Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика Канта




Человек – двойственное существо. Как природное существо, он подчиняется ее законам, как свободные существа, сами приписываем себе законы.

Поэтому Кант выделяет 2 вида законов:

1) Гипотетический императив – требование, диктуемое внешними условиями, которые надо учитывать для достижения цели (зонт от дождя)

2) Категорический императив – безусловное моральное требование, предписываемое человеком самому себе как морально разумному существу (не убей).

Мораль – закон, который я сам себе создаю, предписываю его себе как долг и выполняю.

Формула морали: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, так же как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству.

Поступай согласно такой максиме (индивидуальная норма), которая в то же время сама может стать всеобщим законом.

Поскольку моральный закон разумная воля приписывает себе сама, мораль автономна.

Мораль предполагает свободу воли, бессмертие души и наличие Бога.

Без свободы воли человек был бы подчинен природе и не смог бы создать мораль.

Без бессмертия души между добром и злом нет различия.

Если Бога нет, тогда некому воздать по заслугам.

Следовательно, человек должен быть моральным: постоянно воссоздавать свое сознание.

(«Критика критического разума»)

3) Двойственность человека обусловливает неопределенность его будущего, т.к. его природная и духовная стороны автоматически не согласованы. Человек может надеяться на самореализацию, оптимальное сочетание тела и духа. Гармония тела и духа есть красота. («Критика способности суждения»).

4) Т.о., человек – двойственное существо, живущее одновременно в духовном и природном мирах. Сочетает оба мира его стремление к истине, добру и красоте.


 

Георг Гегель (1770-1831) – самый крупный философ Нового времени, наряду с Кантом.

После Канта стало аксиомой, что познание реализуется и определяется самим человеком. Но в познании Канта присутствует вещь-в-себе, которая не была логически обоснована. Кант берет ее, чтобы его теория не разрушилась. Но в конечном счете получается, что познание есть иллюзия, потому что самое главное – вещь-в-себе не познаваема.

Последователям Канта надо было преодолеть вещь-в-себе, убрать границу познания.

Эту задачу решают Фихте, Шеллинг и наиболее масштабно Гегель.

Гегель представил человека, общество и природу в движении, изменении и развитии.

Он разработал диалектику, как учение о развитии и как метод исследования. Гегель показывает, что без человеческого мышления мир был бы невозможен, потому что и для мира важны не вещи как таковые, а их мысленное содержание, которое может установить только человек.

Если только глубоко чувствовать, то можно познать, что мир по сути духовен, поэтому для человека реальны и первичны мысли (или идеи), а материальные вещи выброшены в осадок идеи. Идеи необходимы, чтобы познать самого себя.

Гегель открыл, что любое открытие происходит по схеме:

1) Тезис

2) Антитезис (отрицание 1 стадии, замена противоположной)

3) Синтез (слияние 1 и 2)

Учение Гегеля состоит из 3 разделов:

1) Логика

2) Философия природы

3) Философия духа

Логика: есть идея сама по себе, ее сущность, законы формирования и самодвижения.

Образно говоря, это мыслительное содержание мира до возникновения мира или это мысль Бога о мире при его сотворении.

Идеи по Гегелю – это силы, действующие в вещах.

Более 100 категорий вытекают одна из другой, выстраиваются и создают систему логической модели мира.

Основные законы развития идеи:

1) Закон единства и борьбы противоположностей («почему?»)

2) Взаимопереходов количественных и качественных изменений («как?»)

3) Отрицания отрицания

Первая стадия должна быть преодолена, потому что мышление не может до конца понять себя без сопоставления с противоположным.

Философия природы

Идея воплощается в природе и, как бы пробегая через нее, конденсирует в различные формы (животные, растения) и заполняются материальным содержанием.

В трех разделах (механика, физика и органическая физика) показана эволюция природы и естественнонаучных знаний.

Это идеи их внешнего проявления или инобытия.

Вся природа ждет освобождения от плена человека.

Философия духа

Стадия возврата идеи через человека к самой себе.

Завершив эволюцию в природе, идея как бы вырывается из нее и осознает себя через историю культуры и элементарных знаний.

Дух выступает вперед формы.

1) Субъективный дух (индивидуальное развитие человека)

2) Объективный дух (развитие народа)

3) Абсолютный дух (самосознание духа через религию, философию, искусство) (формы культуры, которые наиболее подходят и прямо выражают себя).

Философия Фейербаха (1804-1872)

Материалист, но в отличие от французских материалистов, опирающихся на понятие «материя», он опирается на понятие «человек», понимающегося материалистически, поэтому антропологический материализм.

Формы материализма:

1) Механический (французский)

2) Антропологический (Фейербах)

3) Диалектический (Маркс)

Сначала увлекся философией Гегеля, но потом резко разошелся с ней.

Он не признал существования духа до его порождения человеком. Только когда формируется человеческая нервная система, мозг, возникает мышление, дух, поэтому нельзя мир вывести из духа.

Если пытаемся это делать, то бессознательно переносим из себя дух в мир и тем самым порождаем Бога.

Описывая процесс познания, реализуемый человеческим «я», Гегель лишает это «я» всего индивидуального, личного, тем самым оно становится похожим на Бога.

Бог не что иное, как человеческое «я», перенесенное в мир, мистифицированное, которому человек поклоняется.

Поэтому отдельный человек превращается в случайное малозначащее существо.

Чтобы жизнь человека реально ценилась выше всего, человека надо понять иначе, не только как дух, потому что у него есть и разум, и телесная, и психическая составляющая.

Человек нуждается в полноте жизненных отношений, в конечном счете в счастье.

А счастье достижимо только в общении, наиболее совершенный вид которого – любовь.

Вывод: несмотря на желание возвысить отдельного человека реально и у Фейербаха выше человека оказался человеческий род, т.е. человек вообще.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.