КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целеполагание в процессе управления
Миссия организации конкретизируется в целях всех областей деятельности, от которых зависит успех предприятия. Менеджмент определяет постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Менеджмент служит выполнению системы целей. Организация и каждый ее работник должны знать, куда им идти, прежде, чем как туда попасть. Цели, по мере доведения до исполнителей, превращаются в задачи и более конкретизируются и детализируются. Определенные управлением цели организации служат для установления стандартов для оценки эффективности. Целью может быть приобретение или сохранение каких-либо позиций. Значение установления целей определяется в концентрации внимания ресурсов и сил на достижение желаемых результатов. Цель определяет структуру фирмы, а также характер внутренних и внешних связей. Цель оказывает помощь в выборе решения в случае наличия альтернатив, необходимости противостоять сиюминутным требованиям ситуации и людей. Наличие целей увеличивает эффективность деятельности. Наличие целеполагания в системе сокращает затраты на управление системой и препятствует неэкономичному усложнению системы. Цель — это желаемое состояние объекта управления. Целеполагание присуще любой системе. Управление — это деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Управление создает условия для достижения целей организации, координирует и согласует совместную деятельность работников организации. Цели становятся инструментом управления, когда они: • определены и сформулированы; • известны персоналу; • приняты работниками. С помощью целеполагания менеджмент определяет траекторию дальнейшего развития организации — когда и чего она должна достигнуть. Наличие цели координирует общие действия через связь отдельных звеньев в единое целое. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Цели могут касаться таких основных моментов, как: • организационно-техническое развитие производства (повышение количества и (или) качества товара, увеличение производственных мощностей и т.д.); • технологическое развитие (модернизация оборудования, изменение технологии производства); • инновации (разработка инновационных изделий, конкретные сроки и характеристики реализации различных проектов); • материальные ресурсы (экономия материальных ресурсов, поиск новых поставщиков материальных ресурсов по более низким ценам, поиск материалов более высокого качества); • производительность (повышение производительности труда работников); • работа с покупателями (повышение скорости обслуживания клиентов); • маркетинг, положение на рынке (увеличение доли, занимаемой на рынке, превосходство над конкурентами); • социальное развитие коллектива (улучшение условий труда, обучение персонала, стажировки на других предприятиях); • управление организацией (изменение организационной структуры предприятия); • финансовые ресурсы (увеличение заемного капитала, выплата дивидендов); • социальная ответственность (благотворительность для детских домов на территории, где расположено предприятие); • охрана окружающей среды (установка очистительных сооружений, уборка территории предприятия); • прибыль (увеличение рентабельности предприятия в будущем году на 1,5%). Представленный перечень приемлем для коммерческих организаций. Цели некоммерческих организаций разнообразны, вероятно, они будут больше направлены на социальную ответственность, но они также должны определяться. Цели должны быть установлены в любой области, в которой фирма желает работать и контролировать степень достижения. Цели обладают следующими свойствами: соподчиненность, развертываемость, и соотносительная важность. Свойство соподчиненности проявляется в обусловливании целей. Следовательно, цели управления формируются сверху вниз, от целей всей системы к отдельным ее элементам. Развертываемость целей объясняется тем, что цели вышестоящего уровня детализируются в целях нижестоящего уровня целями частного характера, задачами. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню. По содержанию, например, цели предприятия развертываются в цели отделов, цехов, подразделений. По времени цели развертываются из долгосрочных (стратегических) на 5 лет и более в среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) или тактические. По уровню разворачиваемость представлена в иерархической структуре целей — в «дереве целей». Существуют два типа целей: «точечная» и «траекторная». «Траекторная» формулировка целей — это предоставление целей в качественном виде, когда определена общая траектория развития организации. «Точечная» формулировка целей трактуется через достижение определенных количественных показателей — нормативов, коэффициентов, процентов. Все множество целей можно классифицировать, как представлено в табл.5.1.
Таблица 5.1 Классификация целей
Цели могут устанавливаться двумя способами: централизованным и децентрализованным. При централизованном подходе цели определяются верхним уровне управления и спускаются нижестоящим подразделениям. Преимущество этого подхода в том, что деятельность всей организации направлена на достижение единой цели. Недостаток — возможное неприятие и отвержение цели низшими подразделениями. При децентрализованном способе формулирования целей может быть два варианта построения целей: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае каждый из нижестоящих уровней определяет себе цели в соответствии с целями вышестоящего уровня. При втором подходе нижестоящие уровни устанавливают себе цели, а вышестоящие — формируют цели уже на основе целей нижестоящего уровня. Для того чтобы цели были воплощены в жизнь, они должны быть: • сформированы из миссии; • конкретными и измеримыми; • гибкими, чтобы в случаях изменения внешней среды их можно было преобразовать и приспособить к новым условиям; • приемлемыми; • ориентированными во времени; • операциональными, т.е. иметь возможность видоизмениться в конкретные задачи для исполнителей; • достижимыми. В случае невозможности достигнуть целей мотивация работников резко снижается; • краткими, но при этом четко определяющими желаемое состояние объекта; • множественными, во всех необходимых областях; • направлены на концентрацию усилий и ресурсов. Постановка целей имеет определенные принципы. Во-первых, это определение приоритетов, т.е. то, что предпочтительно предприятию и чего оно желает добиться. Во-вторых, необходимо обсуждение целей в организации подчиненными, ответственными за их выполнение. Это увеличивает их ответственность за достижение целей и не вызывает неприятие трудовым коллективом. В-третьих, при формировании целей необходимо обеспечить регулярную обратную связь для контроля за ходом реализации целей либо отклонением от поставленных целей. И, в-четвертых, необходима связь целей с системой поощрения. Прибыль не может служить миссией предприятия, но существование прибыли в качестве цели организации вполне объяснимо. Наряду с миссией — удовлетворение каких-либо потребностей клиентов, прибыль может быть определена как цель нижестоящего уровня. Прибыль является условием дальнейшего развития и совершенствования организации. Может возникнуть ситуация, в которой цели предприятия конфликтны, т.е. противоположны. Примером конфликтных целей являются введение новых технологий, требующих дополнительных затрат и максимизация прибыли. Конфликт между целями можно разрешить несколькими способами: выбрать одну из целей с помощью ранжирования по значимости; через достижимость целей в установленное время; выбрать любую из целей, что возможно только в случае взаимозаменяемости целей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |