Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целеполагание в процессе управления




Миссия организации конкретизируется в целях всех областей деятельности, от которых зависит успех предприятия. Менеджмент определяет постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Менеджмент служит выполнению системы целей. Организация и каждый ее работник должны знать, куда им идти, прежде, чем как туда попасть. Цели, по мере доведения до исполнителей, превращаются в задачи и более конкретизируются и детализируются.

Определенные управлением цели организации служат для установления стандартов для оценки эффективности. Целью может быть приобретение или сохранение каких-либо позиций.

Значение установления целей определяется в концентрации внимания ресурсов и сил на достижение желаемых результатов. Цель определяет структуру фирмы, а также характер внутренних и внешних связей. Цель оказывает помощь в выборе решения в случае наличия альтернатив, необходимости противостоять сиюминутным требованиям ситуации и людей.

Наличие целей увеличивает эффективность деятельности. Наличие целеполагания в системе сокращает затраты на управление системой и препятствует неэкономичному усложнению системы.

Цель — это желаемое состояние объекта управления. Целеполагание присуще любой системе. Управление — это деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Управление создает условия для достижения целей организации, координирует и согласует совместную деятельность работников организации.

Цели становятся инструментом управления, когда они:

• определены и сформулированы;

• известны персоналу;

• приняты работниками.

С помощью целеполагания менеджмент определяет траекторию дальнейшего развития организации — когда и чего она должна достигнуть. Наличие цели координирует общие действия через связь отдельных звеньев в единое целое. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Цели могут касаться таких основных моментов, как:

• организационно-техническое развитие производства (повышение количества и (или) качества товара, увеличение производственных мощностей и т.д.);

• технологическое развитие (модернизация оборудования, изменение технологии

производства);

• инновации (разработка инновационных изделий, конкретные сроки и характеристики реализации различных проектов);

• материальные ресурсы (экономия материальных ресурсов, поиск новых поставщиков материальных ресурсов по более низким ценам, поиск материалов более высокого качества);

• производительность (повышение производительности труда работников);

• работа с покупателями (повышение скорости обслуживания клиентов);

• маркетинг, положение на рынке (увеличение доли, занимаемой на рынке, превосходство над конкурентами);

• социальное развитие коллектива (улучшение условий труда, обучение персонала, стажировки на других предприятиях);

• управление организацией (изменение организационной структуры предприятия);

• финансовые ресурсы (увеличение заемного капитала, выплата дивидендов);

• социальная ответственность (благотворительность для детских домов на территории, где расположено предприятие);

• охрана окружающей среды (установка очистительных сооружений, уборка территории предприятия);

• прибыль (увеличение рентабельности предприятия в будущем году на 1,5%).

Представленный перечень приемлем для коммерческих организаций. Цели некоммерческих организаций разнообразны, вероятно, они будут больше направлены на социальную ответственность, но они также должны определяться. Цели должны быть установлены в любой области, в которой фирма желает работать и контролировать степень достижения.

Цели обладают следующими свойствами: соподчиненность, развертываемость, и соотносительная важность. Свойство соподчиненности проявляется в обусловливании целей. Следовательно, цели управления формируются сверху вниз, от целей всей системы к отдельным ее элементам.

Развертываемость целей объясняется тем, что цели вышестоящего уровня детализируются в целях нижестоящего уровня целями частного характера, задачами. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню. По содержанию, например, цели предприятия развертываются в цели отделов, цехов, подразделений. По времени цели развертываются из долгосрочных (стратегических) на 5 лет и более в среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) или тактические. По уровню разворачиваемость представлена в иерархической структуре целей — в «дереве целей».

Существуют два типа целей: «точечная» и «траекторная». «Траекторная» формулировка целей — это предоставление целей в качественном виде, когда определена общая траектория развития организации. «Точечная» формулировка целей трактуется через достижение определенных количественных показателей — нормативов, коэффициентов, процентов.

Все множество целей можно классифицировать, как представлено в табл.5.1.

 

Таблица 5.1

Классификация целей

Критерий Виды целей
Содержание Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические
Измеримость Количественные, качественные
Повторяемость Постоянные, разовые
Период установления Стратегические, тактические, оперативные
Иерархия Цели организации, структурных подразделений
Сфера действия Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые
Конкретизация Неоперациональные, операциональные
Среда Внутренние, внешние
Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие
Характер Коммерческие, некоммерческие
Уровень Общие, специфические
Стадия жизненного цикла Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение

Цели могут устанавливаться двумя способами: централизованным и децентрализованным. При централизованном подходе цели определяются верхним уровне управления и спускаются нижестоящим подразделениям. Преимущество этого подхода в том, что деятельность всей организации направлена на достижение единой цели. Недостаток — возможное неприятие и отвержение цели низшими подразделениями.

При децентрализованном способе формулирования целей может быть два варианта построения целей: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае каждый из нижестоящих уровней определяет себе цели в соответствии с целями вышестоящего уровня. При втором подходе нижестоящие уровни устанавливают себе цели, а вышестоящие — формируют цели уже на основе целей нижестоящего уровня.

Для того чтобы цели были воплощены в жизнь, они должны быть:

• сформированы из миссии;

• конкретными и измеримыми;

• гибкими, чтобы в случаях изменения внешней среды их можно было преобразовать и приспособить к новым условиям;

• приемлемыми;

• ориентированными во времени;

• операциональными, т.е. иметь возможность видоизмениться в конкретные задачи для исполнителей;

• достижимыми. В случае невозможности достигнуть целей мотивация работников резко снижается;

• краткими, но при этом четко определяющими желаемое состояние объекта;

• множественными, во всех необходимых областях;

• направлены на концентрацию усилий и ресурсов.

Постановка целей имеет определенные принципы. Во-первых, это определение приоритетов, т.е. то, что предпочтительно предприятию и чего оно желает добиться. Во-вторых, необходимо обсуждение целей в организации подчиненными, ответственными за их выполнение. Это увеличивает их ответственность за достижение целей и не вызывает неприятие трудовым коллективом. В-третьих, при формировании целей необходимо обеспечить регулярную обратную связь для контроля за ходом реализации целей либо отклонением от поставленных целей. И, в-четвертых, необходима связь целей с системой поощрения.

Прибыль не может служить миссией предприятия, но существование прибыли в качестве цели организации вполне объяснимо. Наряду с миссией — удовлетворение каких-либо потребностей клиентов, прибыль может быть определена как цель нижестоящего уровня. Прибыль является условием дальнейшего развития и совершенствования организации.

Может возникнуть ситуация, в которой цели предприятия конфликтны, т.е. противоположны. Примером конфликтных целей являются введение новых технологий, требующих дополнительных затрат и максимизация прибыли. Конфликт между целями можно разрешить несколькими способами: выбрать одну из целей с помощью ранжирования по значимости; через достижимость целей в установленное время; выбрать любую из целей, что возможно только в случае взаимозаменяемости целей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.