КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы реализации концепции социально-экономического развития регионов
Обеспечение эффективного социально-экономического развития Республики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития отстающих регионов, созданию условий для равного обеспечения населения всех регионов республики общественными благами. На этом этапе должны сформироваться и на практике подтвердить свою эффективность все элементы современной рыночной экономики: • регулирование отношений собственности; • структурная перестройка хозяйства регионов; • рыночные формы организации производства; • свободные экономические зоны; • региональная политика государства, направленная на обеспечение стабилизации и роста экономики, выравнивание стартового уровня социально-экономического развития депрессивных регионов. Наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики. Можно выделить наиболее значимые рыночно ориентированные механизмы, которые способствовали бы экономическому росту в регионах Республики Башкортостан. Основными из них являются: • обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на эффективную специализацию предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства; • ускорение внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, в том числе импорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях; • сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения; • переход к распределению средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов (а в регионах - их субъектов) с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода; • разработка системы региональных приоритетов и целевых программ для эффективного использования ограниченных финансов и материальных ресурсов; • усиление государственного регулирования финансово-кредитного воздействия на стабильное развитие предприятий регионов; • стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счет ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых регионах. Оно может осуществляться через установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок (прежде всего по федеральным налогам) при реинвестировании прибыли и т.д.; • поддержка процесса частного инвестирования за счет финансирования части затрат (как правило, не более 20%) по проектам из бюджета. Она должна осуществляться за счет средств бюджета развития, создаваемого с 1998 г. Бюджетная часть финансирования должна осуществляться на конкурсной основе; • создание благоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы, предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе на землю), возможность заключения соглашения о разделе продукций, обеспечение процедуры отвода земель и размещения предприятий; • развитие объектов инфраструктуры в регионах как важнейшей предпосылки для эффективного размещения производства. Оно предполагает сосредоточение основной части бюджетных вложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортная сеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.); поскольку частные инвестиции в такие сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесь должна быть государственной; • обеспечение экологической безопасности территорий за счет инвестиций местного, республиканского и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и их объединений; • осуществление мероприятий по приватизации существующих, а также санация экономически неблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новым инвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрение новых каналов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимо стоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятии решения о приватизации. Санация предприятий должна происходить не за счет средств бюджета, а за счет средств инвестора. Необходимо внедрять новые процедуры приватизации, позволяющие, прежде всего, снижать стоимость приватизируемых объектов с тем, чтобы облегчить доступ частных инвесторов; использовать при приватизации процедуры отнесения задолженности предприятий на их имущество и т.д.; • использование мероприятий по стабилизации рынка труда с целью преодоления негативных тенденций при переходе к новой структуре хозяйства. Необходимо учитывать, что нынешние тенденции в социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан ведут к тому, что в большинстве регионов республики, отдаленных от промышленных центров, происходят деиндустриализация, упрощение технологий, используемых в производстве, дальнейшая утеря конкурентоспособности продукции. В связи с этим при разработке механизмов необходимо учитывать, что для обеспечения социально-экономического развития отстающих регионов понадобится период форсированного роста инвестиций. Для решения этой проблемы необходимо последовательно осуществлять приоритеты: • активное стимулирование инвестиций на высоком уровне; • повышение конкурентоспособности предприятий; • создание предпосылок для возобновления производства, прежде всего через приватизацию и санирование; • стимулирование внедрения новых технологий и процессов в производство. В целях обеспечения в регионах Республики Башкортостан гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов необходимо создать «Фонд выравнивания социального развития регионов». Этот фонд может состоять из двух частей: средств (дотаций), предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов городов и районов; средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие регионов. Финансирование текущих расходов местных бюджетов целесообразно осуществлять равномерно в течение года (ежемесячно в размере 1/12 части годового плана). Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы развития региона. Основным принципом выравнивания бюджетных диспропорций городов и районов республики может стать соотношение расходных статей местных бюджетов не только со сложившимися их доходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета), но и с учетом возможностей дополнительного вовлечения в бюджетный процесс доходного потенциала каждого города и района. Недостаток собственных средств предприятий регионов для реализации инвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банков и займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Хозяйствам отстающих в социально-экономическом развитии Уральского, Северо-восточного и Северного регионов кредиты банков и займы различных компаний должны предоставляться на льготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономического положения до среднереспубликанского уровня. Инвестиционные программы межхозяйственного, межрайонного, межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средств ряда предприятий, лизинговых компаний и других коммерческих структур, населения, иностранных фирм (внебюджетные фонды). Эти средства должны формироваться для целевого использования преимущественно за счет коммерческих банков. Необходимо также привлечение банковского капитала в развитие и реконструкцию предприятий регионов под гарантию акций и имущества, а в долгосрочной перспективе - и в развитие производственной базы сельских производителей. В долгосрочной перспективе необходимо образовать сеть локальных и региональных кооперативных банков, уставной капитал которых должен создаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Они станут источником первоначального капитала для малого бизнеса в регионе, призванного решить проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в регионах. Одним из основных направлений специализированного кредита станет лизинг (долгосрочная аренда машин и оборудования). В этих целях необходимо создать сеть региональных лизинговых компаний с участием коммерческих банков, предприятий и организаций. Им должна быть оказана государственная финансовая поддержка (частично). Необходимо завершить создание национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей всех форм собственности. Она должна объединить сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, кооперативных банков. В числе организационных факторов реализации концепции является создание в регионах республики дополнительных зон экономического благоприятствования, которые призваны обеспечить устойчивый экономический рост на базе отдельных конверсионных предприятий путем максимального задействования научно-технического потенциала. Их задача - с помощью системы льгот привлечь отечественные и зарубежные инвестиции для вывода экономики из состояния депрессии. В целях законодательного и нормативного обеспечения социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан необходимо: • совершенствовать правовой (конституционный) механизм осуществления активного воздействия республиканских управленческих структур на выравнивание социально-экономического развития регионов; • внести коррективы в Закон о местном самоуправлении для расширения прав и повышении ответственности районных органов власти в решении задач социально-экономического развития городов и районов; • для развития агропромышленного комплекса в регионах республики необходимо внести коррективы в закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в Республике Башкортостан» в целях обеспечения стабильного функционирования агропромышленного комплекса, паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары производственно-технического назначения и услуги, повышения ответственности поставщиков и заготовителей за выполнение договорных обязательств в полном объеме. Необходимо принять закон «О свободных экономических зонах в Республике Башкортостан». Контрольные вопросы 1. Каковы особенности социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан? 2. Назовите базовые отрасли Республики Башкортостан? 3. В чем суть структурной политики в экономике регионов Республики Башкортостан? 4. Каковы приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан? 5. Перечислите механизмы реализации концепции социально-экономического развития регионов. 6. Каковы основные цели и принципы комплексного социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан? Литература 1. Исянбаев М.Н. Методологические основы формирования и функционирования хозяйственных комплексов Республик / БНЦ УрО РАН Уфа, 1992. 173с. 2. Экономические подрайоны Республики Башкортостан. Проблемы формирования и развития. Уфа: Китап, 1995. 180 с. 3. Исянбаев М.Н, Габитов Х.Ш, Баймуратова Х.Г ., Хайруллина В.Г. Уральский экономический подрайон: проблемы формирования и развития. Уфа, 1995. 127с. 4. Северо-восточный экономический подрайон Республики Башкортостан: Проблемы развития производительных сил. Уфа, 1996. 120 с. 5. Социально-экономическое положение районов и городов Республики Башкортостан в 1995 г.: Стат. ежегодник. Уфа, 1996. 305 с. 6. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. ГЛАВА V. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |