КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное администрирование. Бюрократия и альтернативные системы управления
В системе государственного управления наряду с принятием политических решений огромное значение имеют управленческие действия по руководству, организации и реализации принятых решений. Термин «администрация», определяющий назначение данной деятельности происходит от латинского «administrare», что означает «служить». Администрирование – специфический вид управленческой деятельности, связанный с ответом на вопрос: как можно или следует делать? По определению классика французской науки администрирования Анри Файоля, администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать [11, с. 154]. Следовательно, администрирование (или административная деятельность) связано с организацией и функционированием государственной власти в деятельности бюрократического аппарата и предполагает выполнение специальных функций: (1) программирования – выработки конкретных программ действий; (2) организации – определения структур и кадров для выполнения поставленных задач; (3) распорядительства – выдачи конкретных властных предписаний; (4) координации – гармонизации всех действий и усилий; (5) контроля и проверки соответствия результатов поставленным целям. Обычно для обозначения типов государственной администрации употребляется термин «бюрократия». Бюрократия в самом общем виде – это машина управления, основанная на иерархии и на нормах. В разных контекстах бюрократия рассматривается либо как: 1) особая группа, чиновничество, присвоившая государственную власть, либо как 2) особая техника управления, опирающаяся на строго определенные процедуры, либо как 3) бюрократизм, т.е. постоянные злоупотребления и дисфункциональные действия, связанные с соединением бюрократии в значениях (1) и (2). В любой системе, где управление общественными делами становится профессиональной деятельностью, формируется чиновничество как особая социо-профессиональная группа. Профессионализация деятельности в данном случае означает две вещи: (1) это основная или единственная работа для людей, которые ей занимаются, – следовательно, она дает им достаточные средства к существованию; (2) это деятельность, выполнение которой связано с особыми знаниями и навыками, – следовательно, для ее осуществления необходима организация приобретения этих знаний и навыков. Люди одной профессии далеко не всегда формируют социальную группу или страту: для этого требуется минимум организационной оформленности и обособленности от других групп, в идеале – наследственный принцип формирования. Специфика чиновников в том, что их организованность как группы связана с самими условиями их деятельности, которая осуществляется лишь в рамках особых структур (органов публичного управления) и, как правило, в условиях постоянного взаимодействия служащих друг с другом. Обособленность от других групп, помимо содержания профессиональной деятельности, возникает, прежде всего, за счет специальных механизмов отбора будущих служащих. Роль такого механизма может играть принадлежность к определенной наследственной страте (касте, сословию, «номенклатуре» и пр.), получение специального образования, обязательность особых процедур. Кроме того, для чиновничества часто характерна обособленность, связанная с замкнутостью служебной деятельности (ее пожизненный характер, наличие строго хранимой служебной тайны, обладание привилегиями) и, в конечном счете, с наличием у чиновников властных ресурсов, отделяющих их от остального населения. По сути, названные характеристики применимы ко многим социо-профессиональным группам, существующим в традиционных – корпоративных, кастовых или сословных – обществах. Ремесленные цехи, профессиональные касты, религиозные ордена и т.д. также возникают на основе профессионализации, замкнутости и обособленности от других групп. Чиновничество сохраняет эти черты и в современном мире благодаря трем основным факторам: 1. Чиновники имеют исключительный доступ ко многим властным ресурсам. Эти ресурсы исключительны и локализованы, в отличие от ресурсов, которыми располагают представители других профессий, не имеющие возможности монополизации; в результате возникает и желание создать замкнутую страту, и возможность сделать это. 2. В современном мире большая часть знаний, необходимых для успешной работы в администрации, по-прежнему не обобщена и не тиражируется, в отличие от специальных знаний, связанных с другими профессиями. Иначе говоря, государственную службу часто невозможно изучить в университете, ей можно научиться только на государственной службе. Это справедливо в той мере, в какой основу успешной административной деятельности составляют конкретные знакомства, связи, личные контакты и, в целом, не столько знания, сколько особенности характера и использование специфических алгоритмов поведения. Проблема обостряется тем, что официально эти алгоритмы критикуются, поскольку они направлены не на достижение общественных интересов (декларируемая цель администрации), а на самосохранение чиновничества как особой группы, обладающей особыми ресурсами. 