Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные особенности эпохи




Схоластика

Одна из важнейших проблем схоластики – проблема универсалей.

Суть: что существует реально: понятие вещей или отдельные вещи?

Спор вылился в борьбу двух направлений:

· Реализм (лат. realis – действительный) доказывал, что понятие существования реально, а вещи лишь их тени, это иллюзия.

· Номинализм (лат. nomen – имя) обосновывал, что вещи реальны, а общее понятие лишь имена – слова.

· Острота дискуссии объясняется тем, что это была попытка понять один из основных догматов христианства – о едином Боге, существующем одновременно в трех лицах.

· В целом средневековая философия была:

· Религиозной – опирающейся на авторитет Библии и отцов церкви.

· Гелиоцентрической – ставило в центр мира как его причину.

· Креационистской – способность Бога творить мир из ничего.

· Символической – пыталась за каждым предметом отыскать духовный божественный смысл.

Средневековая философия как бы переселила Бога с горы Олимп в человеческую душу, а это значит, придав отношению человека и мира некую интимность, углубив и расширив душевные переживания.


Философия эпохи Возрождения (14 -15 вв.)

Образует переход от средневековой философии к философии Нового времени.

В средние века человек осознал свое уникальное место в мире – он образ и подобие Бога. Он может творить, познавать, покорять природу, со временем человек все менее нуждается в Боге.

Философия Возрождения своего рода бунт человека, человек не образ Бога, но сам Бог.

Имеется в виду не общая позиция философов, они в большинстве были верующими, а общее настроение эпохи.

Свою жизнь человек может устроить своим умом и трудом. Эта стратегическая установка определяет эпоху.

К 14 – 15 вв. человек изменился настолько, что вынужден самостоятельно решать свои проблемы, утратить былую связь и с миром, и с Богом.

Человеку приходится как бы взять функции Бога на себя, следствием этого будут как величайшие достижения в науках, ремеслах и др., так и великие падения людей.

Уже потому эта эпоха не может быть длительной. Впоследствии появятся непоправимые особенности.

Происходит секуляризация – освобождение философии и общества в целом от влияния церкви.

Мир не сотворен Богом, но существует вечно по собственным законам. Бог, если он есть, то равен природе и проявляется как действие природных законов – пантеизм.

Из этого следует, что мир надо объяснять не из священной книги, а из самого мира, из наблюдения природы. Так возрождается натурфилософия.

Но остается место и для мистики. Если в природе действуют божественные силы, то ими можно овладеть и творить чудеса.

Поскольку мир не сотворен, он бесконечен и во времени, и в пространстве.

Господствовавший ранее геоцентризм сменяется гелиоцентризмом. Это значит, что Земля стала одинока по времени и люди стали одиноки. Уютный мир, созданный для человека, стал случайным. Земля превращается в одну из рядовых планет Солнечной системы, и то, что на ней происходит, зависит только от человека.

Поэтому центр размышлений смещается от космоса (как было в античности) и от Бога (как было в средневековье) к человеку.

Формируется антропоцентризм – понимание мира, в центре которого человек как высшее и самое ценное произведение природы.

Критерием оценки становится печать на всем, что делает человек.

Наибольшего величия достигает не святой, а тот, кто более отличился в науке, искусстве и других ремеслах. Закладывается наука естествознания. Основа – эксперимент.

Появляются светские теории государственной власти.

Идеальная модель человеческого общества – Утопия. Никола Макиавелли «Теория власти». Стиль – политология.

Основное достижение философии и культуры Возрождения – гуманизм – такое учение и умонастроение, согласно которому человек – свободное существо, создающее свою судьбу, определяющее свое место в мире, права и ценности, которые превыше всего.

В целом философия перешла от религии, теологии и др.


Философия Нового времени

Человек эпохи Возрождения приравнял себя к Богу, но человек не Бог. Все же у него есть божественная способность, и это называется мышление – единственное, что производится самим человеком. Его нельзя вызвать внешними причинами.

Мышление есть только тогда, когда оно есть. Порождает само себя, реализуясь в человеке. У мышления нет других причин, кроме самого мышления, как и у Бога, кроме самого Бога, поэтому мышление можно назвать божественной способностью у человека.

Если античная философия исходила из созерцания природы, средневековая философия основана на Библии, то в философии Нового времени, чтобы мысль начиналась сама с себя, без других предпосылок.

Это значит, что мышление: 1) должно понять само себя; 2) противопоставить себя противоположному (т.е. природе); соответственно в философии Нового времени преимущественно разрабатывается новое понимание познания и методологии науки (это правило объективного исследования природы общества).

Суть: чтобы утвердить новое мировоззрение, нужно разрушить старое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.