Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия софистов




Переходом к классическому периоду является философия софистов.

Софист – знаток, мастер, мудрец. Потом это слово приобрело негативный смысл: прохвост, болван.

Софистов делят на старших (сер. 5 в. до н.э.): Протагор, Горгий, Гиппий; и младших (конец 5 в. – нач. 4 в. до н.э.): Алкидам, Критий.

Софисты переориентировали философское мышление, исправили его на человека.

Существует не одно, а много философских учений, значит, надо понять, как их человек создает.

Обычаи, вера, нравы других народов отличаются от греческих. Их создают люди, но почему по-разному?

Если по-прежнему исходить из природы, из космоса, ответа не найти, значит, дело в человеке.

Основная заслуга софистов – осознали место человека в мире.

Тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Человек необходим для мира, поскольку только он мышлением может установить смысл происходящего в мире (что есть камень, ворона, береза).

Но человек может и ошибаться, тоже благодаря мышлению, если им по-настоящему не владеет, тогда тезис Протагора означает: «какой мне вещь кажется, такой она и есть».

Это понимание софисты развивали абсолютизировав гибкость, субъективность, часто доводя их до абсурда; культура в целом оказалась условной.

Софисты стали первыми оплачиваемыми науками. Обучали разным наукам, прежде всего риторике, искусству, особенно необходимых в политических дискуссиях, в судах.

Софизмы:

«Приобретение чего-либо хорошего – дело хорошее; вор желает приобрести только хорошее, следовательно, воровать – дело хорошее».


 

Философия Сократа (470-399 гг. до н.э.)

«Один из немногих философов, который жил философствуя и философствуя жил».

Сам Сократ никогда не писал, в основном писал за него ученик Платон.По философии Сократ и продолжает, и оппонирует софистов. Согласен с софистами насчет изучения звезд, т.к. они далеко, изучай, что близко, а ближе себя только ты сам, познавая себя, ты меняешься, осознаешь и познаешь, а при познании звезд это вряд ли, но из познания мелких веществ можно познать и что далеко.

Но Сократ опровергает софистов: познание как относительное и условное, но истинное знание возможно, неистинное знание тоже возможно. Проблема заключается в том, чтобы создать условия совершения усилия над собой, чтоб познать.

Суть философии Сократа можно выразить тезисами:

(1) «Познай самого себя».

(2) «Я знаю, что ничего не знаю».

На первый взгляд, тезисы понятны. Но Сократ не был бы великим философом, если бы утверждал обыденные фразы.

Что надо учесть: различное понимание «знания» греческими философами и нами. Для нас «знать» - это иметь информацию о чем-либо.

Такое знание нейтрально, безразлично для меня, знаю я что-то или не знаю. Я то, что я есть.

Для Сократа «знать» - это владеть, в том смысле, как я владею ходьбой, письменностью, делать так, как я умею, это все не безразлично, все, что я знаю, я должен применить и изменить в себе.

Тогда тезис (1) означает: создай самого себя, научись владеть собой так, чтоб иметь дух, свободу.

Смысл бесед Сократа: попытаться ввести собеседника в состояние, когда он концентрируется, присутствует целиком.

Например, что такое добро? Человек понимает смысл добра и делает его.

Казалось бы, для этого надо:

· Желать добра

· Представлять, что именно надо сделать.

Но добро не порождается ни желанием добра, ни описанием свойств доброго поступка.

«Чтобы было добро, необходимо, чтобы в душе был порядок».

Т.е. в момент совершения поступка познай себя, создай себя, сконцентрируйся, чтобы в душе родился смысл добра. Человек лишь возможное существо, ничем не гарантированное.

Наряду с телом, у него есть душа и дух. Душа и дух автоматически не развиваются и не присутствуют полностью – это значит, что человек не весь здесь, не создал себя, не знает себя, не весь присутствует.

Порядок в душе – это усилие, позволяющее, присутствовать всем компонентам человека и занимать соответствующие места.

Дух – добро

Душа – зло

Тело – зло

Каждый раз, когда мы хотим совершить что-то подлинное, истинное, мы сначала должны установить гармонию в душе, т.е. мы должны создать структуру добра в душе, что означает знать добро и владеть добром, т.е. знать добро и делать зло – невозможно (как невозможно жить и не дышать).

«Я знаю, что я ничего не знаю».

Вглядывание в себя подводит к закону знания «…». Непрерывно удерживать порядок в душе мы не можем. Поэтому мы не можем знать, что такое добро, истина и т.д. Знать так же, как знать, что 2х2=4.

Быть человеком – значит быть окруженным бездной незнания. В мире людей есть проблемы, они рано или поздно разрешимы, и есть тайны, т.е. в чем участвуешь, но не знаешь (совесть, …).

Их понимание нельзя передать другому человеку, нельзя дать определение. Точнее, их определение дать можно, но определение не содержит акта понимания определения. Этот акт должен выполнить любой человек, если хочет понять.

Поэтому тайны существуют для того человека, кем они исполняются, переживаются и процессы понятны.

Тезис Сократа: «…» есть грамотное описание этой ситуации и способ ее преодоления.

Незнание означает:

1 Невозможность быть везде

2 Забывание

Успешность моих действий зависит от знания, как устроен мир. Этого я не знаю, но действовать надо сейчас.

Первая часть тезиса «Я знаю» означает, что «я мир понимаю, ухватываю формой» (гармония).Суть гармонии греков в том, что нам близко, что мы можем знать, что есть отношение к далекому, чего мы не знаем.

Например, есть пропорция:

x/y=y/z

х – близкое, что мы знаем

z – далекое (за счет формы мы его видим и понимаем)

Мы формально сопоставляем предметы, которые по содержанию не сопоставимы.

Иначе говоря, невидимое видится, понимается формой. И через форму весь мир может во мне присутствовать, следовательно, на момент совершения действия я привожу в порядок свою душу («я знаю») и тогда я равен миру.

Правильное оформление себя позволяет присутствовать во мне миру и дает основание для истинного действия и я поступаю так, что сохраняю себя человеком над бездной незнания («я ничего не знаю»).

«Я отдаю себе отчет, что именно я мыслю, когда мыслю, и что я говорю, когда говорю. По закону логоса это не зависит от моих намерений».

Знать, что ты не знаешь, уметь рассуждать о таких ситуациях и преодолевать их и есть философия.

Иначе это называется соединение с бытием. Это состояние Сократ и пытался вызвать у собеседников. Он применял диалектику, называемую им майевтикой (акушерское искусство).

Он иронией разрушал поверхностные знания и через вопросы, разбор частных случаев, вел собеседника к тому, чтобы он пережил состояние понимания. Но гарантий нет.


 

Философия Платона (427-347 гг. до н.э.)

Из царского рода. Настоящее имя – Аристокл. Платон – «широкоплечий». Занимался кулачными боями, поэт.

Смысл философии Платона: человеческое познание, основанное на чувствах, не имеет цены до тех пор, пока не будет доведено до сущности.

Сущность Платон называет «идеей», это главное его понятие. Но платоновское понимание идеи от настоящего понимания.

Теория идеи: если бы мы в познании ограничивались только чувственными восприятиями бесконечного множества окружающих вещей, то наше мышление тонуло бы в них и становилось бессмысленным. Для понимания чувственного опыта необходимы сверхопытные условия.

Эти условия Платон называет идеями.

Идея – это правило видения и объяснения вещей таким образом, чтобы видеть в них не только чувственный опыт (эмпирию), но и понимать сущность.

Идея – это предельное мысленное образование, задающее горизонт наших рассуждений и действий относительно реальных вещей.

Идея – условие понятности вещи. Естественным образом, без специальной подготовки, мы не можем думать научно. Чтобы человек думал научно, он должен научиться постигать идеи. Для познания, кроме чувственного восприятия вещи, надо создать ее идею, т.е. мысленную структуру вещи. Тогда, сопоставляя идею и вещь, можно мыслить научно.

Идея или мыслительная структура вещи – это предельно мыслимый вид ведь и конкретная вещь, понятная как частный ее случай.

Идеи эмпирически не существуют, но они реальны, так же, как реально мышление. Если идеи каких-либо вещей исчезли, исчезли бы и вещи. Если исчезли вещи, то идеей можно их воссоздать.

Идеи – это то, что можно видеть не глазами, а умом, или то, чем можно умно видеть.

Отношение вещей и идеи реализуется трояко:

1. Подражание (скульптура)

2. Причастность

3. Присутствие

Движущая сила их взаимодействия – душа.

Идея образует иерархию:

1. Высшая идея – идея блага

2. Отдельная вещь – соединение идеи и материи

Идея выражает 3 реальности:

1. Космос

2. Микрокосмос (человек)

3. Полис

Идеи – это особые умные идеальные тела, которые фактом своей упорядоченности порождают порядок в наших душах, т.е. позволяют нам быть людьми.

В такой роли могут выступать: небесное светило, музыка, книга, религиозный обряд, закон и др.

Но только те, которые обладают внутренней гармонией.

В земной жизни важнейшую роль играет душа. Смысл жизни дает душа. Душа состоит из 3 частей:

1) Разумная (разум)

2) Яростная (воля)

3) Вожделеющая (чувства)

Люди различаются тем, какая из частей души преобладает.

Разум – познает.

Воля – порождает желания и действия (изнутри).

Чувства – влечение (вовнутрь).

У каждого состояния души своя добродетель (положительное моральное качество).

У разума – мудрость,

У ярости – мужество,

У вожделеющих – умеренность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.