3. Идеология «общественного интереса», представляемого государством и его служащими, надежно защищает чиновников от открытости и от уравнивания их с другими гражданами (действующими в частных, т.е. «низших» интересах). Все эти черты легко приводят к формированию бюрократии как узурпировавшего власть чиновничества. Однако чиновничество как социо-профессиональная группа далеко не едино. Чаще всего выделяются три относительно автономных слоя чиновников: административная элита (бюрократия как держатель власти), средний слой или «руководители среднего звена» (классическая бюрократия как барьер и посредник между «народом» и «властью») и чиновники-исполнители, – в литературе их часто называют «бюрократией первого этажа» (та категория чиновничества, которая меньше всего обладает властью и с которой чаще всего контактирует население). Эти категории связаны между собой возможностью продвижения по службе; однако в устоявшихся бюрократических обществах с разветвленным государственным аппаратом они часто приобретают наследственный характер и разделяются все большей дистанцией. Классическую концепцию бюрократического управления как наиболее рациональной и универсальной формы организации управленческой деятельности создал М. Вебер. Поскольку выдвинутые им положения часто приводятся отрывочно, бессистемно, что мешает их адекватному пониманию, приведём здесь целиком (исключая лишь современные Веберу детали и частные комментарии) тот раздел «Хозяйства и общества», где немецкий социолог характеризует «административное бюрократическое руководство» [см.: 15]. «Фундаментальными категориями рационального господства являются: 1) непрерывное функционирование публичных служб, опирающееся на нормы, в рамках 2) компетенции (полномочий), которая означает: а) сферу исполнительских обязанностей, определенную объективно б) с добавлением распорядительных полномочий требующихся для в) точное определение средств принуждения и гипотез их применения. К этому следует добавить: 2) Принцип административной иерархии, то есть организацию четко определенных органов контроля и надзора для всякого учрежденного органа, с правом обращения или обжалования нижестоящих перед вышестоящими. 4) «Правила», в соответствии с которыми все осуществляется, могут быть: а) техническими правилами б) [правовыми] нормами. В обоих случаях профессиональная квалификация [Fachschulung] необходима для применения «правил», чтобы добиться полной рациональности. Как правило, только тот, кто обладает такой квалификацией, достаточно компетентен для участия в административном руководстве объединением, и только такой индивид может именоваться чиновником. Чиновники формируют типическое административное руководство рациональных объединений, будь они политическими, иерократическими, экономическими (в частности, капиталистическими) или иными. 5) Принцип полного отделения административного руководства от 6) В случае полной рациональности отсутствует какое бы то ни было присвоение должности занимающим ее липом. Там, где устанавливается «право» на «должность»... оно обычно служит не целям присвоения чиновником [должности], а чисто объективной («независимой») гарантии рабочего места и связано лишь с нормами его деятельности. 7) Принцип сдержанности [Aktenmabigkeit] администрации действует даже там, где устная дискуссия является фактической нормой или прямым предписанием; по крайней мерe, предварительные дискуссии и предложения, решения и постановления всякого рода фиксируются письменно. Акты и деятельность чиновников создают контору, центр любой современной деятельности какого бы то ни было образования. Наиболее чистый тип легального господства – господство посредством административного бюрократического руководства. Только глава объединения занимает положение держателя власти либо в силу присвоения, либо в силу избрания или как назначенный преемник. Но сами полномочия держателя власти формируют легальные «компетенции». В целом административное руководство состоит, в наиболее чистой форме, из индивидуальных чиновников [Einzelbeamte] (единоначалие, противоположность «коллегиальности», о которой пойдет речь позже), которые: 1) лично свободны, подчиняются лишь объективным требованиям их должности, 2) в [рамках] основательно установленной должностной иерархии, 3) с основательно установленными должностными компетенциями, 4) в силу контракта, следовательно (в принципе) на основе открытого [frei] набора в соответствии с профессиональной квалификацией: в наиболее рациональном случае они назначаются (не избираются) в соответствии 5) с профессиональной квалификацией, выявленной на экзамене и подтвержденной дипломом, 6) получают плату деньгами в фиксированных окладах, большей частью дающих право на пенсию, [договоры о которых] в некоторых случаях могут быть расторгнуты нанимателем (в частности, на частных предприятиях), но всегда могут быть расторгнуты служащими; эти оклады ранжированы прежде всего в соответствии с чином в иерархии, а также в соответствии с выполняемыми обязанностями, в общем же в соответствии с принципом «согласно чину» [Standesgemabheit]; 7) относятся к своей должности как к единственному или основному профессиональному занятию; 8) имеют перед собой перспективу карьеры, «продвижения» в соответствии со стажем, или в соответствии со служебной деятельностью, или же в соответствии с тем и другим, при зависимости продвижения от их начальников; 9) работают полностью «отделенные от средств управления» и без присвоения рабочих должностей; 10) подчинены строгой и единой должностной дисциплине и контролю» [15]. С учетом рассмотренных выше сюжетов, можно следующим образом резюмировать это описание: бюрократия как система управления – это иерархическая, централизованная, специализированная и внутренне дифференцированная структура, основанная на рациональных безличных («объективных») нормах и тяготеющая к замкнутости за счет самопополнения (карьера) и профессионализации. Различные «болезни» бюрократического управления, формирование в нем негативных для общества тенденции часто называют одним общим термином – бюрократизм. На самом деле речь идет о нескольких разнородных явлениях, которые, однако, можно систематизировать. В большинстве случаев занимающийся управленческой деятельностью служащий не может наблюдать непосредственно общественную полезность выполняемых им должностных функций. Но в этом случае работа для общего блага не может в полной мере играть роль побудительного мотива эффективной деятельности. Поэтому в сложных бюрократических структурах регулярно наблюдается процесс отчуждения служащих от результатов своей деятельности. Поскольку прямая связь между служащим и результатами отсутствует, пробел восполняется различными установками и поведенческими стереотипами, своего рода «посредниками». Роль «посредника» между работой служащего и общественным благом, выполняющего функцию мотивации, играет набор идеологических установок и символов. Эти установки можно разделить на три группы. Первая охватывает убеждения, согласно которым любая «правильно» осуществляемая деятельность, безусловно, важна для общества; критерием истины, как правило, в таких случаях оказывается государство, религиозные или идеологические нормы и т.д. Однако в этой ситуации следование правилам, процедурам оказывается важнее содержания и результата деятельности. Возникает формализм, при котором процедура становится самоцелью. Вторая группа – индивидуалистические установки, согласно которым конкретную пользу от своей деятельности получает, прежде всего, сам служащий, что и является достаточным основанием для мотивации. Но при такой установке легко происходит подмена общественных интересов частными. Чиновник начинает использовать служебное положение в личных целях, что ведет к злоупотреблениям, коррупции. Третья группа – коллективистские или корпоративные установки. При этом отсутствующий или скрытый результат для общества подменяется результатом для бюрократической структуры. Критерием эффективности становится «верность» той организации или ведомству, где чиновник служит. Ведомственные интересы играют роль определяющих мотивов деятельности чиновника. В то же время, в бюрократических структурах приобретает особый смысл избегание ответственности. Во-первых, избегание ответственности становится необходимым для бюрократа. Это связано с иерархическим подчинением: во многих случаях начальник оказывается всевластен по отношению к подчинённому, и рассчитывать на объективность не приходится. Это связано и с технической сложностью бюрократического управления: последствия действий отдельного чиновника, как правило, плохо предсказуемы. В этих условиях любое действие неизбежно связано с риском ошибки. Во-вторых, бюрократические структуры создают все условия для избегания ответственности. Бюрократия основана на господстве норм. Следовательно, ответственность может наступить лишь за нарушение норм. Естественный выход – либо строго следовать правилам, соблюдать все возможные формальности, либо избегать действий везде, где бездействие не наказуемо, – точнее, где наказание не предусмотрено специальной нормой. Законы развития бюрократических структур Э. Даунса: Закон растущей консервативности: по мере того, как организации стареют, они становятся более консервативными, независимо от возможного быстрого роста или реорганизации. Закон иерархии: в крупномасштабных организациях, действующих вне рынка, координация возможна лишь при наличии иерархического руководства. Закон усиливающегося окостенения: существует внутренняя долговременная тенденция к окостенению чиновников в своих привычках Закон несовершенного контроля: в крупных организациях поведение не может контролироваться никем. Закон снижения контроля: чем больше организация, тем слабее контроль, осуществляющийся на самом верху. Закон снижения координации: чем крупнее организация, тем слабее координация. Закон перемещения власти: следствием неразрешенного конфликта является перемещение власти на верхние уровни. Закон удвоения через контроль: попытки контролировать крупные организации имеют тенденцию приводить к появлению новой организации. Закон расширения контроля: количество и подробность информации, требуемой службами, которые контролируют другие службы, увеличивается со временем. Закон противодействия контролю: по мере того, как вышестоящие чиновники стремятся осуществлять больший контроль за подчиненными, они сталкиваются с растущим противодействием или избеганием контроля. Закон бесплатных услуг: требования бесплатных услуг растут вслед за возможностями предоставляющей их службы. Закон неденежного ценообразования: когда организации не получают денег за услуги, они устанавливают неденежную стоимость для измерения результатов деятельности. Закон прогресса через экспансию: разрастание служб стимулирует инновации. Закон выгодной лояпьности: чиновники лояльны по отношению к организации, которая обеспечивает гарантию рабочего места и продвижение. Закон межорганизационных конфликтов: любая крупная организация находится, в той или иной степени, в конфликте со службами, с которыми она взаимодействует. Закон давления противоречивых целей: существует конфликт между разнообразием целей и согласованностью целей, поскольку сталкиваются тенденции к инновациям, контролю и координации. Бюрократия в государственном управлении продолжает набирать силу. Это касается и количества государственных служащих, и власти, которой они располагают. Несмотря на существенные недостатки бюрократического управления, на сегодняшний день не создано более эффективных схем организации деятельности государственного аппарата. Вместе с тем, перспективы государственного управления связаны с развитием некоторых тенденций, появляющихся в недрах современной бюрократии. В современном мире можно говорить о тенденции размывания социо-профессиональной замкнутости чиновничества. На разных уровнях этот процесс проходит по-разному. Административная элита тесно срастается с другими элитами (политической, экономической, военной, информационной и т.д.). Это взаимопроникновение может приобретать сугубо социальные формы (обучение в одних и тех же ВУЗах, общие места и формы организации досуга, установление супружеских связей, привязанность к обшей системе ценностей и пр.), осуществляться через взаимодействие экономических интересов (коррупция, корпоратисткие соглашения, перемещение одних и тех же людей из частного сектора на государственную службу и обратно) и т.д. «Бюрократия первого этажа» оказывается все более открытой за счет банализации государственной службы, увеличения численности служащих и «академизации» связанных с их функциями знаний: на государственного служащего низового уровня можно выучиться. Действительно замкнутой структурой («стратой») остается чиновничество «среднего уровня»: оно защищено от открытого демократического найма требованиями стажа («опыта»), а от смешения с элитами – недостаточным объемом власти и большой долей исполнительских функций. Наряду с этим происходит трансформация самих управленческих отношений за счет внедрения в государственное управление некоторых подходов, принятых в управлении частными предприятиями. Так, набор на некоторые должности (должности категории «Б») осуществляется в соответствии с личными качествами кандидатов, а срок полномочий ограничен сроком полномочий руководителя. Производятся попытки связать деятельность чиновников с результатами их труда, как через ответственность, так и через индивидуальное стимулирование. Новая система отношений может быть внедрена далеко не везде, но она существенно сужает круг властных полномочий традиционных чиновников. Если бюрократию нельзя устранить, ее можно сдерживать и контролировать. Эти функции выполняют выборные органы власти, судебная система и прямое участие граждан в управлении через деятельность общественных организаций, через самоуправление. Важную функцию общественного контроля за деятельностью бюрократических структур выполняют и