысл истории? А наше познание исторично? Откуда в мире зло?

В итоге истинное знание возможно только в рамках разума. При попытке учесть опыт, критерий истинности теряется.

Вся философия и наука Нового времени прошли под знаком соперничества рационализма и эмпиризма.


 

Философия Эпохи Просвещения(18 в.)

В Европе, особенно во Франции, формируется философско-политическое движение, называемое Просвещением.

Его исторический смысл – это эпоха взросления, т.е. такой этап в процессе становления современного человека, когда он может самостоятельно и ответственно определять свою жизнь. Раньше его по жизни кто-то вел (Бог, жрец, вождь, традиции).

Теперь человек должен стать один на один с миром и опираться только на свой разум.

Чтобы помочь человеку стать самостоятельным, его надо просветить, дать истинное знание.

Просветители издали 35 томов «Энциклопедии», в которых были все знания человечества.

Английские: Локк, Буббс.

Французские: Вольтер, Руссо, Дидро, Д’Аламбер.

Немецкие: Лессинг, Гердер.

Просветители резко критиковали религию и церковь, потому что религия и церковь противоречат их установке на всевластие разума, навязывая нормы, запреты, ценности, которые не вытекают из внутренней сущности разума. Поэтому не позволяют человеку взрослеть, становиться самостоятельным.

Часть из просветителей проповедовала атеизм (материалисты), часть – деизм (воззрение, согласно которому Бог создал мир, но не вмешивается в его процессы).

Эпоха Просвещения – источник современных понятий государства, прав человека.

Человек уже фактом своего рождения имеет право на жизнь, свободу.

Людям изначально присущи эгоизм, потребность самосохранения, интересы.

Поэтому человеческое сообщество саморазрушительно. Это неизбежно ведет к войне всех против всех.

Для нейтрализации разрушительных тенденций необходимо государство – это как бы общественный договор между людьми о соблюдении установленных ими же правил общежития.

В государстве господствует закон, которому подчиняются все без исключения. Верховенство закона обеспечивается разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную (автор – Монтескье).

Суверенным (высшим) носителем власти является народ (автор – Руссо)


 

Немецкая классическая философия

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия Иммануила Канта (1724-1804)

Родоначальник немецкой классической философии. Имел строгий распорядок дня. Выделил 3 вида познания. Творческая жизнь делится на 2 периода:

1) Докритический (естественнонаучные проблемы) «Всеобщая естественная история и теория неба»

2) Критический (как возможно естественнонаучное и гуманитарное познание?)

Поскольку человек не дан в готовом виде, его жизнь – от вопроса к вопросу.

Решая эти вопросы, человек формирует и осознает себя, но среди этих вопросов можно выделить такие, которые определяют своеобразие любой культуры:

· Что я могу знать?

· Что я должен делать?

· На что я могу надеяться?

· Что такое человек?

До Канта познание понимали как отражение предмета в сознании человека.

Кант возражает: «если бы познание было отражением предмета в наших головах, люди не могли бы одинаковые предметы воспринимать по-разному».

Значит, сознание вырабатывает различные предпосылки познания мира. Необходимость, достоверность знания обеспечивает не предмет, а человек, его активность, его познавательные способности.

Изменение точки зрения на познание сам Кант назвал Коперниканской революцией.

Кант согласен с эмпириками, что источник познания – чувственный опыт, но он хаотичен. Порядок в него вносится двояким образом. Воспринимаем пространство и время – априорные, т.е. доопытные формы восприятия.

Пространство и время не характеристики предметов, а присущая человеку способность воспринимать человеческий опыт как упорядоченный. Благодаря пространству мы воспринимаем предметы в их взаимоотношении и времени – в их последовательности.

Математика имеет дело с пространством и временем как чистыми формами созерцания, поэтому она не зависит от опыта, ее знание независимо и неизменно.

Опыт упорядочивает рассудок с помощью категорий, также априорных.

Основных категорий 12.

Соединяя категории с опытом, мы придаем знанию особый характер.

Без категории невозможно мыслить.

Но в опыте нам даны только явления (или феномены), поэтому естественные науки изучают только феномены и их знания изменчивы со временем, т.к. изменчив опыт.

Что не является опытом, является вещью-в-себе (или ноумен).

Сознание стремится объединить рассудок с разумом и идеями.

Основных идей разума 3:

· Идея души

· Идея мира

· Идея Бога

Это предельные идеи познания. Они выходят за рамки опыта, поэтому не являются средствами познания.

Их задача – регулировать работу рассудка.

Учение о душе, мире и Боге. Основные разделы философии.

Из философии не устранимы антиномии (недоказуемые прямо противоположные утверждения).

А1. Мир имеет начало в пространстве и времени.

В1. Мир не имеет начала в пространстве и времени.

А2. Все, что существует в мире, порождается причинами.

В2. Не все, что существует, порождается причиной, поскольку есть свободная воля.

А3. Бог есть.

В3. Бога нет.

Философия не может быть наукой, но она больше, чем наука, поскольку создает условия для существования науки.

«Критика чистого разума».

2) Что я должен делать?

Если в науке сознание обрабатывает опыт, то морального опыта нет, он создается со знанием же.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.