средства массовой информации. Критика бюрократии (либеральные политики, школа «общественного выбора», пресса) и развитие альтернативных схем управления (теория менеджмента) постепенно ведут к тому, что на смену бюрократическому управлению приходят другие способы организации управленческой деятельности. При всем разнообразии этих способов, несмотря на их разную природу (где-то речь идет о практических внедрениях, где-то – о теоретических разработках), основные принципы «небюрократического управления» могут быть представлены достаточно кратко. Они сводятся к следующим ключевым вопросам: · мотивация и стимулирование · децентрализация · эффективность · разгосударствление · гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность). В рамках бюрократического управления действуют три основных типа стимулирования служащих: дисциплина (угроза санкций за невыполнение), карьера (возможность служебного роста) и – неявно – идеология государственной службы как особой почетной деятельности. По определению, все эти формы мотивации носят очень общий характер, индивидуализация здесь минимальна. Это во многом определяет отсутствие мотивации творческой деятельности: бюрократия основана на исполнительстве. Многочисленные критики бюрократического управления исходят из одной общей методологической предпосылки: движущим мотивом человеческой деятельности являются индивидуальные эгоистические интересы. Эти интересы могут интерпретироваться в духе Ф. Тейлора (меньше работать, больше зарабатывать), в более оптимистичном духе А. Маслоу (иерархия потребностей), но в любом случае играют главенствующую роль. Основной – и неустранимый – недостаток бюрократии, с этой точки зрения, в том, что людям, преследующим эгоистические цели, дается возможность распоряжаться общественными ресурсами и объединяться в замкнутую группу сообщников, отграниченную от других особыми знаниями/навыками и процедурами. Сторонники бюрократического управления утверждают обратное, поскольку опираются на другие посылки. С их точки зрения, эгоистические интересы могут удовлетворяться привилегиями, в то время как жесткая дисциплина и особый дух служения государственным интересам формируют привычку честной и качественной работы, которая приобретает системный характер. Главный же аргумент сторонников бюрократии – отсутствие других схем государственного управления, которые могли бы обеспечить такую же эффективность и рациональность. Иными словами, если бюрократия и зло, то наименьшее. Предлагаемые теорией менеджмента способы стимулирования как раз и стремятся стать альтернативой бюрократии. Речь идет об индивидуализации стимулирования, о решающей роли материальных факторов, о стимулировании не исполнительства, а инициативности и проч. Как ни парадоксально, собственно бюрократические методы стимулирования при этом сохраняются, но становятся более радикальными и полностью меняют смысл. Дисциплинарная ответственность должна предусматривать в качестве используемой, пусть крайней меры увольнение (а не взыскания и переводы как в классической бюрократии). Возможности карьеры должны быть связаны исключительно с личными достижениями (а не с выслугой) и при значительных достижениях карьера должна быть быстрой (а не опираться на последовательное занятие должностей). Таким образом, стремление к личной выгоде будет направлено на пользу общественным делам. Децентрализация видится критикам бюрократии одним из важнейших способов улучшить качество государственного управления. Как правило, подразумевается и децентрализация (разукрупнение) служб, и децентрализация полномочий и ответственности, и активное привлечение негосударственных структур, общественных организаций, отдельных граждан к процессу управления. К этой идее относятся такие требования как субсидиарность (все вопросы решаются на самом близком к населению уровне управления, «наверх» передается лишь то, что невозможно решить «внизу»), обязательные консультации с населением и заинтересованными группами по поводу всех сколько-нибудь важных решений, финансовая самостоятельность учреждений и организаций, максимально возможная выборность должностных лиц или конкурсное занятие должностей и т.д. Наконец, децентрализации подлежит и контроль: конечный потребитель производимых государственными органами благ и должен быть основным контролером, будь то через судебную процедуру или через возможность участия во всех этапах публично-управленческой деятельности. Критерием успешности и адекватности этой деятельности должна стать эффективность в ее экономическом понимании, т.е. минимизация затрат при максимальном «выходе» (стоит отметить, что классическое бюрократическое понимание «правильной» деятельности связано не с сокращением, а с увеличением расходов). Разгосударствление предполагает, что многие общественно значимые функции могут более качественно и более эффективно выполняться негосударственными организациями и лицами. «Негосударственные» означает в данном случае вовсе не «муниципальные» (просто еще одна разновидность публичной власти), а либо коммерческие, либо добровольческие, некоммерческие. В первом случае неизбежно возникает проблема стоимости услуг: коммерческая организация работает на прибыль. Во втором случае – проблема профессионализма и финансовых ресурсов, а главное – отсутствие гарантий соответствия объема предоставляемых услуг объему спроса на них. Наконец, гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность и пр.) подразумевает внедрение в государственное управление конкретных технологий, плохо совместимых с бюрократической организацией. Здесь может идти речь о многопрофильности, мобильности и переменном характере кадров государственного управления (понятию «государственная служба» в этой системе места нет), о гибких методах принятия решений, противопоставленных жестким бюрократическим (иерархия и абсолютная рациональность), об индивидуализации «управленческих воздействий» (в противовес господству безличных норм) и т.д. [15]. Вопросы и задания 1. В чем состоят различия в понимании государственного управления в «широком» и «узком» смыслах? 2. В чем заключаются различия трактовок государственного управления при директивном и коммуникативном подходах к политическому управлению? 3. Дайте несколько определений государства. Почему возможен ряд подходов к пониманию этого феномена? 4. Выделите 3-4 важнейших структурных блоков государственной политики. 5. Какие роли в политическом управлении играют политическая элита и бюрократия? 6. В чем состоит существо процесса формирования политического курса? 7. Коротко охарактеризуйте следующие виды управления: ситуативное, программно-целевое, стратегическое, рутинное. 8. Перечислите пять обязательных элементов любой управленческой программы. 9. Что такое бюрократия? Согласны ли Вы с мнением политолога Я.Ю. Старцева, о том, что «бюрократия в самом общем виде – это машина управления, основанная на иерархии и на нормах»? Аргументируйте свой ответ. 10. «Иерархическая, централизованная, специализированная и внутренне дифференцированная структура, основанная на рациональных безличных («объективных») нормах и тяготеющая к замкнутости за счет самопополнения (карьера) и профессионализации…». О какой системе управления идет речь в приведенном отрывке? 11. Опираясь на текст лекции и другие источники, охарактеризуйте основные «бюрократические болезни» и методы их «лечения», предлагаемые экспертами. 12. Какие требования должны предъявляться к государственным гражданским служащим в современных демократических странах? Литература 1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2008. 2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997. 3. Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс, 1996. 4. Гончаров Д.В. Университетские программы по государственному управлению в современной России // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Матер. 4-й ежегод. Междунар. Конф. ф-та гос. упр. МГУ им. М.В. Ломоносова (24-26 мая 2006 г.). М., 2006. 5. Дегтярев А.А. Политическая теория. М., 2002. 6. Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. 7. Категории политической науки / под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: РОССПЭН, 2002. 8. Князев С.Н., Ганчеренок И.И. К единой системе аттестации научных кадров в области государственного управления: от синхронизации к развитию // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Матер. 4-й ежегод. Междунар. Конф. ф-та гос. упр. МГУ им. М.В. Ломоносова (24-26 мая 2006 г.). М., 2006. 9. Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2010. 10. Мельников А.П. К вопросу о сущности политического управления // Проблемы управления. 2002. № 4. 11. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 12. Панченко А.В. Политическое управление в переходном обществе: специфика, назначение, уровни анализа // Проблемы управления. 2005. № 1 (14). 13. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2002. 14. Решетников С.В., Антанович Н.А. Политическое управление в структуре государственной власти // Проблемы управления. 2007. № 2 (23). 15. Старцев Я.Ю. Основы политического государственного управления: Учебное пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 16. Технологии в политике и политическом управлении / Под общ. Ред. М.Г. Анохина. М.: Изд-во РАГС, 2000. 17. Управление: государство, политика, безопасность: Монография. / Сост. М.В. Ильин и др. Мн.: Акад. упр., 2005. 18. Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. М., 1997.
[1] См. лекцию 1.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |